Posted 9 февраля 2014,, 16:05

Published 9 февраля 2014,, 16:05

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Праздник за чужой щит. Борьба с незаконной рекламой застопорилась из-за путаницы в терминах

9 февраля 2014, 16:05
Власти Уфы отчитались о первых итогах борьбы с незаконной рекламой и наведением порядка в отрасли: демонтированы 470 конструкций. По словам начальника информационно-аналитического управления администрации столицы Башкирии Аскара Фазлыева, на прежних местах вновь появляется очередной рекламный «мусор». Мэрия зовет в союзники полицию, призывая подключиться к борьбе с рекламой, ведь штраф за незаконную рекламную конструкцию «начинается от 500 тысяч рублей». Пока денежных санкций не случилось, но в администрации рассчитывают на показательный судебный процесс.
Основную часть незаконной рекламы – самовольно развешанные настенные панно и фасадные баннеры, демонтировали. К ним было больше всего претензий – казна дохода не получала, а разномастные баннеры портили панорамный вид улиц.


По словам Аскара Фазлыева, после старта кампании по очистке города от незаконных рекламных конструкций выросли доходы казны: операторы стали узаконивать конструкции «и платить положенную пошлину». По мнению г-на Фазлыева, мэрия навела в отрасли «административный порядок».

- Если в первом полугодии 2013 года сборы от пошлины за рассмотрение заявок на размещение рекламных конструкций принесли казне 264 тысячи рублей, то во втором полугодии – 2 млн 451 тысячу рублей, - сказал он.


Еще одна статья доходов - платежи за эксплуатацию рекламных конструкций, также показала прирост почти в два раза по двум причинам: в следствии улучшения администрирования, а также в связи с тем, что осенью городской парламент увеличил ставки на наружную рекламу.

По словам г-на Фазлыева, «увеличение базовой ставки не вызвало негативной реакции у операторов рынка и не привело к резкому падению рентабельности их бизнеса».

- Рост ставки ориентирован на пополнение бюджета, таким образом, чтобы оставить возможность для развития рекламных агентств, - сказал чиновник. – К сожалению, в прошлом году не было юридической возможности провести торги по рекламным местам у которых истек срок действия, и по новым местам. Поэтому в прошлом году город не получил доходов от продажи мест под рекламу. В этом году мы наверстаем упущенное.


По словам г-на Фазлыева, мэрия требует от агентств переходить от «эстетически-устаревших образцов рекламы» к новым формам. Изменения начнутся «с земли»: в городе пересмотрят дислокацию и конструкции «сити-форматов», например, таких как плоские двухсторонние световые короба, «растущие» из тротуаров.

Владельцам действующих разрешений рекомендовано в течение года «заменить устаревшие конструкции на более совершенные» и более ответственно соблюдать обязательства по поддержанию их внешнего облика в достойном виде. Срок действия разрешений на большинство сити-форматов закончился в 2013 году или истекает в 2014-м. Теперь предпочтение будет отдаваться сити-форматам, совмещенным с «уличной мебелью» - рекламные урны, велопарковки, скамейки.


Придет новое поколение городских театрально-концертных афиш: старые «доски объявлений», что висели на остановках и заборах, меняют, например, на ретро-тумбы.

- Появляются пусть не очень современные, но довольно аккуратные афишные стенды, - говорит г-н Фазлыев. – Мы обратились в минкульт с предложением сделать единую рекламную конструкцию-афишу для учреждений культуры.

Изменятся рекламные «заборы», отделяющие тротуар от проезжей части.


Даже в мэрии и назвали такой вид рекламы «спорным», но его все равно оставят, впрочем, снизив высоту, «чтобы не создавать визуальное препятствие для водителя поворачивающего направо».


Конструкции больших форматов «наружки» будут иметь единый стиль. С весны одинаковые формы билбордов станут обязательны для проспектов Октября и Салавата Юлаева, улиц Менделеева, 50 лет Октября, Цюрупы и Айской.

Власти даже составили сборник стилей рекламных конструкций уличных щитов, рекомендованных операторам для установки.


- Весной перетяжки исчезнут с улиц Цюрупы, Заки Валиди, а с 2015 года и на проспекте Октября, - говорит Аскар Фазлыев. - Данный вид рекламных конструкций останется только на окраинах города.

На автомагистралях, таких, как трасса Уфа-аэропорт и проспект Салавата Юлаева появятся так называемые «юниполы» - вращающиеся трехсторонние конструкции. Такая установка, например, только в статичном варианте, возвышается перед магазином «ИКЕА».


Внутри города власти предлагают операторам использовать площади больших фасадных стен, но не накрывать их как ранее баннерной материей, а покрывать светодиодными сетками, образующими гигантские мониторы. Технология «медиафасадов» Уфе еще не знакома.

Недавно созданный муниципальный регулятор рекламного рынка МБУ «Городская реклама» столкнулся с сопротивлением коммерсантов, считающих, что вывеска фирмы не является рекламой, и соответственно не подпадает под положения закона «О рекламе». Поэтому кампания по зачистке фасадов офисных зданий не получилась окончательной, и многие баннеры остались на местах.


- Юристы выявили разночтения в понятиях «реклама» и «вывеска», - продолжает г-н Фазлыев. - Например, бывшее здание «Баштелерадиотехники» было полностью увешано баннерами. Его зачистили, но остались конструкции, которые предприниматели считают вывесками – тут есть конфликт юридических норм. Мы готовим проекты документов локального уровня, чтобы четко определить, что в Уфе будет называться «вывеской», а что «рекламой». Например, баннерами с изображением колбасы или фруктов полностью завешены оконные витрины у продуктового магазина. Это реклама? Или витрина? А декоративную пивную бочку считать рекламой? Или это вывеска? Также нужно разграничить понятия рекламы и уличных информационных указателей.


- В случае если они находятся вне местонахождения организаций, либо если по одному адресу находятся несколько предприятий, по закону и комментариям ФАС такие указатели относятся к рекламе и данное место автоматически выставляется на торги. С другой стороны нужны правовые механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в местах их нахождения без конкурсных процедур. Мы ищем юридические схемы, чтобы привести в порядок эти понятия и найти взвешенные юридические решения, имеющихся проблем и задач.


По словам чиновника, можно создать в правилах благоустройства города отдельный пункт, где расписать рекламные термины.

Обращаясь к представителям государственных, муниципальных и общественных организаций, Аскар Фазлыев попросил их не злоупотреблять правом на размещение социальной рекламы и «отнестись разумно к выделяемой квоте» - по федеральному законодательству пять процентов «наружки» отдается под социалку.

- Это не бесплатное размещение, а недополученный доход в бюджет города. При размещении социальной рекламы мы освобождаем операторов от платы за эксплуатацию рекламных мест, - пояснил г-н Фазлыев.

- Реклама должна подчеркивать достоинства городской архитектуры и скрывать ее недостатки, как косметика у женщины. А наш уровень рекламы оставляет желать лучшего, и та наружная реклама, что мы видим за границей, намного нас опережает, как в техническом, так и визуальном воплощении, - подытожил и.о. мэра Уфы Ирек Ялалов. - Экономически мы должны стимулировать операторов менять форматы - нелегальные щиты, должны исчезнуть, как класс, а их появление нужно рассматривать как ЧП.

Дмитрий КОЛПАКОВ.
Иллюстрации пресс-службы мэрии Уфы

"