Posted 12 мая 2009,, 10:25

Published 12 мая 2009,, 10:25

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Махины времени. Архитекторам нужно заново учиться строить яркие дома

12 мая 2009, 10:25
55 лет назад произошло событие, повлиявшее не только на советскую, но и российскую архитектуру. В 1954 году на втором всесоюзном совещании строителей в Кремле лидер Советского Союза Никита Хрущев обрушился с критикой на советских зодчих, дав старт кампании по всеобщей борьбе с «архитектурными излишествами». По мнению тогдашнего руководителя советской страны, архитекторы занимаются бесполезным украшательством, не заботясь об экономии денег. Год спустя, в 1955-м грянуло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Этот документ на последующие пятьдесят лет превратил архитектуру в зловредную науку, а жилые кварталы – в безликую застройку.

Уфа глазам не верит

- Строить нужно проще и больше, - говорил полвека назад Никита Хрущев. – Архитектура – не художественная деятельность, а средство удовлетворения материальных потребностей народа. И нет смысла тратить народные средства на никому не нужные красоты.

«За последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся», - цитирует генерального секретаря ЦК КПСС газета «Правда» того времени.

Страна начала массово застраиваться типовыми домами, и не было ни одного города на шестой части суши, где как грибы не росли бы «хрущевки». Панельные здания утолили жилищный голод - четверть населения СССР получила собственное, хоть и слегка тесноватое, но отдельное жилье.

Масса людей трудилась над созданием проектов «дешевых» домов, изгоняя из своих рядов художников, мечтавших о красивой архитектуре.

- Постановление центрального комитета партии об экономии средств тогда было необходимо, - объяснил экс-главный архитектор Башкирии Рудоль Авсахов. - Но впоследствии, как всегда, пошли перегибы.

Почти сразу же после разгромной речи Хрущева, как и по всему Союзу, так и в Уфе начали искать «неправильные» сооружения.

Первым под огонь критики за «излишнее украшательство» попал свежепостроенный спорткомплекс при стадионе Гастелло. Здание действительно выглядело шикарно. Но колонны скрепленные капителью, богатая декоративная отделка и изящество форм, созданных архитектором Келлерманом, сделали сооружение идеальной мишенью для насмешек.

- Планировка здания не продумана, в спортзале низкие потолки, а солнечного света не хватает, так как его задерживают колонны на фасаде, - с нескрываемым ехидством писала газета «Ленинец».

Под удар попала черниковская улица Сталина, ныне Первомайская, которая начиналась с двух восьмиэтажных зданий с нарядной эклектической архитектурой, насыщенной декором. К счастью, «восьмиэтажки» и целый ряд домов до кинотеатра «Победа» частично были готовы до выхода постановления. А вот продолжение главной черниковской артерии оказалось незавидным – всю остальную часть Черниковки уже застроили типовыми пятиэтажными «хрущевками».

И вообще в дальнейшем высотки в Уфе больше не строили.

- Многоэтажные дома заслоняют собой солнечный свет детским садам, - пояснил в статье в «Советской Башкирии» глава управления капитального строительства горисполкома Шивцов.

- Серые понурые здания создают такое же серое настроение, - сегодня уверен архитектор Леонид Дубинский. - Ведь архитектура – это элемент не созерцательный, а подсознательный.

Сегодня архитекторы считают, что экономия на отделке зданий не так и велика.

– В 60-годы с архитектурой боролись по нужде: людей вытаскивали из бараков и землянок. Но сейчас серости и безликости не должно быть, - уверен главный архитектор Уфы Рамзит Маскулов. – Экономия на отделке – небольшая сумма, гораздо больше можно сэкономить на инженерных сетях.

- Над «хрущевками» сейчас смеются, при этом, не понимая: эти дома решили жилищную проблему, - считает заместитель министра строительства, архитектуры и транспорта РБ, председатель правления Союза архитекторов РБ Урал Ураксин. – И сегодня у нас такая же ситуация – срочно нужно запускать массовый серийный дом. Без панельного домостроения жилищную проблему не решить.

Потолок ледяной, дверь скрипучая

Советские строители и до знаменитого постановления искали способы сэкономить на возведении жилищ. В 1954 году бригадир черниковского треста «Башнефтестрой» Максим Гуляев стал всесоюзной звездой, предложив обучать строителей смежным профессиям прямо по ходу работы. Идею башкирского комсомольца с восторгом восприняли на всех стройках страны, и плотники становились арматурщиками, слесари сварщиками, бетонщики - паркетчиками. За энтузиазмом и новаторством самоучек скрывалась безысходность: при тогдашней системе строительных подрядов почти всегда не хватало нужных рабочих, машин и стройматериалов. Поэтому строители разных специальностей подменяли друг друга. Не подвозили бетон – шли рыть траншеи, не хватало каменщиков – кирпич клали сантехники, а вязать арматуру звали электриков.

- Полная занятость и никаких простоев! - с восторгом сообщала газета «Ленинец». - Такой метод позволяет строителям отказываться от дополнительной рабочей силы и сокращать стоимость квадратного метра на 145 рублей, что дает тресту «Башнефтестрой» три миллиона рублей экономии в год.

И действительно, отказываясь от услуг квалифицированных рабочих, на строительстве только одного дома экономили до 305 тысяч рублей. К примеру, дневной заработок рабочего в те годы составлял от трех до пяти рублей.

Но какой ценой давалась эта экономия? Что сейчас с домами, возведенными руками полукаменщиков, полусварщиков, полуслесарей, известно только их жильцам.

За отличный пример комсомолец Максим Гуляев получил хвалебную телеграмму от министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова, а его опыт директивами ЦК ВЛКСМ распространили по всему Союзу.

Доля брака при строительстве жилья дошла до немыслимого: из 780 домов сданных в Башкирии в 1958 году только 10 процентов едва дотягивали до оценки «отлично».

В июле 1959 года начальник инспекции государственного архитектурно-строительного контроля министерства коммунального хозяйства БАССР Виктор Зайцев опубликовал в «Советской Башкирии» открытое письмо. В нем чиновник потребовал участия в приемке домов представителей финансирующей организации. Помимо этого, он предложил практиковать осмотр квартир будущими жильцами и без их согласия не принимать жилище.

- Комиссии при приемке домов идут на поводу у строителей, а оценка «удовлетворительно» открывает широкий простор для бракоделов, - возмущался Зайцев.

Однако предложениям чиновника не суждено было сбыться – ужесточение процедуры приемки домов не было выгодно ни властям, ни строителям.

Панельный рай

В том же 1959 году председатель уфимского горисполкома Потап Попков и председатель казанского горисполкома Павел Тунаков затеяли между столицами двух республик социалистические соревнования по сдаче жилья.

В Башкирии, как и по всей стране ставку сделали на быстровозводимые панельные пятиэтажки.

На деле оказалось, что панельное жилье тоже не так быстро строится. В 1959 году трест «Уфимтрансстрой» жалуется в республиканской прессе, что на сборку одного дома в Деме требуется 25 дней, 15 из которых – вынужденный простой в ожидании комплекта нужных панелей. Уфимские железобетонные заводы не успевали выпускать требуемого количества блоков.

- Заводы очень медленно осваивают выпуск крупных панелей, поэтому мы просто вынуждены предусматривать кирпичную кладку стен, - отчаянно оправдывался, архитектор «Башкиргражданпроекта» Михаил Мазин на десятой республиканской конференции Союза архитекторов БАССР в 1960 году.

Чтобы спасти положение, Минстрой СССР официально позволяет использовать для строительства «хрущевок» кирпич. Почти сразу же разразился громкий скандал. ОБХСС МВД БАССР в 1960 году раскрыл целую сеть хищений кирпича работниками 21-го треста и треста «Башнефтезаводстрой». В основном на кражах попались те, кто был ответственен за учет. Ворованный стройматериал продавался на черном рынке за бесценок и пользовался популярностью у садоводов. Подпольный бизнес раскрыли сами советские бизнесмены: они не скрывали доходов, ходили каждый день по ресторанам и передвигались только на такси, обратив на себя внимание органов.

В 1960 году архитектор Михаил Мазин, просит власти передать разработку типовых «хрущевок» в руки местных зодчих.

- Типовые проекты готовятся в Москве и Ленинграде людьми, не знающими условий и особенностей республики, - заявил он. – А внешняя отделка домов никуда не годится. И все из-за того, что наша промышленность не может делать блоки, облицованные кирпичом, или панели из цветного бетона.

На что заместитель министра коммунального хозяйства БАССР Тришин посоветовал проектировщикам больше обращать внимание на внутреннее обустройство «хрущевок», а не гнаться за красотой внешних стен.

- Очень хорошо было бы оснащать квартиры передвижными междукомнатными перегородками, чтобы из одной комнаты можно было бы сделать две, - посоветовал чиновник минкомхоза.

Засада фасада

Проблема экономии в жилищном строительстве актуальна и сейчас. Архитекторы до сих пор спорят, как лучше строить – дешево или красиво. А кризис и вовсе заставил предпринимателей экономить на убранстве фасадов. Заказчики просят архитекторов проектировать по уже знакомому принципу «проще, но больше». Оказывается доля «архитектурных излишеств» в строящемся квадратном метре сегодня доходит до 10 процентов.

- Допустим себестоимость «квадрата» - 14 тысяч рублей. При 10-15 процентах стоимости «архитектуры» от 1200 до1500 рублей на квадратном метре можно сэкономить, - подсчитал Ильдар Сабитов, заведующий кафедрой архитектуры архитектурно-строительного факультета УГНТУ.

- А на «красных линиях» это все 20-30 процентов, - продолжил архитектор фирмы «БашПроект» Руслан Ханов.

- Есть ситуации, когда тот или иной фасад просто обязан быть барочным, с башенками и колонами в контексте окружающих зданий. Как, например улица Ленина, - считает Александр Ильин, руководитель мастерской «АРХиП».

По мнению г-на Ильина, нет смысла экономить тысячу рублей на красивом фасаде – эти деньги все равно «сидят» в стоимости квадратного метра.

- Экономить на фасадах получалось в советское время, но сейчас это не удастся, - уверен г-н Ильин. - При продаже «метра» будет «играть» коммерческая цена, а не себестоимость. И никто вам эту сэкономленную тысячу не отдаст. Ни одно здание не подешевело от того, что его построили скучным и некрасивым. Мы уже убедились, что борьба с «излишествами» ведет к плачевному результату.

- Любую борьбу можно довести до идиотизма, - продолжает г-н Сабитов. – Черниковка - яркий пример безликости, а Сипайлово и Зеленая роща – отголосок борьбы с излишествами.

По мнению Урала Ураксина, и панельное строительство может быть красивым.

Но для этого заводам нужно разработать новые кассеты, чтобы штамповать теплоэфективные, шумозащищеные и декоративно отделанные панели.

- Но кто из бизнесменов в нынешних условиях станет вкладывать в создание новых кассет для производства панелей? – вопрошает глава Союза архитекторов РБ.

Между тем, время «хрущевок» прошло и уже через 20 лет придется решать, что же делать с изношенными домами – закончиться полувековой срок жизни конструкций. Скорее всего, если власти откажутся от затратной реконструкции пятиэтажек и станут сносить устаревшие здания, стране вновь понадобится массовая и дешевая типовая застройка.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"