Posted 5 октября 2008,, 17:17

Published 5 октября 2008,, 17:17

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Предприятия башкирского военно-промышленного комплекса ищут себя на «гражданке»

5 октября 2008, 17:17
Более 15 лет предприятия военно-промышленного комплекса Башкирии не получают заказов от оборонного ведомства. И это при том, что республиканская «оборонка» имеет массу уникальных разработок. Но оригинальные изделия военного назначения отправляются за рубеж, поскольку российской армии не нужны. «Башкортостан принимал участие во многих проектах оборонной промышленности, - говорит министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ Юрий Пустовгаров. - С начала 90-х годов армия ничего не покупает. Возникает вопрос: на чем мы собираемся воевать?»

По словам Юрия Леонидовича, в республике разработаны редкостные технические средства, а страна сейчас как никогда нуждается в новых эффективных системах вооружения.

- Военно-промышленный комплекс не умер только благодаря тому, что сохранившиеся предприятия отрасли вот уже лет десять отправляют за рубеж 90 процентов производимой продукции, - уверен г-н Пустовгаров. - За счет этих средств мы, в общем-то, и разрабатываем новые изделия. Однако на организацию серийного производства нужны деньги. Но деньги могут появиться только тогда, когда появляется госзаказ.

Министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики надеется, что последние внешнеполитические события изменят ситуацию и в оборонно-промышленный комплекс начнутся финансовые вливания.

Юрий Леонидович, ранее возглавлявший одно из крупнейших в России производственных комплексов оборонки – завод УМПО отлично знает проблему на примере своего предприятия. С 1991 года Уфимский моторостроительный завод оказался на грани выживания, перестав получать заказы от государства.

Первый двигатель для российских ВВС после пятнадцатилетнего перерыва был закуплен лишь в ноябре прошлого года. По словам руководства предприятия, с 2010-ого оборонное ведомство планирует приобретать по 48 новых авиамоторов в год - треть существующего объема производства. Однако даже эта цифра не идет ни в какое сравнение с поставками за рубеж.

Заметим, что ориентация на экспорт дорого обошлась УМПО в прошлом году. Из-за резкого падения курса доллара и 60-процентного роста мировых цен на жаропрочные никельсодержащие металлы и титан завод не получил запланированную прибыль и это не могло не сказаться на темпах технического перевооружения.

Схожая ситуация наблюдается и на остальных башкирских оборонных предприятиях. Так, авиазавод в Кумертау специализирующийся на выпуске морских вертолетов Ка-32 в середине девяностых полностью лишился флотских заказов и выжил лишь благодаря поставкам авиатехники в Южную Корею. Сейчас на КумАПО стараются отойти от оборонной сферы, продвигая на рынок поисково-спасательные и пожарные варианты бывших боевых машин и многоцелевой гражданский вертолет Ка-226.

Аналогично поступили на ишимбайском заводе «Витязь», в лучшие времена выпускавшем тысячи специальных гусеничных тягачей для сухопутных войск.

Министерству обороны «Витязь» предлагает лишь модернизированные модели, в то время как перспективные разработки имеют сугубо гражданскую направленность. На заводе надеются, что новый плавающий двухзвенный транспортер ДТ-2П грузоподъемностью в две тонны, привлечет внимание нефтяников и газовиков и позволит получить дополнительные заказы, так необходимые для развития производства.

Николай КРАСИН.

"