Posted 6 февраля 2011,, 18:59

Published 6 февраля 2011,, 18:59

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Перелет Уфа-Каир-Уфа прошел под знаком льва

6 февраля 2011, 18:59
В Башкирии показали пример другим регионам, как следует заботиться о соотечественниках. Как только в Духовном управлении мусульман раздался звонок о помощи одного из студентов, обучающихся в университетах Каира «Аль-Азхар» и «Айн Шамс», власти республики начали приготовления к возвращению на родину башкирских жителей, оказавшихся мятежной стране. Экипаж самолета Ту-154 авиакомпании UTair вылетел в Каир впервые, ведь у Уфы регулярного авиасообщения со столицей Египта нет.

Однако летчики продемонстрировали отличные знания, мягко приземлившись на незнакомом аэродроме.

Египетские власти также с пониманием отнеслись к прилету башкирского самолета, правда, спецрейс, на котором вывозили жителей республики, значился на табло как «Каир-Москва», скорее всего, для служащих каирского аэропорта слово «Уфа» звучало непривычно и непонятно. Стоимость такого перелета – около трех миллионов рублей, которые выделят из бюджета республики.

- У нас была цель вывезти в первую очередь жителей Башкирии, - рассказывают организаторы спецрейса. – А потом всех российских граждан, находившихся в тот момент в аэропорту до полной загрузки самолета.

За пять с половиной часов, пока башкирский самолет ожидал своих пассажиров, не объявили ни одного взлета и посадки, хотя желающих покинуть Египет в аэропорту было не так много, но ведь местные власти уверяли, что регулярные рейсы не отменялись. На самом деле билетные кассы не работали, да и само авиасообщение как будто замерло.

- Зато все наши службы отработали как часы, - рассказывают организаторы перелета Уфа-Каир-Уфа. – Ни на одном этапе этой поездки не произошло ни срывов, ни недоразумений. Большое спасибо российскому МИДу и посольству РФ в Каире.

На башкирский борт сумели попасть 37 жителей республики, а остальные оказались родом из Кабардино-Балкарии, Нижнего Новгорода, Москвы, Пензы, Оренбургской и Челябинской областей и Приморского края, и даже Таджикистана и Узбекистана. Всего получили бесплатные билеты 132 человека, среди которых были дети и беременные женщины. Многие из них ждали башкирского самолета с самого утра – по шесть-восемь часов.

- Пустые бланки билетов, которые мы взяли с собой, пришлось заполнять прямо в аэропорту, - рассказывают организаторы. – Собрали со всех желающих полететь паспорта и вписывали фамилии – это заняло полтора часа.

- Что нужно было иметь при себе для посадки в самолет?

- Российский загранпаспорт. Российских граждан нельзя было бросить в беде.

- Как к вам отнеслись в египетском аэропорту?

- Особого дружелюбия не проявляли, но и негатива тоже не было.

Интересно, что организовывал посадку людей глава уфимского аэропорта Салават Кутушев, который отправился в Египет в форменной одежде. Строгий костюм летчика российской гражданской авиации заставил египтян благоговейно относится к г-ну Кутушеву и между собой служащие аэропорта называли его «генералом». Два пассажира могли не пройти паспортный контроль, поскольку у одного из студентов удостоверение личности оказалось просрочено, а у второго – повреждено. Но когда арабы поняли, что в отправке этих людей заинтересован «генерал», то никакие препоны ставить не стали.

- Ну, раз генерал берет на себя ответственность, пусть летят, - разрешили арабские пограничники.

Кстати, за 15-долларовые туристические визы, которые все прилетевшие обязаны покупать при входе в аэропорт, расплатились Салават Кутушев и тележурналист «Вести-Башкортостан» Рустам Зарафутдинов, остальные в горячке подготовке полета просто забыли взять с собой иностранную валюту.

- Я догадался обменять деньги в уфимском аэропорту, - рассказывает г-н Зарафутдинов. – Подумал, что в случае чего у меня есть с собой банковская карта. Как же я был наивен – ни банки, ни банкоматы в аэропорту Каира не работали. А визы мы покупали не на паспортном контроле – там было закрыто, а с помощью посредника, который взял наши деньги, куда-то унес и принес сдачу уже в египетских фунтах, сказав: «Извините ребята, с долларами у нас напряженка».

- Как беженцы сумели добраться до аэропорта? – спрашиваем у организаторов спецрейса. - Надо понимать, что в Каире существует российская диаспора, люди между собой общаются и все друг друга знают. Как только студенты получили сообщение, что Башкирия готовит для эвакуации самолет, они начали перебираться в аэропорт. Мы могли бы взять с собой и больше людей, но увезли только тех, кто сумел добраться до аэровокзала. Звонили телевизионщики из Москвы, просили забрать журналистов «Нью-Йорк Таймс» Егора Моставщикова и Илью Барабанова, но наступил комендантский час, который действовал с трех часов дня и до восьми утра, и ребята уже не могли выйти из гостиницы. Мы же не могли ожидать до утра – нам предоставили воздушный коридор в определенное время.

- Говорят, что на этом самолете могли прилететь и ваххабиты…

- Студенты, обучающиеся в исламских университетах, выглядели импозантно – женщины закутаны в хиджабы, а мужчины со своеобразными бородками. Но все они все граждане России и нуждались в помощи. Они прошли паспортный контроль в уфимском аэропорту и если действительно в чем-то замешаны, то спецслужбы их выявят. Салафитское учение или ваххабизм, которое исповедуют во многих странах, не является преступлением, только в случае если это вероисповедание не становится прикрытием для экстремистских злодеяний.

По словам организаторов полета, многие студенты арабских вузов были одеты очень бедно, многие летели семьями с женами и маленькими детьми.

- Некоторые возвращаться отказались и в аэропорт не приехали, передав через товарищей, что намерены переждать беспорядки, - рассказывают организаторы. – Посчитали, что находиться в Каире не так опасно, как рассказывают в СМИ. А некоторые студенты хотят вернуться обратно, как только обстановка поутихнет.

Прилетевшие из Уфы в город не выходили, но студенты и так рассказали, что в Каире сегодня все не просто – отключен интернет, нет связи, не работают банки и магазины, введен военный режим и, выходить на улицу опасно.

О том, что в ту ночь в Каире произошли кровавые столкновения между сторонниками нынешнего президента Хосни Мубарака и его противниками, спасенные узнали, только прилетев в Уфу.

- В аэропорту мы познакомились с украинским журналистом, - рассказывает Рустам Зарафутдинов. – Он рассказывал, что, сделав несколько снимков на площади Тахрир, отправился восвояси, как его задержал патруль в штатском и в течение нескольких часов обыскивал, раздев до трусов. Эти же люди вытащили флэшку из фотоаппарата и уничтожили ее, хорошо репортер, уже, наверное, имевший такой опыт, продублировал снятое на другую карту, которую не нашли. В сумке у журналиста лежали египетские поделки, которые он вез домой как сувениры, эти статуэтки исследовали чуть ли не под лупой, вдруг это ценности, украденные из Национального музея. Мы смеялись, когда он это рассказывал, а он заметил, что ему было совсем не смешно. Этот парень сидел в аэропорту уже несколько дней, мечтая улететь в Киев, но так как на Украину самолетов не было, то он решил добираться через Прагу. Но и этот рейс задерживался несколько часов, а на момент нашего разговора был отложен еще на сутки. Не могли улететь канадцы, израильтяне.

Пассажиры, оказавшись на борту башкирского самолета, не могли поверить своему счастью. Один из инициативных студентов, попросив у бортпроводников разрешение выступить по внутреннему радио, обратился к товарищам по несчастью: «Нам повезло, что власти Башкирии оказали такую действенную помощь. Мы все устали, но в Уфе нас будут встречать не только родственники, но и журналисты. Найдите в себе силы сказать добрые слова организаторам этого полета».

Любопытно, что перелет Уфа-Каир-Уфа прошел под знаком льва – вел самолет командир летного отряда Рашид Аббасов, в столице Башкирии организовывал полет замглавы администрации президента РБ Аббас Галлямов, а встречал борт вице-консул посольства РФ в Каире Тимур Аббасгаевич Агаметов. Арабское имя Аббас в переводе означает «лев» и, наверное, такие совпадения не случайны.

После того, как Ту-154 с 132 спасенными пассажирами в минувший четверг приземлился в аэропорту Уфы, в администрацию президента Башкирии начали поступать звонки из разных регионов России с просьбой помочь и другим оставшимся в мятежной зоне. Звонят сюда и до сих пор.

- Наши студенты оказались активнее или у них телефоны лучше работали, - говорит замглавы администрации президента РБ Аббас Галлямов. – Мы предложили правительству Татарстана оказать содействие и в вывозе студентов этой республики. Это разумно – зачем два самолета гонять. Раз наши люди нуждаются в помощи, мы должны оказать эту помощь, так должна действовать любая власть.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"