Posted 19 октября 2010,, 16:52
Published 19 октября 2010,, 16:52
Modified 10 ноября 2022,, 18:57
Updated 10 ноября 2022,, 18:57
- За лето стоимость минимального набора продуктов питания, включающего 30 наименований, в республике подорожала на 7% и составила 2161 рублей 37 копеек. По дешевизне потребительской корзины среди 83 регионов России в августе Башкортостан занимал 22 место, в Приволжском федеральном округе – шестое.
Наиболее быстрыми темпами росли цены на гречку, пшено, молоко, муку, яйцо, сахар, сливочное масло.
По его словам, по состоянию на 27 сентября из 24 наименований продовольственных товаров, отнесенных к социальным, на 20 цены в Башкирии были ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу: на пастеризованное молоко, яйцо, сахар, муку пшеничную, рис шлифованный, масло сливочное, подсолнечное масло, говядину, свинину, баранину, мясо птицы, пшено, крупу гречневую, вермишель, соль, чай.
- Сейчас ценовая ситуация на потребительском рынке относительно стабильна, проблем с поставками не наблюдается, - продолжает Ильдар Ильдусович. - Прекратился резкий рост цен по ряду социально значимых продовольственных товаров, наблюдаемый в августе. На лук репчатый, капуста, морковь, мясо птицы, чай цены даже снизились. Остаются стабильными - на мясо, ржано-пшеничный хлеб, рыбу.
Исключением в этом списке, которым гордится глава госкомитета по торговле, является куриное яйцо.
По данным статистики, с 23 августа по 20 сентября розничные цены на яйцо выросли на 41%!
- Это вызвано резким ростом отпускных цен поставщиков, - пояснил чиновник. - Мы провели мониторинг и выяснили, что повышению цен на яйцо способствовало удорожание комбикормов. Повлияла и аномальная жара: в июне-июле отпускные цены на яйцо были снижены, продукция отпускалась в розницу ниже себестоимости. Сейчас фактически яйцо продается в розницу по стоимости чуть выше уровня прошлого года.
По заверению Ильдара Ахметшина, стабилизации и снижению цен способствуют республиканские сельскохозяйственные ярмарки, которые начали работать с 3 сентября и продолжатся до середины ноября. Ярмарки проходят в 17 муниципальных образованиях, на которых к октябрю реализованы 10 тыс. тонн продукции, в том числе свыше 5,5 тыс. тонн картофеля. Цена за килограмм бульбы колеблется от 17 до 30 рублей и упала с начала ярмарок в среднем на 5 рублей.
Самая низкая стоимость по совокупности 24 социально значимых продовольственных товаров зарегистрирована в Ишимбае - 1570 рублей, а самая высокая, на удивление, не в Уфе, а в Благовещенске – 1941 рубль.
Из победной реляции вице-мэра башкирской столицы Марата Галиуллина следовало, что в Уфе в сентябре цены выросли по 11 наименованиям продуктов, понизились – на 8 наименований, остались без изменения – по 9 наименованиям.
- Эти факты подтверждают, что сегодня мы наблюдаем некоторую стабилизацию цен, к которой и стремились, - добавил замглавы уфимской администрации.
Впрочем, тут же поправился:
- Дальнейшего снижения цен ожидать не приходится, инфляция есть и будет, вопрос в ее размерах.
Как и г-н Ахметшин, г-н Галиуллин возлагает надежды на сельскохозяйственные ярмарки.
По его словам, среднестатистический житель башкирской столицы съедает 90 кг картошки в год. В пересчете на все население города, это 90 тыс. тонн второго хлеба. И если в прошлом годы в ярмарочные дни в городе продавались по 15 тонн картофеля, то сейчас такой объем реализации уфимские власти ожидают в октябре-ноябре. Однако все равно в сравнении с 2009-м жители башкирской столицы купят меньше картошки.
- Думаю, что в этом году уфимцы свои погреба будут заполнять более экономно, потому что цены действительно кусаются, - поделился ожиданиями Марат Галиуллин.
В то же время, по его словам, нынешние объемы продаж на сельскохозяйственных ярмарках других овощей, мяса и меда соответствуют уровню прошлого года.
Уфимский вице-мэр обозначил и направления борьбы с необоснованным ростом цен:
- Весь ассортимент, особенно социальной продукции, должен присутствовать на потребительском рынке. Та же самая гречка, тот же самый картофель. Если его не будет, то цены взлетят в разы. Необходимо также оперативно бороться со спекуляциями и ажиотажным спросом. Мы любим, наученные горькой историей, делать запасы, иногда совершенно не нужные, - сказал он.
Стратегически, по словам Марата Галиуллина, необходимо развивать торговлю и конкуренцию.
- Надо увеличивать количество предприятий торговли эконом-класса, магазины шаговой доступности. И строить гипермаркеты, цены в которых должны быть самыми низкими, потому что они работают на оборачиваемости продукции, - заключил вице-мэр.
Юлия ПЛЕХАНОВА.