Posted 16 ноября 2008,, 19:07

Published 16 ноября 2008,, 19:07

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

В Башкирии возрождают лесоперерабатывающую отрасль

16 ноября 2008, 19:07
Лесопромышленники надеются открыть в Караидельском районе Башкирии три новых цеха по выпуску обрезного пиломатериала, шпунтованной доски, евровагонки и плинтуса. Компания «Алтын Барс» возьмется за постройку лесопилки в деревне Ново-Муллакаево, фирма «Идель Древ» откроет цех в поселке Новый Бердяш, а «Уфалеспром» организует производство в деревне Байкибашево.

Как рассказал «МКС» замминистра лесного хозяйства РБ Риф Гумеров, «в республике – миллионы неиспользуемых кубометров дерева». По словам г-на Гумерова, регион нуждается в цехах по переработке лиственных пород, так как в лесах Башкирии много перестойного леса.

Оказывается, каждое дерево имеет свой «жизненный срок эксплуатации» и если его не срубить, то ствол начинает болеть, стареть и гнить. Например, осиновые и березовые леса требуется рубить через каждые тридцать лет и сажать новые. Но великолепно отлаженная когда-то система заготовки древесины нарушена – леспромхозы лесных районов Башкирии лежат в руинах, и республика действительно теряет массу кубометров полезного леса и миллионы рублей неполученной прибыли.

Новые производства будут обрабатывать более 24 тысяч кубометров леса в год. Однако, по мнению экспертов – лесопилки выработают весь ресурс за два-три года и хороший лес закончится.

- Открытие новых лесопилок мало что даст, - высказал свое мнение в эфире радиостанции Business-FM директор компании «Экостиль» Александр Матвеев. - В Караидели очень слабая сырьевая база – доступного леса мало. Без подъездных путей к качественному дереву этот район бесперспективен.

Именно по причине нехватки леса почти прекратила свое существование некогда процветающая в СССР сеть деревообрабатывающих комбинатов Башкирии: два в Уфе, по одному Стерлитамаке, Салавате и Мелеузе. По воспоминаниям бывшего директора объединения «Башстройдеталь» Бориса Любимова, советские ДОКи «перемолачивали» до 300 тысяч кубометров в месяц, так что планируемые объемы в Караидели меркнут на фоне советских.

Правда, выход есть – поднимать со дна рек некогда утонувшие при молевом сплаве бревна. Сколько их лежит на дне – никому не известно. По подсчетам Бориса Любимова, с послевоенных лет, при каждой сплавной кампании, ежемесячно на дно уходило около 1-1,5 процента от общего «плота». Между тем, моренное дерево имеет высокую стоимость. В воде, в отсутствии кислорода, оно приобретает особо прочные качества. Поэтому считается, что на дне башкирских рек – настоящий деревянный «клондайк». Другое дело, что нет ни техники, ни подготовленных рабочих, ни точной базы данных о «топляке».

Но зато на новость о грядущем буме лесной отрасли отреагировали торговцы техникой. На организованной «БашЭкспо» выставке «Лесопереработка» для любопытной публики пилили и строгали самые новейшие американские, немецкие, итальянские пилорамы. Дилеры оборудования уверяют, что при необходимости завалят все башкирские лесопилки импортной техникой.

Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ.

"