Posted 10 ноября 2015,, 17:57

Published 10 ноября 2015,, 17:57

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

«Башкирская содовая компания» рассчитывает снять охранный статус с шихана Тра-Тау

10 ноября 2015, 17:57
Известняка на месте срытого шихана Шах-Тау хватит «Башкирской содовой компании» («БСК») до 2020 года. Директор по связям с общественностью предприятия Сергей Лобастов рассказал журналистам о необходимости в будущем разработки шихана Тра-Тау, где запасов сырья «как минимум на 50 лет». Компания надеется снять охранный статус с горного образования и готова за свой счет пересадить редкие растения. Между тем, министр природопользования и экологии РБ Ильдар Хадыев заявил, что нет «правовых оснований для снятия статуса особо охраняемой природной территории с горы Тра-Тау».

Напомним, недавно в сеть «слилась» пояснительная записка экс-начальника территориального управления федерального агентства по недропользованию Расиха Хамитова, адресованная правительству РБ. Он утверждал, что Гумеровское и Худолазовское месторождения могли бы стать альтернативой шихану, на разработку которого претендует «Башкирская содовая компания».

- Расих Хамитов вводит в заблуждение общественность, предлагая заведомо бесперспективные месторождения, - говорит г-н Лобастов. - Либо он хочет прикрыть свою бездеятельность в бытность руководителя «Башнедр», либо знает, что Тра-Тау нет альтернативы.

Директор по производству соды «БСК» Юрий Иванов тоже скептически относится к идее возобновления поисков других источников.

- Предлагается вновь провести геологические изыскания Карановского месторождения. Но там все уже изучено! Необъективная информация и дилетантский подход. Например, Худолазовское тянет на миллиард рублей удорожания добычи, - уверен он. - Для чего это делается? Внести дезинформацию. А дефицит необъективной информации затягивает время для принятия правильного решения.

По мнению пиар-менеджера компании Сергея Лобастова, «кроме Тра-тау других источников нет», так как остальные месторождения или расположены очень далеко от завода, или имеют «неподходящий» известняк.

- Известняковых камней много, но химически чистых мало, - говорит он. – Ни в одном месте страны нет сразу трех компонентов: соли, карбонатного сырья и реки. Многие государства хотели бы построить такие заводы. Беларусь – не может. Нет известковых камней. Не может Казахстан, тоже нет одного компонента.

Кроме того, по словам топ-менеджмента «БСК», мощность содового производства в советское время наращивалось в расчете на запасы в недрах Тра-Тау.

- Это удача, что у нас есть химически чистые известняки, - полагает г-н Лобастов. - Сырье дано природой, оно должно быть использовано эффективно. А «Сырьевая компания» («дочка» «БСК» - ред.) и является эффективным пользователем.

Генеральный директор АО «Сырьевая компания» Александр Шкурко объяснил, что в отличие от других месторождений – сырье из Тра-Тау не требует доведения до кондиции. Известняк с шихана идет на производство в чистом виде «как добыли, так и сделали».

На месте разрытого Шах-Тау «БСК» оставит затопленный карьер.

- Нет Шах-Тау. Что-нибудь изменилось? Зато есть очень красивый город Стерлитамак, занимающий первые места по благоустройству, - считает Сергей Лобастов.

Шихану присвоен статус особо охраняемой территории с «ботаническим» профилем. На горе произрастают десятки растений и обитают животные, занесенные в Красные книги Башкирии и России.

- Мы готовы провести интродукцию растений, для того чтобы исключить предмет охраны, - уверяет Сергей Лобастов.

На вопрос, как «БСК» будет «бороться» с негативным общественным мнением, согласным на закрытие завода ради спасения шиханов, вице-директор компании пообещал скорректировать точку зрения большинства.

- Мы в последнее время мало давали информацию, - признался он. - Появляются какие-то «мнения» на основе неправильной информации. Мы открыли общественную приемную. Люди уходят из нее в добродушном настроении. Ни у кого в мыслях не возникает, что завод нужно остановить.

В «БСК» утверждают, что если закрыть завод, основными производителями соды в стране станут США, Европа, Турция.

Для снятия охранного статуса требуется постановление правительства РБ.

- Других способов нет, - говорит пиар-директор. – А основным акционером «БСК», напомню, является правительство республики.

Между тем, правительство РБ уже поставило точку в этом споре. Руководитель министерства природопользования и экологии РБ Ильдар Хадыев напомнил, что «гора Тра-Тау получила статус особо охраняемой природной территории в 1965 году, в настоящее время является комплексным памятником природы, представляющим биологический, палеонтологический, исторический интерес».

- Порядок снятия статуса особо охраняемой природной территории федеральными нормативными документами не определен, - заявил «МКС» г-н Хадыев. - Региональное законодательство разрешает это в случае утраты объектом ценности в силу стихийных бедствий или иных катаклизмов после проведения инвентаризации. Исследования показывают, что Тратау своего значения не утратила. Соответственно правовых оснований для снятия статуса с горы нет.

Более того, по словам «природоохранного» министра, «режим особо охраняемой природной территории запрещает любой вид деятельности, ведущий к разрушению, изменению естественного состояния объекта». А значит, «БСК» все-таки придется разрабатывать альтернативные месторождения.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"