Posted 19 апреля 2011,, 19:52

Published 19 апреля 2011,, 19:52

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

В 2010 году уфимцам вернули 4 млн рублей за некачественные товары и услуги

19 апреля 2011, 19:52
54 процента всех претензий граждан к некачественным товарам и услугам поддерживаются судами Башкирии, и только 9 процентам заявителей отказывают в иске из-за нехватки доказательств. Такие данные, основанные на итогах прошлого года, сообщила начальник отдела по защите прав потребителей уфимской мэрии Светлана Галеева. Городские власти проанализировали жалобы потребителей и пришли к выводу, что с каждым годом становится сложнее добиваться досудебного разрешения конфликта между покупателем и продавцом.

Как объяснила г-жа Галеева, тем, кто не может самостоятельно отстоять в магазине свою точку зрения, вернуть неустойку или поменять товар, юристы мэрии помогают составить заявление в суд – таких исков в прошлом году было 308.

От судебных тяжб отказываются немногие, по данным администрации города, всего 14 процентов пострадавших не желают судиться с торговлей.

Зато, по словам г-жи Галеевой, эффект от судебных тяжб в прошлом году оказался удачным – уфимцы вернули 4 миллиона рублей за некачественные товары и услуги.

- Нет ни одной сферы общественной жизни, на которую не было бы жалоб, - говорит глава отдела по защите прав потребителей.

Из жалоб на некачественные товары 26 процентов пришлись на сложную бытовую технику, 17 процентов – на мобильные телефоны, 11 процентов – на мебель, 9 процентов на обувь. На сферу услуг больше всего жалуются из-за качества собираемой мебели, поставленных дверей и окон – 11 процентов, и только 3 процента жалоб приходится на жилищные услуги – пожаловались всего 57 человек.

- Наблюдается рост жалоб на сложно-технические товары: ноутбуки, холодильники, телевизоры, - пояснила статистику чиновница.

Бороться за права потребителей, купивших сложную технику, юристам непросто еще потому, что большинство офисов торговых сетей находится за пределами республики. Например, «Евросеть» - в Самаре, «Связной» - в Казани, «Корпорация «Центр» (сеть супермаркетов техники) - в Ижевске.

- До руководителей таких сетей сложно дозвониться, и зачастую диалог приходится вести со специалистами, которые не уполномочены урегулировать конфликты, - поясняет Светлана Галеева.

По словам г-жи Галеевой, в Уфе «остро стоит вопрос» с сервисными центрами по ремонту и гарантийному обслуживанию техники. Сервис-центры заведомо завышают сроки ремонта техники до 60 суток, не предоставляют взамен аналогичную технику, не выдают акты проведенных работ и зачастую не сохраняют сданную аппаратуру в сохранности. Много жалоб приходится на автосервисы столицы Башкирии, в них, по мнению специалистов, делается все возможное, чтобы снизить ответственность за свою работу.

- Автомастерские намерено не заключают с клиентами договор и не оформляют приемосдаточный акт, а если оформляют, то отмечают, что машина поступила к ним грязной, без проверки состояния кузова, даже если автомобиль сияет чистотой, - говорит Светлана Галеева. – Подписываясь под таким документом, клиент снимает с автосервиса ответственность за царапины, обнаруженные после выдачи починенной машины. Вторая хитрость заключается в том, что клиенту сначала предлагают подписать заказ-наряд и оплатить стоимость, а потом получить машину. В заказ-наряде есть пометка «работы принял, претензий не имею». Таким образом заказ-наряд незаметно совмещается с актом сдачи-приемки работ, делается это умышленно, так как клиент подписавший акт приемки, формально не может предъявить претензии.

Чуть меньше двух процентов всех жалоб приходятся на банки, хотя именно в финансовой сфере одни и те же нарушения встречаются чаще всего.

К примеру, рассылка по почте кредиток с заведомо кабальными процентами, штрафами и пенями, которые не оговариваются в прилагающихся документах. Также вызывают нарекания одностороннее повышение кредитных ставок и передача «проблемных» заемщиков коллекторским агентствам.

- Методы работы коллекторских агентств приводят к нарастанию социальной напряженности, - признала г-жа Галеева. - Банки действуют по принципу «что не запрещено, то разрешено».

Еще одно направление, с которым пытаются совладать городские юристы – перевозка пассажиров. За прошлый год на автоперевозчиков пришло 204 жалобы, в основном, на превышение скорости, грубость водителей и табачный дым.

Но вместе с тем ревизоры отметили две новые темы жалоб на транспортную отрасль: различные ценники снаружи и внутри автобуса и двойные тарифы на перевозку пассажиров до 21-22 часов и после.

- Снаружи автобуса указана одна цена, а внутри салона уже совсем другая, разница между ними порой доходит до десяти рублей, - говорит Светлана Галеева. – И неизвестно по какой причине увеличивается стоимость проезда после 21 часа. Однако у нас нет права предъявлять претензии перевозчикам, они сами решают по какой цене возить пассажиров.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"