Posted 22 июня 2010,, 19:03

Published 22 июня 2010,, 19:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

В приемной семье сирот заставляли есть бумагу и избивали черенком лопаты

22 июня 2010, 19:03
Громкое решение вынес Кушнаренковский райсуд, отправив за решетку сразу двух представителей семьи Сафаргалеевых, истязавших приемных детей. Глава семейства 47-летний Марс Сафаргалеев проведет в колонии общего режима три года, а его сын 23-летний – Марсель пять лет. Представительницы женской части преступной ячейки общества – 44-летняя Зульфия Сафаргалеева и ее 21-летняя дочь Юлия Губайдуллина отделались условными сроками с отсрочкой приговора в три года. Всем членам семьи суд запретил брать детей на воспитание в течение пяти лет.

Напомним, в патронатной семье в деревне Расмекеево Кушнаренковского района Башкирии воспитывалось пятеро приемных ребят - два десятилетних мальчика, 17-летняя и 13-летняя девушки и трехлетний малыш - Матвей Катеренчук. Кроме того, супружеская пара имела собственных четырех детей.

Как установило судебное следствие – сиротам в приемной семье жилось несладко. Родные дети весьма агрессивно восприняли детдомовцев и периодически измывались над несчастными. Тем более, что все детдомовские мальчики имели задержку в умственном развитии, а Матвей страдал энурезом (ночным мочеиспусканием). Проблемы, которые привносили в жизнь семейства приемные дети, не могли не раздражать «полноценных» ребят, которые принялись поколачивать сирот. В начале августа «дедовщина» родственников закончилась трагедией. В районную больницу доставили трехлетнего малыша в состоянии комы. В Кушнаренковской больнице обнаружили на теле мальчика многочисленные синяки и кровоподтеки, рваную рану подбородка, порезы на половом члене, множественные ушибы на руках и ногах. Несмотря на проведенные операции, умер Матвей Катеринчук на пятые сутки от серьезной черепной травмы. Как доказало следствие, ребенка убил старший сын Сафаргалеевых Марсель, со всей силы ударил мальчика пятерней по лицу. Детсадовец отлетел от названного брата и ударился головой об стол, сразу потеряв сознание. В себя Матвей так и не пришел. Родственники попытались скрыть случившееся от врачей «Скорой помощи», и закрасили синяк, образовавшийся от отека на детском личике, тональным кремом. Как потом вспоминали работники местной школы, приемные дети часто появлялись на уроках с запудренными гематомами.

Однако всерьез ситуацией в приемной семье общественность и правоохранители заинтересовались только после смерти мальчика. Следователи допросили других приемных ребят, после трагедии возвращенных в приюты и выяснили, что измывательствам подвергались все ребята.

Так, как следует из приговора районного суда, глава семейства, использовавший в качестве батраков на приусадебном участке двух десятилетних мальчиков, не раз наказывал школьников за плохо сделанную работу, избивая их черенком лопаты, ногами и любыми предметами, попадавшимся мучителю под руку. А хозяйка жилища однажды заставила детей съесть бумажный самолетик, который они запускали в небо и, по мнению, приемной матери «баловались», вместо того, чтобы делать поденную работу.

Детей наказывали за плохо вымытый пол, неубранный двор, не вытертую после мытья посуду, некачественную приборку в сарае и нежелание работать в огороде. За другие шалости, например, за разбитую посуду или испорченную ночью из-за энуреза постель, малыши подвергались настоящим пыткам: ребят надолго помещали в холодный погреб, заставляли есть перец или прижигали ладони огнем.

Когда столь ужасающие подробности прозвучали в ходе процесса, обвинитель попросил суд отправить отца семейства за решетку на шесть лет, а его супругу посадить на пять лет. Также прокурор потребовал поместить на зону и двух отпрысков родителей садистов – Юлю на четыре года, а Марселя – на пять.

Однако суд удовлетворил требования обвинителя только в отношении Марселя, признав молодого человека виновным в убийстве по неосторожности и приговорив его к пяти годам лишения свободы. Признанный виновным в истязании детишек глава семьи Марс Сафаргалеев получил три года в колонии общего режима, его жена за то же преступление – три года условно, а их дочь Юлия, сама воспитывающая малолетнего ребенка, за мучение сирот приговорена к двум с половиной условным годам.

И отца и сына взяли под стражу прямо в зале суда – во время процесса они находились под подпиской о невыезде.

Как сообщила «МКС» старший помощник прокурора Башкирии Лариса Кучина, надзорное ведомство республики провело проверку законности передачи приемных детей в эту странную семью. Ревизоры в погонах установили многочисленные нарушения законодательства в деятельности органов и учреждений системы профилактики, в том числе органов опеки и попечительства. После проверки две чиновницы опеки были отстранены от должности, 14 – привлечены к дисциплинарной ответственности.

Психологи уверены, что модная тенденция брать детей из детдома на патронатное воспитание может обернуться медвежьей услугой обществу. Кто-то из приемных родителей берет детей из-за денежных выплат, кто-то из-за необходимости иметь лишние рабочие руки. И пребывание в таком корыстном семействе для детей может стать еще болезненнее, чем жизнь в казенном доме. Странно выглядит решение Кушнаренковского суда о пятилетнем запрете для осужденных Сафаргалеевых воспитывать приемных детей. А после истечения этого срока им можно вновь набирать из детдомов малолетних батраков?

"