Нечто в бутылке. Почему стоимость минералки сравнялась с литром бензина?

Нечто в бутылке. Почему стоимость минералки сравнялась с литром бензина?

17 мая, 02:19
Происшествия
Российский рынок бутилированной воды показывает завидные темпы роста. Объемы продаж ежегодно увеличивается на 15-16%, а годовой оборот оценивается в 1,5-2 миллиарда рублей. Отчасти это связано с ростом уровня доходов населения, но в большей степени с низким качеством воды, текущей из городских кранов. Впрочем, как показывает практика, вода в бутылках далеко не всегда отличается по качеству от водопроводной, а иногда бывает даже хуже.

В последний раз комплексную проверку качества продаваемой в Башкирии бутилированной воды проводилась в 2005 году, и ее результаты оказались не утешительны. По итогам анализов 73 торговых брендов (35 образцов «минералки» и 38 образцов бутилированной воды) стопроцентно качественными признали лишь 35% партий. Остальные забраковали. По заключению экспертов, вода либо разливалась в антисанитарных условиях, либо была плохо очищена, либо содержала тяжелые металлы, органические загрязнения и даже микробы. Еще одним поводом для выбраковки стало обычное мошенничество производителей – на этикетке указывался один уровень содержания полезных элементов (например, ионов серебра), а в самой воде содержался вдвое меньше, или эти элементы отсутствовали вообще.

По словам экологов и независимых экспертов за пять последних лет ситуация в этом вопросе не только не изменилась в лучшую строну, но даже ухудшилась. 

Производителей можно проверять раз в три года с предварительным уведомлением, что практически исключает объективный контроль. Рядовой гражданин может определить качество того, что плещется в бутылке только на вкус. Между тем утверждать, что вода безопасна и полезна, можно, лишь проверив ее по более чем 1500 показателям, однако такой анализ стоит несколько тысяч долларов, а потому недоступен для потребителя. Что касается возможности  попасться на контрольной закупке, то она ничтожно мала, а небольшие административные штрафы окупаются высокой доходностью бизнеса.

Кстати, именно высокой прибылью можно объяснить бурный рост бутилированного  рынка. Сегодня цена литровой бутылки минеральной воды неуклонно приближается к стоимости литра бензина, при абсолютно несопоставимых затратах на добычу, расфасовку и доставку. В целом водой в бутылках в Башкирии торгуют 42 фирмы, но из-за отсутствия должного государственного контроля их число будет только расти.   

- Действующее законодательство, которое по идее должно обеспечить качество и регулировать рынок, крайне несовершенно, - говорят экологи. – Роспотребнадзор выдает разрешение на торговлю водой,  контролирует условия ее производства и реагирует на жалобы населения. Концентрация в одном ведомстве разрешительных и контрольных функций создает самую благодатную почву для коррупции. Чиновники по своему усмотрению могут решать, кого пускать на рынок, а кого нет, не опасаясь общественного контроля. На сайте Роспотребнадзора есть только общая информация: проведено столько-то проверок, снято столько-то партий продукции. Какой продукции? Каких фирм? Непонятно. Население не знает, какая фирма какую некачественную продукцию  выпускает, и, естественно, это лишает возможности регулировать спрос. 

В качестве одной из форм противодействия водному произволу республиканский Союз экологов  предлагает создать «Ассоциацию республиканских производителей бутилированной питьевой воды», членство в которой по аналогии с саморегулируемыми строительными организациями должно «отфильтровать» участников «водного» рынка и регламентировать их работу. Однако неизвестно захотят ли сами производители на добровольных началах вступать в какую бы то ни было ассоциацию. По крайней мере, из 20 башкирских компаний-производителей, приглашенных на недавний круглый стол по проблемам качества бутилированной воды, пришли только три. Словом, без жесткого государственного контроля здесь не обойтись, однако как раз его в этой области нет, и не предвидится.         

Алексей РОМАНОВ.  

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter