Posted 16 мая 2006,, 20:33

Published 16 мая 2006,, 20:33

Modified 10 ноября 2022,, 19:09

Updated 10 ноября 2022,, 19:09

Антиобщественный транспорт. В него превратили рынок перевозок частные извозчики

16 мая 2006, 20:33
Страшная авария с участием маршрутки случилась в Санкт-Петербурге ранним утром в минувшую пятницу. Машина опрокинулась на проезжей части, придавив пассажиров. Из 13 человек добиравшихся на работу, пострадало девять. Все они с тяжелыми ранениями были доставлены в больницу, одну женщину спасти не удалось. Несчастная умерла по дороге в клинику от травм, несовместимых с жизнью. Впрочем, событие это ужасает вовсе не количеством пострадавших, а своей обыденностью. Возможность оказаться на больничной койке после проезда в маршрутке превратилась реальность для многих россиян.
И Башкирия здесь не исключение. Так, за 2005 год по вине водителей частных автобусов в республике произошло 427 ДТП, в которых погибли 77 человек, получили ранения различной степени тяжести 524 человека. Неудивительно, что у пассажиров нет уверенности в том, что они выйдут из частной машины живыми и здоровыми. Довези до работы, Господи! Когда речь заходит об упорядочивании частных перевозок, извозчики выходят митинговать к мэрии с плакатами о том, что выстраивание монополий может лишить работы тысячи предпринимателей. Подобные марши протеста уже случались, и чиновники идут на поводу у озлобленных автовладельцев — на дай Бог за монтировки возьмутся, тут и до социальной напряженности недалеко. Однако никто не задумывается о том, что эти тысячи коммерсантов, жаждущие высоких заработков, представляют реальную угрозу нашей жизни и здоровью. Только за одну неделю во время проведения гаишниками операции "Автобус" в столице Башкирии выявлено около пяти тысяч нарушений ПДД водителями частных маршруток. Более 20 драйверов управляли пассажирскими машинами, не имея категории D в водительских удостоверениях, 1786 автобусов были признаны технически неисправными, а 1374 вообще запрещены к эксплуатации, 29 водителей оказались… пьяны. Неужели нет способов защитить жизнь пассажира? — Пьяные за руль садятся, наркоманов из-за баранки вытаскивали, и это водители, которым доверили жизнь людей, — делятся сотрудники ГАИ. — А что мы сделаем? Если поймаем, наказываем, но мы же не можем отслеживать каждого водителя тысяч частных машин. Зимой у остановки "Юношеская библиотека" сразу шесть автобусов впечатались в друг друга по принципу домино из-за одного "шумахера", который поспешил обогнать конкурента и, подрезав его, встал в карман остановки раньше. Этот случай мог стать анекдотичным, если бы не было известно, что в аварии серьезно пострадали три человека. — Навести порядок на пассажирском транспорте силами одной Госавтоинспекции невозможно, — говорят в ГАИ. — Хотя мы регулярно устраиваем различные мероприятия по контролю за маршрутками, много нарушений остается за кадром. Представителям ГИБДД остается только уповать на бдительность граждан, которые в случае чего сообщат о несправной машине или неадекватном водителе за рулем. Наша безопасность лишь в наших руках? Стой, старушка, в стороне Кто-то видит проблему аварийности частных маршруток в несовершенстве "ГАЗелей", которых прозвали машинами-убийцами, мол, при аварии выжить в ней пассажирам практически невозможно — сидящие на передних сиденьях вылетают через лобовое стекло, оказавшиеся на задних — вываливаются через распахивающиеся двери. Ходили разговоры о снятии этих микроавтобусов с производства, но нижегородское промышленное лобби настояло на своем, усовершенствовав "ГАЗель" для пассажирских перевозок — авто перекрасили в желтый цвет, чтобы отличать от грузовой модели. Только это проблемы не решило, частникам дешевле переоборудовать старенький грузовичок, на который самостоятельно устанавливают сиденья, расцветить его желтым и выйти на маршрут. Подобные "гибриды" действительно таят в себе угрозу для жизни людей, но бороться с беспределом некому. В последнее время для стремительно обогащающихся на рынке пассажироперевозок стало еще проще окупать свои машины. Из Германии, Италии и Кореи прямо со свалок везутся давно снятые с производства микроавтобусы, которые используют, выжимая все соки, до первой поломки. Эти машины на Западе продают по цене металлического лома, поэтому одноразовые авто с давно выработанным ресурсом пыхтят на улицах, подвергая опасности наши жизни. Понятно, что коммерсантов волнует лишь прибыль, а доходы, судя по всему, на этом рынке очень высокие. Рынок пассажироперевозок переживает настоящий бум, и не только в Башкирии. В Уфе же количество желающих заработать на перевозках превышает все разумные пределы. По разным оценкам, рынок городских пассажироперевозок приносит до 900 миллионов ежемесячно. За этот нехилый кусок пирога и бьются частные предприниматели. В себестоимость билета должны входить все затраты по содержанию парка новых и старых машин, их обслуживанию, ремонту, содержанию единых сервисных центров, штата врачей и техников, но частник, купив старенькую машину, больше никаких затрат не несет. Все частные водилы работают за процент — то есть, нет у владельца автобусов расходов по зарплате и налогам. Между тем, из-за упрощенной формы налогообложения, которую выбирают частники, бюджет столицы Башкирии теряет сотни миллионов рублей. Водители автобусов не выдают пассажирам билетов, а потому не отчитываются о прибыли. Сейчас с "извозчиков" взимается единый налог, который они платят как индивидуальные предприниматели раз в год, исходя из суммы доходов, которую сами же предоставляют. В налоговом управлении считают, что более 90% пассажиров, которых возят частники, остаются неучтенными. Только за начало 2006 года было выявлено 250 водителей, не выдававших на маршруте билетов, общая сумма штрафов достигла полутора миллионов рублей. Однако в фискальном органе уверены, что проверки затронули лишь десятую часть всех нарушителей. Предприниматели предпочитают заплатить штраф в размере четырех тысяч рублей, чем показывать реальные доходы, заработанные только на одном маршруте. Действительно, ради таких прибылей стоит презреть все моральные нормы. Без ремней безопасности Предполагается, что при выдаче лицензий на пассажироперевозки транспортная инспекция проверяет пригодность частника к их оказанию. В теории это — гараж, где ночует исправная и готовая к поездкам машина, где авто проходит ТО-1 и ТО-2 при определенном пробеге, наличие главного инженера, отлеживающего техническое состояние автомобиля, штатный врач, выпускающий водителя на линию и отвечающий за его здоровье. На практике же частные "ГАЗельки" кучкуются на стоянках, техосмотр водитель совершает сам, стуча монтировкой по узлам агрегатов, и каждый бомбист сам себе врач. — Как-то проверяли путевку частного автобуса, — рассказывают сотрудники автовокзала. — И выяснились, что у него нет штампа о прохождении обязательного медосмотра. Так водитель достает из кармана печать, шлепает на документ и без зазрения совести нас спрашивает: "Устраивает?". — Задерживаем частника и просим показать путевку, — вторят сотрудники ГАИ. — А у него из кармана вываливается куча незаполненных путевых листов… Наверное, все помнят страшную аварию, случившуюся в сентябре прошлого года у села Рязановка в Стерлитамакском районе, — водитель частного пассажирского автобуса слетел с трассы и врезался в бетонный забор. Практически все пассажиры частного автобуса "Хендай" оказались с повреждениями различной степени в отделениях нейрохирургии и травматологии стерлитамакской больницы, за жизнь незадачливого шофера врачи боролись в реанимации. Как потом выяснилось, водитель уселся за руль машины, перевозящей людей, не только не имея соответствующей категории, но и всего лишь два месяца назад получив права! Причиной же аварии стала неисправная рулевая тяга, которая оторвалась от рамы, потащив автобус на встречную полосу. Эксперты установили, что с этой неисправностью междугородная маршрутка выехала из гаража. Неужели в транспортной инспекции не догадываются, кому выдают лицензии? Выдача лицензии, судя по всему, больше похожа на профанацию — предприниматель приходит в транспортную инспекцию с кипой документов, подтверждающих наличие врача и договоренность с автостоянкой о хранении машин. Работники просматривают бумажки и, если их все устраивает, выдают лицензию. И все! Проверять, наличествует ли представленное в бумагах в реальности, не транспортной инспекции дело. А чье? Гонки по вертикали Вспоминать Господа пассажирам частных маршруток настоятельно рекомендуется на подъеме Сипайловской горы в сторону торгового центра "Башкортостан". Частные извозчики устраивают здесь настоящие гонки по вертикали. Причина проста — кто первый доберется до остановки у торгового центра, тот и снимет сливки, заберет выгодных пассажиров, ожидающих транспорта. А "Башавтотранс", единственная государственная структура, осуществляющая перевозки, приобрел автобусы "НефАЗ", движок которых отлично тянет в гору. Сердца водителей "ГАЗелек", идущих на подъем с большой натугой, пережить лидерство госавтобуса, не в состоянии. И начинают газовать частные маршрутки, виляя задом по опасному участку дороги. О том, что в автобусах находятся люди, в азарте погони бомбилы забывают. Да и зачем? Частники зарабатывают свой процент, гоняя по коммерческим маршрутам, не особенно заботясь о том, как и кого везут. После долгих препирательств мэрия провела тендер маршрутов, в которые почему-то не включила так называемые социальные трассы, по которым сейчас ездят только государственные автобусы, довозя до отдаленных деревень по 2-3 пассажира. Однако частники, которым тоже достались не слишком прибыльные дороги, и не думают там появляться на малолюдных остановках, и люди здесь ожидают авто, как в советские времена, часами. Зато на любом рентабельном маршруте, да во время всплеска пассажиропотока количество машин на 40-60% превышает число автомобилей, выигравших тендер. Понятно, что и мэрия не в состоянии отследить тех, кто не соблюдает правила конкурса, — у чиновников нет для этого ни ресурсов, ни средств. Ответственность за нарушение маршрута законодательством также не предусмотрена. Получается, что тендер — фикция? А владельцы разбитых "ГАЗелей" как хотят, так и делают свои деньги? Кто же должен контролировать обезумевшие торпеды, в которые превратились частные извозчики в борьбе за кошелек пассажира? Ручное управление — Когда у нас появились комфортабельные автобусы, к нам в гараж приходили с монтировками частники разбираться, — рассказывают водители "Башавтостранса". — Зачем? Уверяли, что мы их пассажиров отбираем. И били, было такое, прямо на остановке… Антимонопольное ведомство в свое время провозгласило тезис о свободной конкуренции на рынке пассажироперевозок. Грубо говоря, это означает, что любой частный предприниматель (ПБОЮЛ), купивший пассажирскую "ГАЗель", легко может стать перевозчиком. Требуется для этого не так уж и много: водительское удостоверение с открытой категорией D и транспортная лицензия, хотя по опыту скажем, что последний пункт не такой уж и важный. Согласно статистике, по дорогам России колесит около 40% маршруток без лицензии. Штраф за это нарушение — плевый, а посему извозчики не обременяют себя лишними бумажками и "бомбят" без оных. В итоге нынче орды неподготовленных к этому виду деятельности частников занимаются пассажироперевозками и калечат граждан. Заботясь о соблюдении закона о конкуренции, ФАС почему-то не задумалась, что любая машина относится к категории опасных транспортных средств, и для того, чтобы быть ответственным за жизнь пассажиров, одного желания заработать на свободном рынке недостаточно. Почему-то ни у кого не возникает желания сделать свободным рынок производства ядерных боеголовок, а к перевозкам пассажиров, на авиатранспорте не допускают всех, кто в состоянии купить маленький подержанный самолет. Монополии, как известно, приводят к понижению качества оказываемых услуг, однако при сегодняшнем отсутствии монополий на рынке перевозок хуже качества просто быть не может. Казалось бы, абсурдная ситуация, однако жизнь гораздо многограннее прописных истин. Кстати сказать, на Западе, там, где речь идет о жизни и здоровье людей, свободной конкуренции не существует — с помощью тендера выявляется одна, но надежная фирма, которая не только полностью отвечает за своих пассажиров, но и с легкостью подвергается тотальному контролю, в состоянии отчитываться за свою деятельность и готова ответить выплатами в случае аварии. Однако европейский опыт нам не интересен, нам нужно пройти все круги кровавого ада. Владимир БОЙКО.
"