Posted 15 августа 2010,, 18:19

Published 15 августа 2010,, 18:19

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Указка президента: «Долой торжественные собрания, даешь общение профессионалов»

15 августа 2010, 18:19
В минувшую субботу в Чекмагушевском и Буздякском районах Башкирии прошел традиционный августовский выездной педсовет, на котором побывал и президент региона Рустэм Хамитов. «Красные ленточки я перерезать никогда не буду», - якобы заявил он по пришествию на должность и фактически сам себя опроверг, не отказавшись от проведения республиканской конференции учителей, где традиционно не только решают проблемы образования, но и показывают новые достижения.

В этом году чиновники хвастались реконструированным зданием гимназии и детского сада № 5 в селе Чекмагуш и школы № 1 в Буздяке. Правда, нынче на педагогическом совещании не присутствовали главы местных администраций.

- У них и так работы много, - прокомментировал отсутствие местных чиновников президент РБ.

Зато сам Рустэм Хамитов, вынужденный присутствовать на педсовете, вел себя как хулиганистый школьник: прошелся по клавишам пианино, общаясь по «скайпу» с гимназистами Агидели, по-мальчишески закинул ногу на ногу, погладил по спине пацана, демонстрировавшего возможности медицинского кабинета: «Может, тебе массаж сделать?» и всячески показывал окружению, что эта обязанность – открывать реконструированные здания, ему не слишком интересна. Напыщенное окружение как вести себя не знало и прятало смущенные улыбки.

- Мы больше не будем собираться в таком формате, - объяснил позже глава региона Рустэм Хамитов. – В следующем году нужны не доклады, а секции, «круглые столы», обсуждения, мастер-классы, выступления крупных ученых-педагогов. Хочется услышать учителей, представителей общественных движений, неправительственных организаций. Одним словом, долой торжественные собрания, даешь общение профессионалов и заинтересованных людей.

Но при наряженных детях, которых согнали в новые здания ожидать больших начальников, башкирский президент не решился демонстрировать скуку, а напротив легко откликался на любые эмоции.

- У меня в детстве был такой же чубчик, - погладил он по голове прилежного второклассника, по случаю приезда президента коротко стриженного под ноль задолго до 1 сентября. А потом Рустэм Хамитов вместе с семиклассницами изучал результаты лабораторных работ по химии.

Сам Хамитов признался тем же вечером в своем блоге: «Впечатления от совещания разные. Школы и детсад, которые мне показали, конечно, хорошие. Слов нет, отремонтировано добротно, и оборудование есть. А вот само заседание было традиционным».

О чем думает президент – нетрудно догадаться. Ему хочется изменить мир, но пока кроме чиновничьих инструментов – таких, как заформализированный августовский педсовет, он рычагов влияния на ситуацию не имеет. Нельзя же считать способом воздействия на реальный мир страницу в «Живом журнале», где глава республики делится мыслями с виртуальными единомышленниками. Хотя сам Рустэм Хамитов, похоже, электронный дневник воспринимает как один из важных инструментов приведения башкирской ирреальности в современный формат.

- К сожалению, через 7-8 лет нас ожидает очередная демографическая "яма", - отвечает одному из блогеров Рустэм Закиевич. - Сегодня 10-15-летних детей очень мало. Сейчас в школах учатся 430 тысяч детей, и роста их числа не предвидится, пока постоянно идет небольшой спад. Начиная с 2015 года, спад будет еще большим. Откройте статсправочники, там все цифры есть! Учеников в школах республики к концу 10-х годов будет чуть более 300 тысяч!

Президент РБ взвалил на себя тяжелую ношу, потому и ищет совета у друзей по переписке. Как стратег он обязан понимать, что огромная армия учителей, работающая в Башкирии (80 тысяч человек) через несколько лет пойдет по миру, и главное сегодня - спасти этих людей. Но как? Только сокращая и перепрофилируя педагогов. Но разве таких непопулярных решений ждут люди от новой власти? Напротив, учителя пишут президенту в блог о необходимости сохранения малокомплектных сельских школ. Как им объяснить, что эти здания скоро будут стоять пустыми? И что делать с монументальной образовательной инфраструктурой, принявшей в республике формы гигантомании – каждому селу по трехэтажной школе?

- Мне стало известно, что на образование в Башкирии тратится 31% бюджета, - рассказал президент РБ на встрече с промышленниками. – Это рекордная цифра для любого российского региона. Но, судя по всему, эти деньги расходуются неэффективно.

По мнению г-на Хамитова, очень странно, что при таких затратах бюджета, башкирские учителя получают 10 тысяч рублей, хотя в других регионах «вышли на 15-20 тысяч по оплате труда педагогов».

- Учитель – главный человек в школе, поэтому у него должны быть все возможности для творческой работы, начиная с зарплаты и заканчивая решением социальных проблем, - сказал глава республики на педсовете. А насчет «оптимизации» сельских школ написал уже в блоге: «Я попросил министра и вице-премьера заглянуть на несколько лет вперед и дать ответ на вопрос: а что делать? Обещали подумать».

Все ждали от г-на Хамитова заявлений о том, что в республиканских школах незачем насаждать башкирский язык, но он предпочел эту тему обойти. Так и осталось непонятным – будут ли школьники в новом учебном году изучать башкирский язык или все-таки могут отлынивать от этой нагрузки?

По закону изучать дополнительный факультатив дети должны только по желанию, но на практике учителя стращают родителей расправой над ребенком, и за парты «добровольно» усаживаются 100-процентный состав учеников.

Возможно, Рустэм Хамитов, изучив проблему, остановится все-таки на «добровольном» принципе, избавив учителей от чиновничьего «насилия», требующего высокие цифры погруженных в башкирский язык.

Интересно, что президент РБ, готовясь к августовскому совещанию, предложил блогерам высказать интересные мысли по поводу образования. Все комментарии глава Башкирии изучил, поручил систематизировать и «возможно издать». Интернет-консультанты почти единодушно требовали отмены уроков башкирского языка, но один пост остудил все горячие головы: «Дети всегда не хотят учиться и учить какие-то предметы. Родители иногда тоже считают, что какие-то предметы сложные и их детям не нужны. Так давайте теперь, на основе родительского и ученического недовольства отменим химию, физику, алгебру…»

Римма УРАЗБАХТИНА.

"