Posted 16 декабря 2007,, 22:57

Published 16 декабря 2007,, 22:57

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Как все запущено. В Уфе хранится сердце стратегического бомбардировщика

16 декабря 2007, 22:57
Музей авиационных двигателей вот уже три десятка лет существует в одном из корпусов УГАТУ в столице Башкирии, оставаясь закрытым для посетителей. Первоначально коллекцию на кафедре авиационных двигателей уфимского авиауниверситета собирали исключительно для учебных целей. Однако со временем она разрослась и превратилась в одну из самых уникальных не только для России, но и Европы.

- Это собрание отражает всю историю отечественного реактивного двигателестроения, - говорит декан факультета авиационных двигателей УГАТУ Анас Гишваров.

В уфимском авиауниверситете имеются по настоящему уникальные образцы. Например, двигатель первой ступени ракеты Р-7 – той самой, на которой летал в космос Гагарин. Или силовая установка американского самолёта С-130 «Геркулес». В своё время лайнер потерпел аварию где-то на Ближнем Востоке, а его обломки для изучения были доставлены в Союз. Восстанавливать двигатели поручили Уфимскому моторостроительному заводу и после того, как над ним поработали советские умельцы, секретные моторы оказались в УГАТУ.

Раритетным можно назвать двигатель самолёта вертикально взлёта-посадки ЯК-38 – в своё время такие делали только в СССР и американцы. Есть и другой уникальный экспонат - один из самых больших в мире авиационных моторов от стратегического бомбардировщика Ту-22. Его общая длина зашкаливает за восемь метров!

С развалом СССР некогда обильный поток новых экспонатов почти иссяк. Даже списанный авиамотор стоит несколько миллионов рублей и вуз не в состоянии выкроить такую сумму из собственного бюджета. Единственным источником пополнения коллекции остаются местные меценаты. Так, УМПО недавно подарило УГАТУ двигатель беспилотного самолёта-разведчика, а «Гидравлика» - вспомогательные силовые установки для гражданских авиалайнеров.

- В последнее время мы все чаще обсуждаем вопрос о том, не сделать ли наш музей открытым для свободного посещения, – размышляет Анас Саидович. – Обидно, что уникальную в своём роде коллекцию могут видеть только наши студенты, немногочисленные школьные экскурсии да абитуриенты в день открытых дверей. Я вместе с коллегами часто бываю в служебных командировках за рубежом – там технические музеи, особенно с авиационной тематикой пользуются большой популярностью. Но для привлечения посетителей у иностранцев создана вся необходимая инфраструктуры – туалеты, кафе, в залах можно просмотреть видео, работает знающий экскурсовод. Поход в музей превращается в интересный и познавательный семейный отдых. У нас всё упирается в финансирование. Для создания полноценного общедоступного технического музея нужен инвестор, способный вынести бремя первоначальных расходов. Пока его у нас нет.

Николай КРАСИН.

"