Posted 11 февраля 2007,, 18:08

Published 11 февраля 2007,, 18:08

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Уперлись рогом. Уфе не по карману уникальный троллейбус

11 февраля 2007, 18:08
Первый троллейбус с дизельным двигателем, выпущенный на «Башкирском троллейбусном заводе», отправился в Москву. Башкирская рогатая машина уникальна и пока в России присутствует в единственном экземпляре. Впрочем, и рога ей могут быть не нужны – в случае отключения электроэнергии, гибрид легко переключается на дизельный генератор и продолжает движение. Троллейбус, невиданное дело, легко обходит автомобильные пробки, лавируя, как обычная машина. Авто-гибрид получило название дуобус, а его первыми покупателями стали московские транспортники. Теперь оригинальная уфимская машина будет бегать в объединенном Филевском автобусно-троллейбусном парке в Первопрестольной.

Для столицы Башкирии такая покупка пока не по карману. Стоимость троллейбуса с дизельным генератором – около 5 миллионов рублей.

- Слишком дорого, - разводит руками начальник «Уфагортранса» Вагиз Мухаметшин. - А москвичи себе могут позволить, хотя дуобус и нам не помешал бы.

- Мы два года шли к выпуску этой машины, - говорит главный конструктор БТЗ Денис Мартынов. - А сама идея автономного троллейбуса витала еще в начале 90-х годов. И вот мы ее реализовали.

На уфимском заводе готовы к массовому производству дуобусов и уже ведутся переговоры на их поставку в некоторые российские города. У нового башкирского троллейбуса свежий дизайн и дополнительные изменения в конструкции – он не имеет ступеней. Это так называемый «низкопольный» вариант. Высота от земли до пола – 36 см, что позволило установить выдвижной пандус для инвалидов-колясочников.

Правда, пока к выпуску троллейбусов нового поколения не готовы российские парки. Ведь для нормальной работы дуобусов нужно автоматизировать подключение штанг, чтобы «рога» могли в любой момент отцепляться от контактной сети и автоматически к ней подключаться.

Как рассказал «МКС» начальник отдела маркетинга ОАО «Троллейбусный завод» в городе Энгельс Николай Свищев, здесь так же почти готова аналогичная машина и завод вскоре будет готов принимать на нее заявки. Но каких либо дополнительных сведений сообщать не стал, сославшись на коммерческую тайну, однако заметил, что себестоимость «Тролзы» будет не выше «БТЗ-52763Т».

Стоит ожидать, что в этом году между башкирским и саратовским заводами развернется борьба за заказы на низкозольные троллейбусы и дуобусы. Это новая ниша в рынке пока не заполнена, и уфимские машиностроители в ней на шаг впереди от саратовцев.

- Это будет честная конкуренция, так как наши разработки велись раздельно, - рассказывает начальник коммерческо-сбытового отдела БТЗ Руслан Ахматьянов. - Мы копили свой опыт и технологии, и сейчас их нужно поставить на поток, чтобы сделать рывок на рынке городского электротранспорта нового поколения.

На заводе не скрывают, что производство троллейбусов, как и сам бренд «Башкирский троллейбус», сохранились благодаря поддержке республиканского правительства.

На долю ОАО «БТЗ» приходиться 14-16 процентов производства электрических машин в России. Эта цифра может увеличиться за счет новинки – дуобуса.

Сейчас с конвейера завода сходят три модели троллейбусов в трех модификациях. Их покупают около пятидесяти городов РФ и СНГ. Большая часть 12 тысяч запчастей, из которых собирается троллейбус производятся в Башкирии. Например, некоторые ходовые комплектующие заказываются на ишимбайском машзаводе, стекло – в Салавате, силовое оборудование на Уфимском приборостроительном, кожу для внутренней обшивки – на нефтекамском «Искоже».

- Впереди много работы, чтобы сделать башкирский завод первым в отрасли троллейбусостроения, - отмечает г-н Ахматьянов.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Фото Сергея ГРОССОВА.

"