Posted 20 июля 2010,, 14:35

Published 20 июля 2010,, 14:35

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Почему не сохранили первое лицо

20 июля 2010, 14:35
Когда стало известно об отставке одного из самых строптивых среди российских региональных лидеров президента Башкирии Муртазы Рахимова, стало понятно, что кремлевский план избавления губернаторского корпуса от выживших после ухода Ельцина политических мастодонтов вступил в финальную стадию. Преемником Рахимова стал Рустэм Хамитов. Аналитики утверждают, что следующими на «выход» последуют глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, мэр Москвы Юрий Лужков, губернаторы Омской и Кемеровской областей Леонид Полежаев и Аман Тулеев.Полномочия башкирского президента истекали только в октябре 2011 года. Но в минувший понедельник руководителя региона пригласил к себе глава администрации российского президента Сергей Нарышкин, где предложил Рахимову написать заявление об отставке.

Для СМИ сообщалось, что в Кремле начались «консультации и поиск кандидатур на пост президента РБ». А уже в четверг вечером стало известно, что башкирский лидер ушел. Поверить в случившееся не могли многие, даже те, кто много лет «копал» под г-на Рахимова.

- Последней каплей для федерального центра стал прошедший в июне курултай башкирского народа с его откровенно экстремистскими лозунгами, — рассказал «МКС» информированный собеседник во властных структурах. — Возникла опасность, что ситуация с национализмом может выйти из-под контроля. К тому же появилось ощущение, что Рахимовым-старшим уже вовсю начинают манипулировать люди из его окружения.

Рахимов — чуть ли не единственный действующий губернатор, который не стеснялся открыто сурово критиковать нынешнюю власть. Год назад его откровенное интервью с пассажами на эту тему даже вызвало всероссийский скандал.

- Чем дольше будет затягиваться процесс смены власти в Башкирии, тем выше будет опасность национализма и сепаратизма в республике, — заявил в начале недели высокопоставленный федеральный чиновник.

Но не «затягивать процесс смены власти» в Уфе можно было только одним способом: убедить Муртазу Рахимова уйти самому.

В течение последних двух десятилетий в семь утра его можно было застать на работе даже по субботам и воскресеньям. Он до самого последнего момента сохранял полный контроль над республиканской политической машиной. Можно себе представить каково ему сегодня – человек в течение двадцатилетия привыкший к административной работе вряд ли уйдет из сферы политического влияния.

- Нет, я на пенсию не собираюсь, - сказал корреспонденту «МКС» Муртаза Рахимов на сессии Курултая, где президентом утвердили г-на Хамитова. – Это не мое цветы сажать. Буду помогать по мере возможности новой власти, пусть даже на общественных началах. Мне денег не надо, работу давай, - пошутил бывший глава республики.

Однако советником нового президента Рахимов, по примеру Шаймиева, скорее всего не станет – думается, что это было оговорено при процессе увольнения.

– Татарский вариант передачи власти повториться не должен, - уверены в Кремле.

Возможно, именно поэтому имя экс-премьер-министра республики Раиля Сарбаева не оказалось даже в списке возможных претендентов на пост президента, представленному Медведеву.

Наверху уверены, что Раиль Сарбаев – человек Рахимова, хотя, по нашим данным, их отношения в последнее время испортились, потому что башкирского лидера «не устраивали личностные качества премьера».

В разговоре с Медведевым глава республика предложил на свое место председателя Нацбанка Рустэма Марданова, но, вероятно, эта кандидатура не устроила президента России по харизматическим, биографическим или лидерским качествам. Появившиеся в шорт-листе фамилии сенатора Рудика Искужина (которого давно записные сплетники прочили на пост президента и именно поэтому он им стать не мог) и мэра Уфы Павла Качкаева башкирские единороссы включили в список от отчаяния, что не имеют достойных кандидатур, которых можно было противопоставить уже назначенному врио Рустэму Хамитову.

Муртаза Рахимов явно никуда уходить не собирался, раз не подготовил преемника, надеясь на авось, мол, когда гром грянет, тогда и подумаем.

В Уфе у Хамитова репутация исключительно вежливого, интеллигентного и неагрессивного человека.

Интересно, что г-н Хамитов, как утверждают, не может быть самостоятельной фигурой – кто-то рассказывает, что его на пост президента РБ лоббировал бывший глава администрации республиканского президента, а ныне федеральный чиновник Радий Хабиров, а кто-то, что на его кандидатуре настоял вице-премьер российского правительства Игорь Сечин, кстати, коллега Рустэма Закиевича по «Русгидро».

Впрочем, о том, что тесно общается с г-ном Сечиным, Рустэм Хамитов не стал скрывать на встрече с журналистами.

- Игорь Иванович следит за республикой, мы с ним много на эту тему общались, и он надеется, что все здесь будет хорошо.

И если верить этому заявлению, в Башкирию пришла «путинская команда», заинтересованная в электоральной ценности республики в 2012 году, а значит, все разговоры о том, что Хамитовым манипулируют из кремлевской администрации, безосновательны. Скорее всего, роль кукловодов из Кремля, сильно преувеличена, этот ресурс могли использовать более сильные игроки на политическом поле.

На каком основании аналитики делают прогнозы, что Хамитов не самостоятелен, покажет время. Хотелось бы, чтобы все-таки новый президент республики оказался независимым и автономным от какого-либо политического и экономического воздействия, ведь всем понятно, что смена власти всегда сопровождается переделом сфер влияния и чем больше лоббистов, тем тяжелее будут потрясения.

Если процесс передачи власти в Башкирии пройдет без эксцессов, это станет крупной политической победой Кремля. Пока все указывает на то, что у федерального центра все получится.

По крайней мере, вступивший в должность Рустэм Хамитов тут же заявил, что «никаких антагонистических противоречий с Рахимовым не имеет» и надеется полагаться на него как «младший товарищ на старшего». В выходные правоохранители ожидали народных волнений и акций протеста, но все обошлось – горожане предпочли политическим потрясениям отдых на пляже. И здесь опасность народного негодования была сильно преувеличена экспертами.

Впрочем, наверное, кремлевские аналитики излишне демонизировали личность башкирского президента. Рахимов оказался человеком системы, понимающим, что нужно уметь вовремя давать задний ход. Как только к нему возникли серьезные претензии, неважно, реальные или надуманные, он тут же предпочел уйти. И вошел в историю. Навсегда.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"