Posted 23 сентября 2008,, 16:16

Published 23 сентября 2008,, 16:16

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Бомба для бомбил. Операция «Автобус» показала несостоятельность частных перевозок

23 сентября 2008, 16:16
В минувший четверг депутаты Госсобрания приняли во втором чтении закон, призванный упорядочить работу общественного транспорта в Башкирии. В случае, если законопроект будет принят в третьем чтении и его подпишет президент, то уже в 2009 году игроки республиканского рынка пассажироперевозок будут вынуждены работать по новым правилам. Этот документ станет настоящей бомбой для бомбил – по крайней мере, владельцам «ГАЗелей» придется уйти с поля пассажирских транспортных услуг.

Законопроект пошел экспертизу в надзорном ведомстве, и прокуроры внесли в законопроект лишь небольшие юридические поправки. В целом же проект закона «Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан» остался прежним.

Парламентарии намерены навести порядок на башкирском автотранспортном рынке, удалив с улиц экологически грязные маломестные машины и заменив их на крупногабаритные автобусы, оснащенные двигателями «Евро-3» и заставив частных извозчиков следовать государственным требованиям. Народные избранники задумали отсечь от опасной деятельности «нелегалов», подчинив всех автоперевозчиков одному уполномоченному ведомству, способному контролировать и координировать пассажирские перевозки, четко определять действия компаний, ответственных за безопасность людей, оптимизировать маршруты, составлять реестр и единое для всех них расписание и тарифы. По словам зампредседателя председателя комитета Курултая по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Дмитрия Купцова, как только башкирский «транспортный закон» вступит в силу, он станет главным документом для пассажироперевозчиков, отменив все правила, разработанные муниципалитетами.

Полный назад

Напомним, сейчас автоперевозчиков допускают на маршруты местные мэрии. В районных и городских администрациях рождаются критерии, позволяющие той или иной компании обслуживать пассажиров. Однако конкурсы эти часто оказываются весьма не беспристрастными. Понятно, что чиновники зависят от многих предпринимателей и иногда, опасаясь шантажа социальным взрывом, не слишком «придираются» к перевозчику, не способному оказывать качественные и безопасные транспортные услуги. В Уфе это проявляется особенно остро. Ведь не случайно, как только в августе состоялся конкурс, определивший победителей на право возить пассажиров, практически на каждой частной маршрутке появились объявления о наборе… автобусов. А ведь в тендере, который проводила уфимская мэрия, четко оговаривалось: выиграть тот или иной маршрут могли лишь автопредприятия, имеющие в своем парке достаточное число машин, способных удовлетворять потребности населения. Значит, поспешили раздать разрешения, не удостоверившись в одном из главных критериев собственного конкурса? А предприниматели бросились собирать транспортные средства, только когда выигрыш оказался у них в кармане. Как же они прошли через жесткое сито отбора, которым так гордились в администрации Уфы?

- Половина автобусов, прошедших тендер уфимской мэрии сегодня на маршруты не выезжают, - подтверждает главный госавтоинспектор Башкирии Динар Гильмутдинов. – Выигравшим конкурс автокомпаниям нечего представить на линии – все их автобусы в неисправном состоянии.

Как же так получается? Ведь техническая исправность транспортных средств, а также наличие базы способной обслуживать пассажирские автобусы, было одним из основных условий для получения права перевозить уфимцев?

- Конкурс выиграли 13 автокомпаний, - продолжает начальник УГИБДД МВД по РБ Гильмутдинов. – И где их машины? 28 августа я проезжал мимо округа Галле и подсчитал – 37 «ГАЗелей» за минуту подошло к остановке. А где они сегодня? Попрятались!

Главному гаишнику республики отлично известно, какие автобусы обслуживают пассажиров на дорогах Уфы.

- Это автобусы – место, которым на свалке, а не на дорогах республики, - категоричен он.

По мнению начальника УГИБДД, столица Башкирии не нуждается в таком количестве частных машин.

- Для нормальной организации пассажирских перевозок требуется три-четыре тысячи автобусов, - говорит Динар Загитович. - А в городе их около 10 тысяч. То есть 60% всех уфимских автобусов – это излишки, которые в погоне за пассажиром создают бардак на дорогах, иначе это не назовешь.

Понятно и почему эти маршрутки на две недели исчезли с улиц. В столице Башкирии проводилась оперативно-профилактическая операция «Автобус», призванная снизить аварийность на пассажирском автомобильном транспорте.

- Более 100 автобусов запрещается к эксплуатации ежедневно, - сетует Динар Загитович. – 12 тысяч нарушений за две недели! 15 водителей частных компаний попались в нетрезвом состоянии за рулем. А ведь все они знают – идет операция «Автобус», но все равно нарушают.

Как бы там ни было, эти две недели стали показательными – частные извозчики, если их заставить соблюдать все правила безопасности перевозок, оказываются не в состоянии оказывать транспортные услуги населению.

Алло, гараж!

- Это ведь очень странно, - рассуждает начальник УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов. – Выигравшие маршруты у городской мэрии предприятия не выпускают свои автобусы на линии. Я знаю, что им звонят, требуют обеспечить нормальный график движения, а они на все претензии отвечают, что их машины стоят в ремонте. Это настоящий саботаж.

Действительно странно – город живой организм, а транспортное сообщение – его стратегические артерии. И как можно было доверить дело, касающееся жизнедеятельности мегаполиса предпринимателям, интересы которых ограничиваются исключительно собственным карманом? Кстати, когда «транспортный закон» будет принят, за такие вольности перевозчик запросто поплатится работой и больше никогда не сможет заниматься этим видом деятельности.

- Автопредприниматели называют свои отгулы каникулами, - возмущается главный гаишник Башкирии. – Разве это нормально, когда коммерсант сам решает, выходить ему на работу или нет? Ведь не о торговле семечками на базаре идет речь, а о безопасности целого города.

- А как им не саботировать? – парирует заместитель председателя союза автопредпринимателей Уфы Владимир Варицкий, в прошлом, кстати, занимавший кресло начальника Госавтодорнадзора. – Это единственный способ заставить к нам прислушаться.

Союз автопредпринимателей объединил коммерсантов-нелегалов, которые считают, что для перевозки пассажиров никаких разрешений не требуется.

По словам г-на Гильмудинова, после операции «Автобус» во все ведомства, в газеты идут пачками жалобы от частных извозчиков, мол, им мешают работать.

- Нет никаких претензий к новым исправным автобусам, - говорит Динар Загитович. – Частные перевозчики обязаны привести свой транспорт в порядок, иначе им никто перевозить людей не позволит.

Не верит г-н Гильмутдинов и в письма якобы рядовых жителей, заявляющих, что без частников город охватывает транспортный коллапс.

- Я дал команду своим сотрудникам, они мониторят городские остановки, и проблем с транспортом нет, подходит автобус – пассажиры уезжают. Столпотворений никто не заметил. Хорошо, что у нас, в отличие от других регионов, сохранилась и отлично работает система «Башавтотранса» - к автобусам государственного предприятия претензий нет.

По словам Динара Гильмутдинова, автобусы «Башавтотранса» проверяются в первую очередь, «чтобы ни говорили о предвзятости нашего техконтроля».

- За государственного перевозчика мы спокойны, - говорит главный гаишник республики. – Водители «Башавтотранса» дважды в день проходят медосмотр, здесь не выпустят автобус на линию в неисправном состоянии и осматривают машины на предмет неполадок по несколько раз в сутки, следят за интервалом движения, скоростью и соблюдением маршрутов. Кроме того, это автопредприятие имеет в своем парке только экологически чистые автобусы. Поэтому ГАИ заинтересована в развитии системы государственных автоперевозок.

Нетранспортабельный транспорт

В планах Госавтодорнадзора начать проверки маршрутных такси на соответствие экологическим требованиям.

- Больше половины автобусов, которые сейчас ездят по Уфе окажутся экологически небезопасными, - уверен замначальника управления Госавтодорнадзора Юрий Косянец.

- В будущем законе четко указано, что участники рынка перевозок обязаны использовать пассажирские машины только с двигателями «Евро-3» и «Евро-2», - говорит один из разработчиков транспортного законопроекта депутат Дмитрий Купцов. – Я не люблю отвечать на вопрос, сколько «ГАЗелей» исчезнет из города, но многие из них этому критерию не соответствуют.

Руководитель республиканского Госавтодорнадзора Валерий Куликов результатами операции «Автобус» доволен.

- За эти две недели, когда частники перестали выходить на линии, кривая аварийности резко пошла вниз, - говорит Валерий Вячеславович. – Стандартный набор, который приводит к трагедиям на дороге – несоблюдение норм труда, отсутствие медосмотров водителей и техосмотров, как раз свойственен частным предпринимателям. Они не могут позволить себе содержать врача и ремонтную базу, а их водители работают сутками. Когда такие перевозчики попрятались – аварий стало намного меньше.

По данным республиканского ГАИ, каждый день на дорогах Башкирии случаются аварии с пассажирскими автобусами, причем только в Уфе происходит по 40-50 ДТП в сутки. В 70% случаев виновниками становятся водители «ГАЗелей».

- Это самый аварийный транспорт, - категоричен начальник отдела технического надзора УГИБДД МВД по РБ Линар Шайдуллин. - «ГАЗели» - очень уязвимые машины. Они легко переворачиваются. Вот, например, 24 августа на перекрестке Невского и Первомайской из-за столкновения с легковым автомобилем «Опель» упала на крышу «ГАЗель», следовавшая по маршруту «Шакша - Колхозный рынок». Трое пассажиров серьезно пострадали. Это происходит из-за того, что конструкция этого автобуса первоначально была создана под грузовые перевозки, и потом горьковский завод поменял ее предназначение.

Кстати, через три дня после происшествия в Уфе, 27 августа перевернулась пассажирская «ГАЗель» на 52-м километре автодороги «Баймак – Серменево». Последствия этой трагедии ужасны – два пассажира погибли, еще двое получили серьезные травмы.

- В Стерлитамаке и Казани запретили «ГАЗели» и там на улицах порядок, - уверяет подполковник Гильмутдинов. – Нет сомнений, что в Уфе давно пора прийти к такому решению.

- Но люди едут на «ГАЗелях» из-за скорости, чтобы быстрее добраться…

- Скорость в городе у нас одна – 60 км в час, - отрезает главный госавтоинспектор. – Именно поэтому, что водители этих маршрутных такси не соблюдают скоростной режим у нас такой большой процент аварийности на пассажирском транспорте. Автобусы большой вместимости намного безопаснее, и предпринимателям стоит задуматься об обновлении своего парка, тогда проблем у них не будет.

Операция «Автобус» настолько явно обнажила проблемы, существующие на поле автопассажирских услуг, что чиновники, отвечающие за общественный транспорт, уже не имеют права игнорировать происходящее. Ревизоры в погонах пытаются навести на дорогах порядок, но их усилия тщетны. Уже в понедельник, как только закончились профилактические мероприятия, на уфимские улицы вылился неконтролируемый поток небезопасных маршруток. И жители города, садясь в раздолбанные машины, по-прежнему молятся – доехать бы до работы живыми.

Но наш взгляд, все контролирующие ведомства будут беспомощны перед диким рынком автоперевозок, пока не появится документ, четко регламентирующий правила игры. И, как обещают депутаты Курултая, принятие «транспортного» закона не за горами.

Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ,

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"