Posted 15 декабря 2015,, 19:26

Published 15 декабря 2015,, 19:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

Депутаты Курултая РБ решили вывести таксомоторных перевозчиков из тени

15 декабря 2015, 19:26
В Башкирии вынесли на общественное обсуждение проект изменений в региональный закон, согласно которым ограничение по цветовой гамме для легкового такси может быть отменено. Спустя полгода дискуссий и изучения вопроса власть решила пойти навстречу перевозчикам. На минувшей неделе на заседании Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Курултая РБ депутаты, чиновники и представители профессионального сообщества дружно согласились: с «цветной революцией» в таксомоторной отрасли в отдельно взятой республике пора заканчивать.

Башкирские парламентарии идут «в народ»

В региональный закон «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом…» предполагается внести пакет поправок, основной из которых является отмена ограничения по цвету для легкового такси. В необходимости этого шага, на котором участники рынка таксомоторных перевозок и эксперты настаивают давно, депутаты и чиновники смогли убедиться сами в ходе нескольких совместных с Общественной Палатой выездов в таксомоторные предприятия и встреч с таксистами. Водители подняли немало проблем в организации таксомоторных перевозок – это и разнообразные административные барьеры, и высокая налоговая нагрузка для индивидуальных предпринимателей, и сложности с оформлением ОСАГО, и дефицит парковок для таксистов, особенно рядом с учреждениями здравоохранения и социального обслуживания. Но особое внимание законодательных гостей таксисты заострили на цвете автомобиля, используемого в качестве такси. Все, и руководители, и простые водители, уверены, что никакой пользы это ограничение не приносит ни бизнесу, ни клиенту.

- Мы выезжали в предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, говорили и с руководителями, и с водителями, все в один голос твердят, что основная проблема рынка – это нелегальные перевозчики, а в свою очередь основной барьер для их легализации в республике - это ограничение по цветовой гамме, - объясняет депутат Курултая РБ Гафур Алибаев. - Ни на безопасность, ни на качество обслуживания фактор цвета не влияет. Зато существенно ограничивает возможность работать легально. Очевидно, что надо это ограничение отменить, как не отвечающее логике и здравому смыслу.

Напомним, в этом году в региональный закон уже вносились поправки. С 2014 года в республике разрешения на осуществление таксомоторной деятельности выдавались только автомобилям желтого цвета. Вскоре в Госкомтрансе РБ констатировали серьезный отток желающих получать лицензию для работы в такси. Так, если в 2012 году выдали 4823 разрешения, в 2013 – 3009, то уже в 2014 – 266, а в 2015 году с января по май - всего 180 таксомоторных допусков.

Как признавал заместитель руководителя Госкомтранса Азат Калимуллин, желтый цвет машины и стал одним из основных «сдерживающих факторов при выдаче разрешений». В ведомстве разумно сочли печальную динамику свидетельством того, что предпринимателей отпугивает необходимость перекрашивать автомобили в желтый цвет. Стоимость перекраски автомобиля, по оценке г-на Калимуллина, составляет 50 тысяч рублей, обклейки — 27,5 тысяч руб. Ответом на такие «необоснованные затраты» и становился «вынужденный уход с рынка предпринимателей и ухудшение качества оказания услуг населению из-за снижения конкуренции».

Если даже регулирующий орган соглашается с отрицательным влиянием ограничения по цвету на состояние рынка, то что уж говорить о мнении профессионального сообщества? С инициативой отмены цветовой унификации башкирское отделение общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» обратилось к главе Башкортостана Рустэму Хамитову в рамках его встречи с представителями малого бизнеса в марте этого года. Руководитель региона прислушался к чаяниям перевозчиков, после чего государственная машина и закрутилась. С подачи республиканского правительства депутаты Курултая пошли навстречу таксистам и частично ослабили жесткие ограничения, прибавив летом 2015 года к разрешенному желтому цвету черный и белый.

Профессиональное сообщество приветствовало этот шаг, хотя и сочло его половинчатым. Представитель «Ассоциации профессиональных перевозчиков» Руслан Шарафутдинов заявил тогда нашему корреспонденту, что «поправки – хороший пример конструктивного взаимодействия органов власти и профессионального сообщества, хотя настоящим решением проблемы легализации рынка стала бы полная отмена ограничения по цвету».

Исходя из анализа рынка, белый и черный цвета в совокупности составляют лишь 29 процентов от общего числа автомобилей, используемых в качестве таксомоторов. Наиболее распространенными же являются серебристый цвет, на который приходится 23 процента, синий – девять процентов, да серый со всеми его «50-ю оттенками». Остальные цвета (бежевый, зеленый, фиолетовый, коричневый и др.) в сумме составляют около 30 процентов. Автомобилей с желтой гаммой кузова - всего 0,2% от общего количества.

Как сообщили в «Опоре России», идентифицировать сегодня автомобиль такси легко и без желтого цвета – тут тебе и фонарь с шашечками, и цветографические элементы, и подробные данные от диспетчера. Перекрашенный автомобиль сильно падает в цене при продаже. Поэтому многие таксисты откровенно заявляют, что по истечении срока действия разрешения, полученного еще до введения этого ограничения, будут вынуждены «уйти в тень», то есть стать нелегалами.

На заседании комитета депутаты согласились, что на сегодняшний день основная задача не в том, будут ли все такси выдержаны в одних цветах, а в легализации этой деятельности, чтобы в бюджет шли отчисления от занятых в этой сфере.

Госкомитет по транспорту РБ рекомендовал рассмотреть возможность снятия ограничения по цветовым гаммам кузова легкового такси в республике.

- Государство преследовало цель сформировать хорошие таксомоторные парки: чтобы через программу лизинга приобретались машины, чтобы был легализован и профессионален этот вид деятельности, - говорит председатель комитета Елена Родина. – Но законодательство не догма, оно постоянно совершенствуется. Все вопросы необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон, с соблюдением баланса интересов государства и участников рынка. Сегодня, в связи с определённой усложнившейся экономической ситуацией, основная задача – сделать рынок такси доступным, но при этом максимально легальным и безопасным. Известно, что люди, которые остаются без работы, идут в эту сферу бизнеса. Это некая подушка безопасности. Для многих это подработка, чтобы элементарно дотянуть до конца месяца.

Прозвучало на комитете и предложение предусмотреть в региональном законе некий механизм общественного контроля.

– Крупные компании,«воротилы» этого бизнеса, могут себе позволить хоть в радугу перекрасить автомобиль, лишь бы занять нишу и стать монополистами, убрав с рынка основных его участников – индивидуальных предпринимателей, - считает генеральный директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства РБ Денис Мусин. - Большинство же перевозчиков работает на своих автомобилях, самых разных цветов.

«50 оттенков серого»

- Власть слышит бизнес, и это очень здорово, что с инициативой вышло профессиональное сообщество, входящее в наш экспертный совет. Власть будет поэтапно де-бюрократизировать отрасль таксомоторных перевозок, – подчеркнула Елена Родина. - Республика упростила до минимума процедуру выдачи разрешений, заявки подаются в электронном виде, никуда не нужно ходить, мы видим эти шаги. Мы делаем очередной осмысленный шаг к цивилизованному рынку такси, чтобы не было ухода в «тень».

Между тем, в проекте нового федерального закона по регулированию деятельности легкового такси, который уже прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, предлагается вообще исключить право субъектов на установление единого цвета для автомобилей такси. Кстати, несколько месяцев назад руководитель авторской группы «профильного» таксомоторного законопроекта, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков направил от своего имени аргументированное письмо в башкирский Курултай с просьбой рассмотреть вопрос об отмене в нашей республике цветовых ограничений для легкового такси.

Сферу таксомоторных перевозок ждут серьезные изменения, причем рабочая группа авторов федерального законопроекта пообещала учесть мнение профессионального сообщества при принятии профильного нормативного акта.

Как выйти из сумрака?

- Такси – социально важная сфера. К сожалению, действующее законодательство само выдавливает перевозчиков в «нелегальный сумрак», особенно тех, кто только недавно решил заняться таксомоторными перевозками, - поясняет Руслан Шарафутдинов. - Говоря современным языком - таксомоторная отрасль давно де-факто перешла в «цифровой» формат, а регулирующее ее законодательство по-прежнему де-юре находится на «аналоговом» уровне и просто морально устарело. Существующие реалии рынка далеко вышли за границы имеющейся нормативной базы. Сегодня для властей и профессионального сообщества задача-максимум – формировать цивилизованный рынок, ввести понятные для всех и прозрачные «правила игры», полностью легализовать частного перевозчика, гарантировать соблюдение пассажирской и дорожной безопасности и обеспечить разумный баланс между ценой и качеством услуги такси.

Легковое такси сегодня – высококонкурентный и высокотехнологичный бизнес. В конечном итоге главный «бенефициар» – это пассажир, за которого «бьются» перевозчики, предлагая разнообразные конкурентные преимущества. Де-факто такси стало доступно широким слоям населения. Потребитель может получить услугу легкового такси в любое время, в любом месте и за более чем разумную цену. Новые IT-технологии двигают отрасль вперед. Взять, к примеру, мобильные приложения – еще пару лет назад пассажир и представить себе не мог, что для заказа такси можно обойтись без общения с оператором, а движение назначенной тебе машины можно отслеживать на своем телефоне.

Первый, кого должны услышать таксисты и власти, – это потребитель – пассажир, который платит деньги.

«Бомбилам» дадут шанс

Остро стоит сегодня в отрасли проблема нелегального извоза.

- К сожалению, таксисту проще и дешевле заплатить штраф за отсутствие лицензии, чем соблюдать зачастую непроходимый «частокол» регламентирующих правил, - признает член «Опоры России» Михаил Гасников. – Мы таких водителей, конечно, не оправдываем, но в целом их можно понять.

По словам активиста, есть простое и эффективное решение проблемы.

- Сейчас обсуждается идея о патентном налогообложении для самозанятых граждан. А ведь таксист – классический пример самозанятого гражданина, - объясняет он. - Смотрите, как все просто: таксист платит за патент приемлемую сумму, например, 10-15 тысяч рублей в год, рассчитывается с государством и никакой тебе отчетности, бюрократии и волокиты. В результате таксист вышел из тени, работает ко всеобщему удовлетворению легально, а в бюджет поступают деньги.

Эксперты предлагают введение патента для таксиста-частника как «самозанятого» гражданина, без необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а размер оплаты за патент оставить на самостоятельное определение каждого региона «с учетом конкретной экономической ситуации».

Такая патентная система для «самозанятых» граждан с единым платежом на 3, 6 или 12 месяцев, включающим сумму налога и взноса во внебюджетные фонды, позволит легализовать львиную долю частных перевозчиков, и предоставить им определенные гарантии.

- Депутаты решили повысить доступность бизнеса, смягчить административное регулирование, в том числе из за кризисных явлений в экономике и по поручению главы республики. Сегодня нужно очень взвешенно подходить к введению изменений, - подчеркнул член комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, депутат Госсобрания РБ Гафур Алибаев. - Необходимо упростить процедуру легализации для частного перевозчика. Он должен иметь ощутимый приоритет. Таксомоторный рынок - это крайне нервная точка, требующая изменений действующего законодательства. Поэтому нужно без спешки, после общественного обсуждения, принимать такого рода решения. Собственно, именно по такому пути мы с коллегами и пошли.

Кстати, в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации нет обязательной цветовой унификации – легче перечислить, где она существует. Причем в стране наметился четкий тренд - даже в тех регионах, где есть ограничения по цвету, от него последовательно избавляются. Именно так поступили в этом году в Нижегородской, а до этого в Свердловской и Оренбургской областях.

Согласно данным масштабного федерального опроса общественного мнения, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения ( ВЦИОМ) в минувшем ноябре в 11 городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара и Уфа, основными критериями выбора такси для пользователей являются стоимость и время ожидания подачи автомобиля. И в последнюю очередь городских пассажиров волнует, окрашена ли машина в традиционный желтый цвет.

Законопроект о внесении изменений в закон «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории РБ» будет размещен на портале «Открытая Республика» - для того чтобы все желающие могли высказать замечания и внести в него свои предложения.

"