Posted 18 декабря 2011,, 21:39

Published 18 декабря 2011,, 21:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Уфимские студенты создали фабрику по производству роботов

18 декабря 2011, 21:39
Портал «МКС» в свое время в репортаже с традиционного республиканского августовского педсовета рассказывал о том, какой фурор на учительском форуме произвела выставка роботов. Именно там дольше всего задержалась процессия, возглавлявшаяся первым лицом республики, и смотрела, как под башкирскую народную музыку танцуют шесть роботов в национальных шапках. Президенту так понравились танцующие роботы, которые помимо дансинга могут, к примеру, протянуть кабель в труднодоступном месте, что он попросил повторить номер снова.

Параллельно глава республики рассматривал робота-пожарного и большого андроида, воспроизводившего видео. После этого Рустэм Хамитов пообещал наведаться в колледж для более подробной экскурсии. Пока в плотном рабочем графике башкирского лидера времени для этого выкроить не удалось, а вот корреспондент «МКС» недавно побывал у создателей умных машин.

Мы уже привыкли жить в окружении высокотехнологичных приборов и устройств, а без гаджетов едва ли представим себе полноценную жизнь. Но еще более сложной жизнь без высоких технологий покажется их создателям. В Уфимском государственном колледже радиоэлектроники есть отдел проектов робототехники – своеобразный клуб талантливых студентов, где начинающие электронщики пытаются претворить в жизнь свои технологические мечты.

Не стоит удивляться, если в здешних коридорах вас собьет с ног студент с роботом подмышкой – спешит на пары. А то, что обыватель назовет творческим беспорядком в лаборатории для инженеров вполне рабочая обстановка, без лишнего хауса. Столы, заваленные микросхемами, винтики и железки, провода – ничто не смутит здесь профессионала.

- По-другому работать не возможно, - поясняет руководитель проектов робототехники Ильмира Шарафутдинова. – Процесс со всей своей направленностью на физику и математику – творческий. В детстве мальчишки собирали конструктор, а теперь конструируют роботов.

Сама Ильмира Шарафутдинова до этого пять лет работала начальником вычислительного центра колледжа – на ее команде было полное обслуживание многочисленных компьютеров учреждения. А работа по непосредственному созданию и программированию роботов в колледже началась в 2007 году.

- Мы решили взять курс сразу на андроидных, то есть человекоподобных роботов, - достает с подоконники маленького черно-желтого человечка Ильмира. – Самым первым нашим достижением были Робоновы – они прославились как танцующие роботы.

Действительно, уфимские электронные танцоры даже засветились в КВН на Первом канале, выступая за республиканскую сборную.

- У нас нет производства, поэтому самих роботов мы закупили в Корее, - объясняет девушка. – А все, что наши танцоры умеют делать – заслуга уже инженеров и студентов.

Для студентов такой вид обучения более интересен – без Робоновов ребята расставляли бы нолики-единички на компьютере, что само по себе мало увлекает начинающего электронщика.

- Самое главное – если у студента есть способности и интерес, он мимо такой работы точно не пройдет, - уверяет Ильмира. – В одной команде могут работать как выпускники, так и первокурсники.

Вторым экспериментом уфимцев стал большой двухметровый робот Андрон, за основу которого был взят ноутбук.

- Честно сказать, получилось грубовато, ведь компьютер постепенно обрастал конечностями, «телом», - вспоминает девушка. – Уже потом мы поняли, что обшить такого робота очень сложно: пробовали и пенопласт грунтовать, и подкрашивали. Но массивное наше создание даже в двери едва входило, поэтому возить на выставку его было очень неудобно.

Колледж открывает такие проекты в образовательных целях для студентов и в имиджевых для всевозможных выставок и конференций, поэтому роботы, помимо функциональной нагрузки, должны быть хотя бы минимально эстетичны.

Рядом с чьим-то столом стоит довольно эстетичный серебристый Чип – его голову пока что сняли - идет доработка.

- Тут мы уже пошли от обратного: сначала сделали корпус, потом начинили электроникой, поставили моторчики, - показывает Чипа Ильмира. – Миссия Чипа состоит в распространении некой информации – для этого спереди есть специальный экран. А все «мозги» робота находятся у него рюкзачке.

Чип может сопровождать ролик на экране звуком, и создатели еще научили его двигать руками.

- В этом году на выставке «Инновации-2011» был один курьезный случай, - улыбается Ильмира. – Одна организация представила яйцевидного робота-девушку, у которого была только голова. Восхищению посетителей не было предела, когда эта «девушка» отвечала на вопросы, и даже умела обижаться.

Но оказалось все очень просто: в сторонке сидели создатели, которые через веб-камеру общались с людьми.

- Мы на такой обман не пошли, хотя с нашим Чипом тоже можно так подшутить, - добавляет девушка. - По сути, польза от него будет, например, в рекламе или обучении. В него ведь любое видео можно закачать. Но сейчас робот в нерабочем состоянии – уволился инженер, который взялся за его доработку.

Такая кадровая текучка в отделе явление привычное – энтузиасты приходят на интересную работу, но как только появляется семья или кончается терпение - увольняются – зарплаты, как и везде в образовательных учреждениях, очень невысокие.

- Студенты в одиночку справится с таким уровнем сложности, конечно, не могут, - говорит Ильмира. – Они же все-таки только учатся быть волшебниками электроники. Поэтому наши проекты продвигаются медленно, то улучшаются, то ломаются, и старший помощник просто необходим.

После опыта с андроидными роботами, студенты решили заняться мобильными – детищем этой категории стал АПР – Автоматизированный Пожарный Робот.

- Наш АПР работает без пульта, на полной автоматике, - показывает она местного пожарного.- В него нужно заложить программу, и он найдет очаг возгорания. Такого робота можно отправлять в труднодоступное место, например в разрушенное здание, и в перспективе сможет отослать сигнал о пожаре – этому сейчас его и учат.

Еще один противопожарный проект даже звали на тушение огня в горящем Урмане этим летом.

Это уже довольно крупный пожарный робот, который призван непосредственно тушить огонь, – рассказывает Ильмира. – у него уже есть пожарный шланг, осталось прикрепить прицеп-канистру. Во время пожара в Урмане по округе разлетались снаряды, а наш пожарный как раз может работать на расстоянии. Но ситуация со взрывом на складе была слишком сложная – слишком большой ареал действия датчиков бы понадобился, поэтому помочь мы не смогли – нужно увеличивать дальность работы

Для ученых достать необходимую деталь – целая проблема. Дорогостоящий вариант – заказать на каком-то производстве, дешевый – разбирать и приспосабливать технические приборы всех уровней. В распоряжении колледже только два токарных и один фрезерный станок, а только с их помощью проблему никак не решить.

- Наши ребята даже с удовольствием учатся такой механической, иногда физически тяжелой работе, - говорит Ильмира. - Были бы условия, возможности для какого-то даже примитивного собственного производства или выгодное сотрудничество с предприятиями.

Разумеется, большинство студентов колледжа – юноши, девушки сюда приходят нечасто – их всего около десяти процентов. Но парни «сегодняшние», по наблюдению преподавателей, очень отличаются от «вчерашних».

- Раньше здесь мальчишки засиживались до вечера, - вспоминает Ильмира. – Они забывали о времени, корпели над работами. А сейчас поколение другое, молодежь любит отдыхать, в запой учатся единицы.

Самым большим, и, наверное, главным проектом отдела сейчас является автомобиль с автоматизированным управлением.

- Работу начали только в конце апреля, аза основу мы взяли американский «Джип Гранд Чероки», - показывает бордовый полуробот-полуавтомобиль Ильмира. – По дорогам на нем ездить уже нельзя – на испытания мы его транспортируем.

Посидеть за рулем авто и вправду окажется проблематично – вместо сидений в машине расположились поршни и провода, благодаря которым робот уже может ездить по принципу радиоуправляемой детской машинки.

- В перспективе планируем, что джип будем с помощью датчиков самостоятельно ездить по начерченным линиям, а управляться, например, через ГЛОНАСС.

В будущем такая чудо-машина сможет повлиять на дорожную безопасность, ведь она будет в состоянии наперед увидеть, какие препятствия ждут впереди, или же полностью освободить водителя от работы, дав передохнуть в дороге.

Но раз за разом, электронщики убеждаются, что одного творческого порыва и желания мало.

- Для более плодотворной работы следует привлечь инженеров, - говорит Ильмира. – А все они, конечно, остаются на высокооплачиваемых местах. Студенты, как следствие, бьются с проектами в одиночку, что, конечно интересно, но совсем не плодотворно.

Деньги на проекты колледжем выделяются от полумиллиона до миллиона рублей ежегодно.

- Но для серьезных продвижений как минимум раза в два нужно больше денег – очень затратное это дело – создать робота, который будет высокотехнологичен и функционален.

Зато уфимские ребята, с первого курса привыкшие к практике, выигрывают на фоне даже столичных студентов.

- Московские колледжи и вузы обладают очень мощной теоретической базой – пособиями, обучающим материалом, - говорит Ильмира. – А у наших - очень сильные работы, а точнее – роботы. Так что опыт, который получают наши студенты, гораздо важней для будущей карьеры выпускника, а это как раз цель наших будничных трудов.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"