Posted 16 августа 2005,, 16:07

Published 16 августа 2005,, 16:07

Modified 10 ноября 2022,, 19:12

Updated 10 ноября 2022,, 19:12

Президент Башкирии призывает «не ставить опыты на детях»

16 августа 2005, 16:07
В минувшую пятницу главы администраций всех городов и районов Башкирии, «образовательные» чиновники и представители республиканских властей собрались в Ишимбайском районе на традиционный августовский педсовет. В роли завуча на форуме выступил президент республики Муртаза Рахимов.Сначала организаторы показали гостям несколько образцовых образовательных учреждений. Хотя летние каникулы еще продолжаются, в ишимбайских школах глав районов и городов и других гостей, разбитых на 4 группы, встречали одетые в национальные костюмы ученики.
Последние в тяжелых балахонах, лисьих шапках и других красивых, но не по сезону теплых предметах гардероба, стойко держались, несмотря на палящее солнце и многочасовые дежурства у ворот родных школ, так как делегации приезжали по очереди. После отъезда колонны автобусов с чиновниками, школьники накрывали новые столы с легкими закусками, доставали очередной «комплект» хлеба с солью и чак-чака и вновь вставали на вахту. Но это, так сказать, антураж: чиновникам с гордостью показывали и недавно построенные здания, и отреставрированные помещения, и отремонтированные классы вкупе с благоустроенными школьными дворами. При этом подчеркивалось, что все это сделано за счет республиканского и местного бюджетов.Увиденное так поразило начальника управления учреждений образования федерального агентства по образованию Евгения Бутко, что он не удержался и заявил: «Республика Башкортостан обречена… На счастливое будущее».А вот президент Башкирии был не столь благодушен. Для порядка Муртаза Рахимов, выступая перед участниками совещания по образованию, остановился на позитивном. А затем плавно перешел к проблемам, и большая часть его речи протекала в критическом ключе:— Явно затянулся сам процесс поиска новой модели образования. Уже несколько десятилетий различные реформы, не всегда продуманные, лихорадят систему образования страны. Начинают утрачиваться традиционно сильные стороны российского образования — его системность и фундаментальность. Не удивительно, что учителя перестают воспринимать суть предлагаемых мер, не видят их пользы. Ведь ясно, что надо тысячу раз подумать, прежде чем внедрять значительные новшества. Школа — не та сфера, где уместно широко экспериментировать. Нельзя же ставить опыты на детях!Не ограничился оратор лишь констатацией факта, что учительский корпус Башкирии стареет. Он признал, что выпускники педагогических вузов или в школы не идут, или там не задерживаются. По мнению главы региона эту проблему нужно немедленно решать — необходима долгосрочная программа «Педагогические кадры». Кроме того, требуется повысить социальный статус и улучшить материальное обеспечение работников образования (льготы сельским учителям, единовременные выплаты молодым специалистам на хозяйственное обзаведение, отнесение педагогов к категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья на условиях социального найма и.т.п.).По убеждению Муртазы Рахимова, образование должно соответствовать потребностям республики. Президент привел пример, что в прошлом году в строительную отрасль пришли всего 45 процента нужного числа специалистов. В это же время на возведении объектов трудятся тысячи приезжих. А учебные заведения готовят армию бухгалтеров, менеджеров, юристов, которые не способных найти работу, так как рынок труда перенасыщен:— Нас не может устроить такое образование ради диплома.Под общее одобрение участников совещания решено проводить мониторинг рынка труда, который бы определил в каких специалистах нуждаются работодатели Башкирии.Позже Муртазу Рахимова поддержал ректор педагогического университета Раиль Асадулин:— Увы, некому следить за многочисленными филиалами иногородних институтов, и негосударственных вузов, работающих по принципу «утром деньги, вечером — диплом». И некому пока контролировать создавшийся разрыв рынка труда и выпуск специалистов.Критический пыл Рахимова, впрочем, не остывал:— 20 процентов школьников не справляются со школьной программой, но при этом исправно получают аттестаты, — сказал Рахимов и, сняв очки, вгляделся в зал. Шум на последних рядах затих. — Нужно эту порочную практику прекратить!Попенял президент Башкирии подчиненным «формализмом в оценке знаний» и «проблемами в доступности образования»:— Подчеркиваю, не материальный достаток родителей, а исключительно знания и способности должны быть критериями поступления детей и молодежи в образовательные учреждения.Закончил страстную речь докладчик на идеологически-патриотической ноте:— Нам надо подумать о восстановлении и обновлении детских и молодежных общественных организаций, воспитательных функций образования в деле формирования подлинного гражданина своей Отчизны.Первым, кто подумал, оказался председатель Госкомитета РБ по молодежной политике Юлай Ильясов. Его отчет прозвучал как ответ президенту. Г-н Ильясов сообщил и президиуму, и собравшимся, что в Башкортостане уже идет работа по созданию новой молодежной организации, которая должна стать «политическим костяком» и иметь отделения в школах, вузах и предприятиях.Разумность этой идеи самый молодой член башкирского правительства попытался обосновать тем, что необходимость появления патриотического движения продиктована серией «оранжевых революций» в странах бывшего Советского Союза.Во всех этих волнениях движущей силой была молодежь, — добавил он. — И это наталкивает на выводы.Присутствующих и наблюдавших это натолкнуло не на выводы, а на аналогию с прокремлевскими «Нашими», но все деликатно промолчали…… По итогам республиканского совещания по образованию его участники приняли «Рекомендации» из более чем 40 пунктов. Хотя, если честно, документ носит скорее не рекомендательный, а обязательный характер.Дмитрий КОЛПАКОВ.
"