Posted 15 октября 2013,, 17:04

Published 15 октября 2013,, 17:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Настроились на лучшее. Комплекс напротив кинотеатра «Родина» урежут в размерах

15 октября 2013, 17:04
До сих пор не решено, как будет выглядеть последний незастроенный клочок земли в пределах престижной четырехкилометровой зоны исторического центра Уфы, расположенный на пересечении улиц Ленина и Чернышевского. Власти столицы Башкирии намерены пересмотреть проект жилого комплекса, который запланировала здесь еще в 2006 году прежняя городская администрация.
Тему выставили на обсуждение общественного совета по сохранению культурного наследия при мэре. Архитекторы и краеведы также советуют пересмотреть предыдущие планы и отдать площадку под общепит, чтобы открыть доступ к улице Чернышевского – сегодня не используемой для прогулок горожан.

На площадке оказались дореволюционные дома-памятники, некоторые из них инвестор по предыдущим планам намеревался снести.

Один из памятников, так называемый «дом Моториных» по улице Ленина, 17: деревянное двухэтажное строение с резным декором. За пожухший деревянный особняк вступился сити-менеджер Ирек Ялалов.

- Кто бы из иностранцев к нам не приезжал – всех поражает деревянная архитектура, вот что нам надо строить и сохранять! Возможно ли сохранить несущие конструкции или сделать новодел из монолита с сохранением фасада? – задался вопросом градоначальник.

За сохранение деревянного дома и профессор кафедры архитектуры АСФ УГНТУ

Константин Донгузов.

– Это не просто деревянные фасады, это уникальный пример нашей идентичности, когда мы говорим о евразийских корнях, о столкновении двух культур, - говорит архитектор Донгузов. - Наличники окон представляют такой синтез: традиционные опорные части, изображающие пилястры, при этом деревянные узоры, наложенные на него – модификации мотивов восходящих к мужской линии башкирского национального комплекса орнаментов. Сохраняя дома с таким синтезом, делаем подарок следующим поколениям, показывая, что этносы сливаются, не образуя противоречий.

Двухэтажное здание на улице Чернышевского, 83, находящиеся в 20 метрах от дома Моториных, тоже имеет историческую ценность – в нем лидер большевистской революции Владимир Ленин обсуждал с соратниками выпуск «Правды». Что делать с этими домами, мешающими застроить угол престижного квартала, до сих пор ясности нет.

- Есть второй путь – перенос памятников на новые площадки. Пример – Вахмянинскую баню, расположенную по улице Чернышевского, 121, инвестор предлагает поднять на три метра и отодвинуть от границ будущей реконструкции дороги, - продолжил мэр.

Архитектор Андрей Давыденко, представлявший проекта жилого квартала на улице Ленина, также признал, что планы семилетней давности нужно переосмыслить.

Квартал в рамках улиц Мустая Карима – Кирова – Ленина – Чернышевского в 2006 году прошел градсовет. Камень преткновения между застройщиком и нынешними властями – линейка старинных домов по улице Ленина.

Власти хотят сохранить дом по улице Ленина, 15 – усадьбу Зайковых, по словам общественников «дом в неплохом состоянии, работает на город». А также деревянный дом по улице Ленина, 17 и дом 19 – усадьба Бочкаревых – офис КЭЧ уфимского гарнизона. Больше всего не повезло флигелю за ним, дому по улице Ленина, 19а, внутри квартала. Это дворовой дом усадьбы Бочкаревых, он расселен и не считается памятником, ему уже вынесен «смертный приговор».

Еще один нюанс – как занять пустующее место между домами по улице Ленина 17 и 19, где стоит рекламный щит. Возникло предложение перенести на эти площадки дома-памятники из других мест города.

– Мы рассматриваем возможность посадки на углу сомасштабного объекта, чтобы завершить угол квартала, сделать фрагмент исторической улицы, - говорит Андрей Давыденко. – А от дворового дома 19а почти ничего не осталось и задняя часть во дворе ужасная.

- То есть его ни в какую арку его не спрячешь? – спросил мэр Ирек Ялавлов.

- Если решить вопрос с фасадом по улице Ленина, этим домом можно пожертвовать, - ответил глава компании «Архопроект». - Найти деревянный дом и вставить в этот «провал» как выбитые зубы. Такая возможность есть.

– Меня смущает нелепая «натянутость» этого угла. Сейчас в Уфе повсеместно делают скверы и парки. Здесь как раз тот вариант: не тянуть одеяло туда, где оно не греет. Дворовым домом придется пожертвовать, а фасад многоэтажки, выходящий на улицу Ленина нужно переосмыслить под историческую ткань, - сказала историк Ольго Бойко, окинув взглядом проект многоэтажной жилой громадины встающей на главной исторической улице города.

- Мы это понимаем, - сказал г-н Давыденко. - Проект сделан в 2006 году и сейчас перерабатывается.

- Но немалая часть уже построена, - заметил вице-мэр Александр Филиппов.

- Что есть, то есть, - развел руками архитектор.

- А если дворовой дом разобрать и использовать кирпич для отделки и стилизации другого фасада? - поделился мыслью г-н Ялалов. – Коллеги, а как вы относитесь к современной архитектуре стилизованный, скажем под 19 век? Пусть не двухэтажное, а пятиэтажное здание. Речь идет о стилизации и создании псевдо-исторического стиля в исторической части.

А профессор кафедры архитектуры АСФ УГНТУ Константин Донгузов и вовсе предложил перепланировать исторический квартал «с нуля» без оглядки на планы семилетней давности.

- Мы подошли к проблеме пересмотра архитектурно-строительных проектов и программ, разработанных в запале перестройки и пиратского освоение исторического центра «нулевых» годов, - сказал профессор. - Мы видим, как градостроительный «Титаник» налетает на айсберг, выходящий на поверхность в виде исторических памятников. Эта проблема должна быть разрешена новой экономической концепцией, как дальше будет развиваться центр.

По словам г-на Донгузова, общественность и власти должны дать больше времени проектировщикам квартала и его заказчику, «чтобы они не ломали голову, как заполнить жильем это пятно среди памятников», а посмотрели шире на ситуацию.

- Это место подходит близко к «Галерее Арт». Между торговым комлексом и деревянным зданием, где совещался Ленин – огромный прогал с невнятной идеологией, - говорит профессор.

На месте снесенного дворового дома внутри квартала должен быть скверик для жителей будущего элитного комплекса, однако г-н Донгузов предлагает не спешить «доделать до конца задуманное в 2006 году», а предложить отдать внутренности квартала под общепит.

- Вы знаете о дефиците общепита на «красных линиях» по улице Ленина, - продолжает профессор. - Связано с тем, что ближайшие участки заняты монополистами – «Башинформсвязью» и МВД: огромные куски «красной линии» которые должны быть заполнены общественными пространствами, заняты офисами и промышленными помещениями. Нужно компенсировать дефицит общественного пространства по всей бровке улицы Ленина от оперного театра до улицы Кирова: там не хватает кафетериев и галерей. Улица Ленина, по сути, разорвана отраслевыми участками. А здесь мы можем пересмотреть концепцию с более глубокой загрузкой, в том числе и за счет привлекательности исторических памятников, с возможностью массового движения дальше по улице Чернышевского. Этакая бухта, способная затянуть вглубь квартала. Коммерсанты, развивающие бизнес по улице Чернышевского нас скажут спасибо: они видят, что жизнь идет где-то там, по Ленина, а эта вся зона – пустая. Но если сейчас здесь встанет жилая громада, мы сделаем мертвую зону, возникают дворы, где абсолютно не нужно чтобы ходили люди, и все заявка на красивый общественный центр умирает, запираясь старой идеей «Г»-образного жилого комплекса. Давайте попросим у проектировщиков новую идею.

Однако спич профессора Донгузова разбился об одну фразу сити-менеджера.

- Миром правят деньги, и в том числе девелоперскими проектами, - сказал г-н Ялалов.

Правда, сити-менеджер, вслед за общественниками, признал, что планы 2006 года нужно скорректировать.

- Мы должны компенсировать инвестору уменьшение жилья и офисных помещений, дадим площадку в другом месте. Коммунальщики нам предлагали на этом месте сквер с небольшим памятником, попросите архитекторов проработать концепцию.

Дмитрий КОЛПАКОВ.
Фото автора

"