Posted 10 января 2016,, 16:11

Published 10 января 2016,, 16:11

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

В 2015-м уфимский аэропорт стал примером развития транспортной отрасли страны

10 января 2016, 16:11
Уфа – не только один из крупнейших городов России, но важный авиатранспортный узел России. Неслучайно в столице Башкирии давние авиационные традиции. Аэродром в Уфе появился более 80 лет назад, а регулярные авиалинии действуют с 1938 года. Сегодня международный аэропорт «Уфа» по пассажиропотоку входит в первую десятку крупнейших авиаузлов в России, обслуживая 2,3 млн человек в год. 2015-й в истории уфимского аэропорта стал значимым. В минувшем году именно Уфе было доверено принимать международные саммиты ШОС и БРИКС.

Динамичный импульс для развития авиаперевозок

В преддверии этого важного события мирового значения построен новый международный терминал, отвечающий всем современным требованиям и стандартам, капитально отремонтирована взлетно-посадочная полоса и привокзальная площадь, внедрены новые актуальные технологии и передовые программы. Прием такого количества высокопоставленных гостей со всего мира был бы невозможен без слаженной работы всей команды уфимского аэропорта.

По мнению главы Башкортостана Рустэма Хамитова, модернизация уфимского аэропорта стала в минувшем году «одной из самых ответственных задач». В июне 2015 года был завершен первый этап реконструкции аэродромного комплекса, который длился полтора года. За это время капитально отремонтировали взлетно-посадочную полосу, позволяющая принимать такие сверхтяжелые самолеты, как «Боинг-747», «Руслан» и «Аэробус-330». Провели работы по расширению перрона, строительству семи стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов, площадки для обработки самолетов противообледенительной жидкостью. Взлетное поле обнесли специальным охранным периметром длиной 22 километра, заменили вся систему видеонаблюдения на современную с использованием тепловизоров, благоустроили привокзальную площадь, модернизировали парковочный комплекс, отремонтировали подъездные пути к аэровокзалу. Также полностью сменили систему биоочистных сооружений, дренажно-ливневую канализацию аэродрома и систему освещения, в том числе и мачты перрона.

Всего на реализацию первой очереди модернизации аэропорта Уфы было выделено 2 млрд 880 млн рублей из федерального бюджета. За счет республиканских средств в размере 1 млрд 700 млн рублей построен новый международный терминал, отвечающий всем мировым стандартам. С его вводом пропускная способность на зарубежные направления увеличилась в четыре раза - до 800 пассажиров в час.

Сегодня площадь нового двухэтажного здания превышает 17 тысяч квадратных метров. На первом этаже расположены 14 стоек регистрации, а также зона обслуживания прибывших пассажиров, оснащенная современной багажной системой. На втором этаже находятся зеленый и красный коридоры таможенного контроля, паспортный контроль, оборудованный 40 кабинами, общая зона безопасности и зал ожидания вылета международных рейсов.

Со стороны перрона к зданию аэровокзала примыкает посадочная галерея. Перпендикулярно к ней расположены стационарные части телескопических трапов, через которые производится посадка и высадка пассажиров в воздушные суда. В новом терминале дополнительно установлены три телетрапа, способных обслуживать любые типы воздушных судов. Все помещения терминала соответствуют требованиям безбарьерной среды, что позволяет свободно передвигаться людям с ограниченными возможностями здоровья. Официальное открытие международного терминала уфимского аэропорта состоялось в мае 2015 года. Церемония оказалась беспрецедентной: в ней приняли участие генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев и министры транспорта государств – членов ШОС и наблюдателей из Афганистана, Беларуси, Китая, Киргизии, Монголии, Таджикистана и Узбекистана, а также глава Башкортостана Рустэм Хамитов. Право перерезать символическую красную ленточку было предоставлено всем высоким гостям столицы Башкирии. В воздухе сверкнуло одиннадцать комплектов ножниц, и терминал был открыт официально. Затем гости смогли ознакомиться с инфраструктурой объекта.

Глава республики Башкортостан Рустэм Хамитов подчеркнул уникальность церемонии открытия.

– Впервые в истории транспортных объектов девять министров одновременно открывают такого рода сооружения. Конечно, это замечательное, историческое событие, - сказал он.

Открывая стратегически важный объект, министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов подчеркнул значимость события для всей авиационной отрасли страны в целом.

– Авиационная отрасль в Российской Федерации развивается динамично, - подчеркнул он. – Год был рекордным за всю историю ее развития. Появился такой современный и очень красивый объект, как новый аэропорт в столице Республики Башкортостан – городе Уфе. Это яркий пример динамичного, инвестиционного развития всей транспортной отрасли нашей страны.

Максим Соколов указал на важность факта, что открытие международного терминала состоялось в преддверии саммитов руководителей стран ШОС и БРИКС.

– Этот аэропорт входит в десятку крупнейших аэропортов нашей страны. Я уверен, что новый терминальный комплекс с новой инфраструктурой, в которую вложены серьезные средства бюджета Российской Федерации и еще будут вложены в ближайшие годы, даст динамичный импульс развитию авиационных перевозок из этого замечательного и гостеприимного региона, - сказал он.

«Саммиты стали экзаменом для нашей команды»

С 7 по 10 июля – в дни международных форумов – международный аэропорт Уфа (МАУ) пережил огромную нагрузку. Здесь с интервалами в 10 минут садились не только регулярные рейсы, везущие гостей и участников саммитов, но и борта 15 глав государств, принявших участие в масштабных событиях. Принять в аэропорту Уфы такое количество самолетов, в том числе и сверхтяжелых, было бы невозможно, если б два года назад не началась реконструкция не только международного терминала, но и взлетно-посадочной полосы и перрона, которые сегодня отвечают всем мировым стандартам.

ОАО «Международный аэропорт «Уфа» - первый региональный аэропорт России, подтвердивший соответствие производственным стандартам ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations). Результаты аудита подтвердили полное соответствие процедур наземного обслуживания мировым стандартам безопасности. Напомним, еще в 2013 году уфимский авиаузел стал первым региональным аэропортом, прошедшим регистрацию ISAGO. В ходе повторного аудита предприятие получило комплексную оценку основных параметров стандарта: системы организации и управления, движения воздушного судна по аэродрому, обслуживания пассажиров, обработки багажа.

Аэропорт «Уфа» продемонстрировал высокий уровень безопасности и качества обслуживания пассажиров и рейсов авиакомпаний и в очередной раз подтвердил полное соответствие международным производственным стандартам ISAGO. Отметим, в 2014-м зафиксирован исторический результат — во многом благодаря внедрению процедур ISAGO в уфимском аэропорту не было зарегистрировано ни одного авиационного события по вине персонала.

Получение сертификата ISAGO способствует повышению конкурентоспособности авиаузла. Его наличие свидетельствует о том, что наземное обслуживание обеспечивается в соответствии с международными стандартами.

Так, например, для обслуживания дальнемагистрального двухпалубного широкофюзеляжного пассажирский самолёта «Боинг-747» требуется длинная взлетно-посадочная полоса, которая сегодня в Уфе есть. Кроме того, для сверхтяжелых лайнеров построили новую рулежную дорожку и создали места для стоянки широкофюзеляжных самолетов.

Крупногабаритный «Боинг-747-400» выбрали для перелета в столицу Башкирии премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин. Президент российского государства Владимир Путин прилетел на сверхтяжелом дальнемагистральном широкофюзеляжном «Ил-96», для посадки которого также требуются особые условия.

В эти же дни в столице Башкирии приземлились самолеты президента Беларуси, Ирана, Таджикистана и Бразилии, глава ЮАР, Афганистана, Монголии, Армении, Казахстана и Узбекистана. Требовался особый профессионализм и слаженность действий, чтобы одновременно принять и создать условия для стольких бортов, везущих особо важных персон. Кроме того, аэропорт Уфы в эти дни принял 412 регулярных рейсов, которые тоже везли гостей и участников саммитов.

Всего за дни саммитов уфимский аэропорт принял 10 тысяч гостей, 28 бортов с государственными делегациями, шесть сверхтяжелых и 14 «литерных» самолетов с прибывающими первыми лицами различных государств. И, несмотря на разность культур и обычаев политических лидеров, побывавших в Башкортостане, их лайнерам требовалось качественное и безопасное обслуживание, которое без посторонней помощи осуществили сотрудники аэропорта Уфы.

- Сотрудники уфимского аэропорта провели гигантскую работу, ни один рейс из регулярного расписания не был задержан, - говорит генеральный директор международного аэропорта Уфы Александр Андреев. – Саммиты стали не только импульсом к масштабной реконструкции аэропорта, но и экзаменом для нашей команды. Выбранная нами тактическая схема оказалась верна, и с непростой задачей мы справились.

Отметим, что президент России Владимир Путин выразил признательность руководству республики за успешно проведенные мероприятия международного уровня, а глава региона Рустэм Хамитов, министр транспорта России и руководство Росавиации поблагодарили коллектив уфимского аэропорта за работу, оценив ее на «пятерку».

«Мы занимаем уверенные позиции в авиаотрасли»

Сегодня в международном аэропорту «Уфа» трудится 1900 человек. На предприятии ведется планомерная работа по улучшению условий труда и отдыха работников, а также по повышению социальной удовлетворенности персонала. Одна из важнейших задач, стоящих перед аэропортом, – непрерывный рост уровня профессионализма и квалификации персонала.

- Большую важность имеет для нас социальная ответственность перед нашими работниками, - подтверждает гендиректор МАУ Александр Андреев. - За последние два года средняя заработная плата работников предприятия увеличилась более чем на 25 процентов и составила почти 33 тысячи рублей, что превышает аналогичные республиканские показатели.

Таким результатом не каждый может похвастаться.

На предприятии действует и стабильно расширяется ряд программ по санаторно-курортному лечению и оздоровительному отдыху работников аэропорта и членов их семей, развивается сотрудничество с крупнейшими санаториями и профилакториями республики. В 2015 году на «оздоровление» персонала было направлено свыше 67 миллионов рублей.

- Раньше предприятие представляло собой во многом замкнутый технологический цикл, - рассказывает Александр Андреев. - Например, еще в 2012 году пункты общественного питания принадлежали аэропорту. Они приносили годовой убыток порядка 30 млн рублей.

Перевод этого бизнеса на аутсорсинг дал экономический эффект не менее 60 млн рублей: 30 млн - сокращение убытков, 30 млн - прибыль от аренды.

- На сегодняшний день мы занимаем уверенные позиции в авиационной отрасли, – отмечает генеральный директор международного аэропорта «Уфа». – Социальная составляющая является одним из ключевых показателей эффективности предприятия. Несмотря на период, связанный с масштабными работами - строительством международного терминала и реконструкцией аэродромного комплекса, интенсивную подготовку к саммитам ШОС и БРИКС, мы не только продолжили уделять большое внимание внутренней социальной политике, но и стабильно повышали уровень ее реализации.

Несмотря на то, что пассажиры заключают договор на перевозку с авиакомпанией, сотрудники аэропорта мониторят каждый рейс. Данные опросов свидетельствуют: 95 процентов пассажиров удовлетворены и временем, в течение которого их обслуживают, и качеством услуг.

Неслучайно и эксперты авторитетного отраслевого агентства «АвиаПорт» присудили международному аэропорту «Уфа» четыре звезды из пяти возможных за качество терминальной инфраструктуры и пассажирских сервисов. В комплексном анализе специалисты агентства «АвиаПорт» использовали более 290 показателей, отражающихся на комфорте и удобстве авиапутешественников.

− Четыре звезды - очень высокая оценка, и мы ею гордимся, - говорит генеральный директор аэропорта «Уфа» Александр Андреев. - «Пять звезд» получили только два аэропорта – Екатеринбурга и Сочи, реализовавшие значительно более масштабные инвестиционные проекты. Терминал международных авиалиний с прошлогодних двух звезд поднялся на две позиции после реализации инфраструктурного проекта. Особенно хочется отметить, что получить четвертую звезду во внутреннем терминале нам удалось исключительно технологическими методами, его реконструкция еще предстоит.

Транспортный узел, связывающий Европу и Азию

Едва завершился первый этап реконструкции аэродрома, только-только аэропорт проводил многочисленных высоких участников и гостей саммитов ШОС и БРИКС, как сразу началась реализация второй очереди модернизации. На взлетно-посадочной полосе и перроне развернулись полномасштабные интенсивные работы.

– Вторая очередь модернизации является логичным продолжением первой, - комментирует генеральный директор аэропорта «Уфа» Александр Андреев. - По завершении всех работ мы будем располагать современным, обладающим широкими технологическими возможностями аэродромом.

Новый этап модернизации аэродрома предусматривает масштабную реконструкцию плоскостных сооружений аэропортового комплекса, в том числе усиление несущих способностей и покрытий второй взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек Н и F, реконструкцию стоянок для широкофюзеляжных самолетов, укрепление перрона, грунтовых участков зоны курсового радиомаяка, водосточно-дренажной сети. Также будут произведены замена и модернизация светосигнального оборудования, сетей электроснабжения, двух трансформаторных подстанций, центральной распределительной подстанции, дизельной электростанции, строительство подъездной дороги к ближнему приводному радиомаяку, сетей связи.

В планах - строительство курсоглиссадного комплекса на второй взлетно-посадочной полосе, который после сертификации по второй категории ИКАО позволит производить взлеты и посадки без погодных ограничений и недостаточной видимости на полосе. Коэффициент несущей способности (Pavement Classification Number – грузонапряженность) возрастет с 54 до 75. Второй этап модернизации аэродромного комплекса рассчитан на полтора года и предполагает освоение федеральных инвестиций в пределах 3 млрд рублей. Реконструкция аэродромных покрытий производится в условиях действующего аэропорта.

− Два этапа реконструкции аэродрома – это единая масштабная комплексная программа, которая позволит увеличить коэффициент полезного использования всех аэродромных объектов, что в свою очередь обеспечит повышение пропускной способности аэропорта на ближайшие пятнадцать-двадцать лет, - объяснил Александр Андреев.

Также в 2016-м начнется реконструкция терминала внутренних вылетов. Предусмотрена реконструкция здания существующего аэровокзала, реконструкция и расширение привокзальной площади, паркингов, благоустройство прилегающей территории. Реализация проекта пройдет в два этапа. Сначала будет возведено отдельное здание слева от нынешнего терминала, которое впоследствии предполагается объединить с существующим. Таким образом, будет создан единый архитектурный комплекс. На 2016-2018 годы намечено строительство в условиях действующего аэропорта, в 2018-2019 предполагается ввести терминал в эксплуатацию.

– Новый терминала внутренних воздушных линий позволит суммарно увеличить пропускную способность нашего аэропорта с шестисот до двух – двух с половиной тысяч пассажиров в час, - отметил глава республики. - Это хорошая, перспективная работа.

Рустэм Хамитов уверен, что масштабные преобразования в уфимском аэропорту позволят столице Башкирии «стать крупным транспортным и логистическим узлом, связывающим Европу и Азию».

"