Posted 10 февраля 2009,, 18:29

Published 10 февраля 2009,, 18:29

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Прорабы перестройки. Сколько еще вложат в развитие Уфы?

10 февраля 2009, 18:29
Столица республики получит из федерального бюджета более одного миллиарда рублей на реализацию инвестпроекта «Инфраструктурное обеспечение развития Уфы». Такое решение приняла комиссия Правительства РФ по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Так что, несмотря на кризис, столица Башкирии в ближайшие годы будет активно развиваться и строиться.

Гармоничные планы

Всего было рассмотрено и одобрено 19 аналогичных программ, представленных регионами страны. Во всех случаях осуществлять амбициозные планы субъектов федерации планируется на условиях государственно-частного партнерства.

Для того, чтобы понять важность положительного решения федеральной инвестиционной комиссии, следует сказать несколько слов о проблемах, с которыми Уфа столкнулась из-за бурного роста последних лет.

С начала девяностых годов и вплоть до настоящего времени по объективным и субъективным причинам в городе практически не развивалась инфраструктура.

И не вводились новые мощности по тепло­, энерго­ и водоснабжению, хотя уже в 2006 году строительный сектор по темпам ввода жилья вплотную приблизился лучшим показателям советского времени, а в 2008-м смог их превзойти.

Какое-то время обеспечивать новостройки теплом и светом удавалось за счет мощностей, высвобождавшихся благодаря снижению потребления энергоресурсов на производстве, но сейчас этот резерв практически исчерпан.

По словам начальника службы перспективного развития ОАО «Башкирэнерго» Игоря Афанасьева, из-за интенсивной жилищной застройки и развития малых производств Уфе не хватает 300 мегаватт электроэнергии. А по данным центра присоединения потребителей, за один год в столице Башкирии выдается разрешений на подключение к сетям на общую мощность 100 мегаватт, что не может не сказываться на энергосистеме. Проблема усугубляется неразвитостью инфраструктуры подвода электротока извне и дефицитом генерирующих мощностей в центральных районах города, что, в свою очередь, делает возможными крупные сбои в высоковольтных сетях и увеличивает риск каскадных аварий, подобных той, что произошла на московской подстанции Чагино, когда половина Первопрестольной была обесточена на несколько дней.

Похожая ситуация имеет место и в системе отвода сточных вод.

Главные очистные сооружения, возведенные более 30 лет назад, могут очищать лишь 360 тысяч кубометров воды в сутки и с трудом справляются с возросшим потоком нечистот.

Понятно, что без модернизации инфраструктуры невозможна застройка предусмотренных генеральным планом развития города новых микрорайонов с выходом жилья более миллиона квадратных метров. Только в микрорайоне Глумилино планируется возвести порядка 900 тысяч «квадратов», в перспективном жилом массиве у деревни Романовка — два с половиной миллиона.

К этому следует добавить больной и дорогостоящий вопрос реализации утвержденной генпланом программы развития дорожной сети: без новых многоуровневых развязок, дорог и мостов, а также создания альтернативных выходов на федеральные трассы М-5 и М-7 Уфа уже в ближайшей перспективе просто задохнется в километровых пробках.

Обеспечить гармоничное развитие столицы республики на период до 2025 года как раз и призван инвестпроект инфраструктурного развития города. Впервые он был представлен широкой общественности на VII международном инвестиционном форуме «Сочи­-2008» и одним из немногих получил личное одобрение премьер­-министра страны Владимира Путина.

Вне конкуренции

— На форуме в Сочи было выставлено более 60 инвестиционных предложений от субъектов РФ, — рассказывает мэр Уфы Павел Качкаев. — Но председатель правительства лично осмотрел не более десяти, в том числе и наш. Владимир Владимирович внимательно выслушал все пояснения и пожелал успеха. От себя могу сказать, что среди представленных на форум инвестиционных предложений субъектов федерации аналогов нашему нет.

Конечно, там были достаточно крупные инвестиционные программы, например, развития Приангарья, но в данном случае речь идет о создании крупных производственных комплексов, в то время как план инфраструктурного развития Уфы имеет исключительно социальную направленность. Мы рассмотрели все инфраструктурные проблемы, которые город имеет сейчас, и те, которые могут возникнуть через пятнадцать лет в ходе реализации генерального плана, и попытались найти их комплексные решения.

Любопытно, что уфимские власти не в первый раз привлекают крупные внебюджетные средства на финансирование коммунальной инфраструктуры. В 2006 году на реконструкцию системы теплоснабжения и монтаж в 523 уфимских домах индивидуальных тепловых пунктов был взят кредит Европейского банка реконструкции и развития на 10 миллионов евро. Аналогичный заем того же банка пошел на финансирование достройки третьей очереди городских очистных сооружений.

По словам мэра Уфы Павла Качкаева, сейчас город ведет переговоры со Сбербанком России о выделении кредита на один миллиард рублей, необходимого для финансирования приоритетных в период кризиса социальных жилищных программ. На те же цели планируется направить миллиардный рублевый муниципальный заем. Решение о его выпуске администрация, вероятно, примет уже в феврале.

Беспрецедентные вклады

Представленный в Сочи проект инфраструктурного развития башкирской столицы поражает воображение прежде всего расходной частью. Его общая стоимость оценивается в беспрецедентные для города-миллионника 298,4 миллиарда рублей. Из них 24 миллиарда придут из инвестиционного фонда Российской Федерации, 24,3 — из бюджетов республики и Уфы, а остальные деньги — ни много, ни мало 250 миллиардов рублей — планируется привлечь за счет инвесторов.

Самое интересное, по расчетам составителей, федеральный центр всего за пять с половиной лет вернет через налоги все деньги, вложенные в Уфу, а в более отдаленной перспективе получит дополнительную прибыль в размере 30 миллиардов рублей.

Правда, здесь следует отметить, что смета составлялась еще в докризисные времена, поэтому не исключено, что раздел, касающийся объемов финансирования, может серьезно измениться.

Зато практическая часть проекта развития инфраструктуры рано или поздно воплотится в жизнь — без нее город просто остановится в своем развитии.

Модернизация наиболее важной части любого современного мегаполиса — транспортной инфраструктуры потребует 27,7 миллиарда рублей.

На эти средства планируется решить такие проблемы, как несоответствие существующих дорог действующим нормативам, отсутствие полноценных магистралей в направлении основных пассажирских и транспортных потоков и обходных дорог для транзитного транспорта, недостаток мостов, развязок и путепроводов, особенно в местах железнодорожных переездов.

В 40 миллиардов рублей оценивается стоимость создания новых мощностей водо-, тепло­, и энергоснабжения. Заметим, что в этом направлении уже сделаны важные шаги. На левом берегу Белой, напротив Северного автовокзала, близится к завершению строительство 3-й очереди городских очистных сооружений, способных, используя новые технологии, очищать 170 тысяч кубометров канализационных стоков в сутки. Между Затоном и Демой началось возведение новой 440-мегаваттной ТЭЦ-5, мощности которой хватит для обеспечения электроэнергией и теплом всех новостроек южной и западной части Уфы.

В жилищное строительство планируется привлечь 88,2 миллиарда рублей, что позволит к 2025 году увеличить существующий жилфонд с нынешних 20 до 30,2 миллиона квадратных метров, или в полтора раза. Средняя обеспеченность жильем возрастет с 19,4 до 26 квадратных метров на человека.

В пределах Уфимского полуострова в первую очередь будут застраиваться микрорайоны Южный, Инорс, Глумилино, Кузнецовский Затон. Новые многоэтажки появятся в Затоне, Деме, Миловке и Романовке, а коттеджное строительство развернется на территории Зауфимья.

Наиболее проблемной частью проекта станет привлечение инвестиций на развитие производства, объектов логистики и торговли в размере 142,5 миллиарда рублей. Сегодня совершенно ясно, что некоторые инвесторы из-за недостатка средств и особенно банковских кредитов, на которых до недавнего времени держалась логистика и торговля, будут вынуждены либо отказаться от своих инвестиционных планов, либо отложить их реализацию на более дальний, а в ряде случаев — и на неопределенный срок.

Николай КРАСИН.

"