Posted 17 июля 2007,, 17:36

Published 17 июля 2007,, 17:36

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Тайна, покрытая баком. Республика может лишиться самых доходных предприятий?

17 июля 2007, 17:36
В минувшую пятницу глава Башкирии Муртаза Рахимов в аэропорту Магнитогорска открыто заявил, что башкирский ТЭК подвергается незаконному давлению. В этот день город сталеваров справлял 75-летие металлургического комбината, где кроме башкирского президента побывал и министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко.

Главу Минпромэнерго и руководителя Башкортостана атаковали журналисты, поинтересовавшись судьбой башкирской нефтянки.

- Все будет по закону, - не стал вдаваться в подробности г-н Христенко.

- Хотелось бы, - вздохнул г-н Рахимов. – Только есть большие сомнения, что идет законный процесс. На наш взгляд, происходящее похоже на рейдерский захват.

Искушение нефтью

По мнению республиканских чиновников, в Арбитражном суде Москвы, мягко говоря, злоупотребляют правом.

- Судебный процесс, в котором решается судьба башкирских нефтяных активов, на мой взгляд, носит управляемый характер, - осторожно высказался спикер Курултая Константин Толкачев. – Что очень напоминает борьбу за активы.

Напомним, российские налоговики потребовали от московской Фемиды взыскать с фирмы «Башкирский капитал», куда входили предприятия республиканского ТЭКа 42 миллиарда рублей якобы не уплаченных налогов. Правительство Башкирии в свое время, пытаясь спасти республиканское достояние от агрессоров, которые давно положили глаз на местную нефтянку, перевели активы нефтеперерабатывающих предприятий в четыре инвестиционных фонда.

- Мы вкладываем колоссальные средства в переработку, именно поэтому наш комплекс нефтеперерабатывающих заводов - один из самых современных и мощных в Восточной Европе, - объяснял глава республики Муртаза Рахимов. - Правда, в этом же и наша беда, потому что очень много желающих захватить наш ТЭК. От рейдерских атак отбиваться приходится непрерывно. По этой причине нам даже пришлось провести формальную приватизацию, хотя в действительности предприятия по перекрестной схеме остались принадлежать сами себе. Они по-прежнему работают только на бюджет республики и страны.

Замещение активов – законная процедура, часто применяемая для оздоровления предприятий. Однако федералы же посчитали, что передача нефтяных акций понадобилась для ухода от налогов. Фискалы обратились в суд с требованием взыскать с собственников башкирской нефтянки 1,5 млрд. долларов. Сумма абсурдная и, вероятно, кто-то надеется, что после того, как республику задавят неподъемными выплатами, активы башкирского ТЭКа окажется легко ренационализировать, то есть перевести из собственности республиканской в федеральную.

Кто-то скажет: «Ну и что? Не все ли равно, в чьих руках окажется собственность?»

А вот по мнению г-на Рахимова, российские чиновники не слишком удачно распоряжаются черным золотом, закачивая нефть на экспорт, но нисколько не улучшая жизнь россиян.

- Опасаясь инфляции, Минфин складывает сверхдоходы в стабфонд, который размещает средства в западных финансовых инструментах, работая на экономику Америки, Англии, но никак не России, - уверен г-н Рахимов. - А в это время страна задыхается без той продукции, которую можно было бы получить, если бы нефть не качалась за границу, а перерабатывалась у нас. Задумайтесь, почему в нашей стране, добывающей огромное количество нефти, бензин стоит столько же, сколько в Соединенных Штатах? Причина в подходах наших неизвестно откуда взявшихся «нефтяных магнатов». Они, как правило, даже запаха нефти не знают, зато каждую деревенскую бабку приучили, как сводок с фронта ждать котировок, сколько там сегодня дают нам за баррель. Я 30 лет проработал на НПЗ и слова баррель не знал, а новым «нефтяникам» проще не заниматься строительством перерабатывающих заводов, что подстегнуло бы развитие экономики страны, а просто продать очередную партию сырья и купить очередную океаническую яхту рекордных размеров.

Черное золото для судей

Кстати, ни одна атака черных рейдеров невозможна без «поддержки» государственных органов, которые принимают решения, направленные на удовлетворение желаний заинтересованных лиц. Чаще всего инструментом для захвата прибыльных предприятий служит, как ни странно, налоговая служба. В силах фискалов инициировать судебные процессы, касающиеся недоплаченных налогов и сборов, и захватчики очень часто прибегают к подобным «услугам» налоговых органов, чтобы проникнуть на заинтересовавшее их предприятие.

- В судебном процессе по национализации активов ТЭК, используются методы судебного воздействия, основанные на пробелах в хозяйственном и гражданском праве, - рассказал г-н Толкачев. - При этом акцент делается на одни аргументы, и не замечаются другие, предположительно, в интересах тех или иных хозяйствующих субъектов.

Если рейдерам начинают подыгрывать государственные органы, то проникнуть на заинтересовавшее их предприятие становится еще проще. После того как появляется «нужное» судебное решение, захватчикам остается только раздербанить понравившийся объект и распродать его активы. Игроки на поле присвоения чужой собственности часто пользуются несовершенством законодательства и даже подкупом правоохранительных органов и государственных служб, поскольку этот рынок несет многомиллиардные прибыли.

- Наша нефтянка уникальна тем, что ни один вертолет или вилла на доходы от нее не куплены, а школ и больниц строится - десятки ежегодно, - рассказывал Муртаза Рахимов.

И действительно, формируют республиканскую казну в большинстве своем предприятия ТЭКа. И речь идет не только в налоговых сборах. Только в 2006 году пятую часть башкирского бюджета (21%) составили безвозмездные перечисления тех же нефтяников, фактически содержащих на свои доходы местную «социалку».

Не стоит забывать и о том, что 66% всех налоговых поступлений в бюджет республики отдается в центр, практически оголяя Башкирию. Кроме того, гигантские стройки, развернутые к празднованиям 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России почти полностью строятся на местные средства. В случае, если башкирская нефтянка «уйдет» из республики окончательно, вряд ли Башкортостан останется регионом-донором.

Однако этот факт вряд ли взволнует тех, кто нацелился на башкирские активы.

Между тем, первая инстанция московского арбитража уже приняла решение об изъятии части активов шести предприятий башкирского ТЭКа в общей сложности на сумму 62 млрд. рублей, не за горами и элегантный отъем оставшихся у республики акций. По крайней мере, в Москве, по данным инвестиционной компании «Финам», рассчитывают забрать от 52% до 64% акции каждой компании башкирского ТЭК, что фактически будет равнозначно уводу нефтепереработки из Башкирии.

По словам г-на Толкачева, он «не готов назвать имеющиеся судебные решения по башкирским активам правомерными».

- Судьи - тоже люди, - посетовал спикер республиканского парламента. - И иногда их решения сложно объяснить исходя только из одного здравого смысла.

Константин Борисович верит в политическую волю руководителей государства и надеется, что Высший арбитражный суд не допустит «такой национализации предприятий башкирского топливно-энергетического комплекса».

- То, что принадлежит республике, должно остаться в ее руках, - заключил г-н Толкачев.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"