Posted 1 июля 2008,, 17:37

Published 1 июля 2008,, 17:37

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Антиобщественный транспорт. Депутаты Курултая обещают сделать пассажироперевозки цивилизованными

1 июля 2008, 17:37
В минувший четверг башкирские парламентарии приняли в первом чтении законопроект о пассажирских перевозках. Депутаты взялись за упорядочение работы общественного транспорта в Башкирии. Народные избранники намерены отсечь от пассажироперевозок «нелегалов», подчинив всех автоперевозчиков одному уполномоченному ведомству. Эта, скорее всего, вновь созданная структура будет полностью контролировать и координировать пассажирские перевозки, четко определять действия компаний, ответственных за безопасность людей, оптимизировать маршруты, составлять реестр перевозчиков и единое для всех них расписание и тарифы, разрабатывать правила игры на рынке транспортных услуг. Кстати, по такому пути пошли в Челябинске, Екатеринбурге, Краснодарском крае и Казани, заставив частных извозчиков подчиниться государственным требованиям. Башкирский «транспортный закон», скорее всего, вступит в силу уже в начале 2009 года.

Партизаны в городе

Представлявший «транспортный закон» заместитель председателя комитета Курултая по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Дмитрий Купцов отметил, что «на дорогах Башкирии идет настоящая война».

- В республике в 2007 году произошло 146 ДТП с участием частных автобусов, - говорит Дмитрий Николаевич. – При этом 200 человек было ранено и 10 погибло. В Уфе только в 2008 году произошло 338 аварий, а почти 10 тысяч перевозчиков возили людей на неисправных машинах. В этой войне жертвами оказываются не коммерсанты, заботящиеся о своем кармане, а пассажиры. Заботиться о безопасности граждан – святая обязанность государства.

Не трудно догадаться, что закон, способный упорядочить стихийный рынок автоперевозок, не обрадует предпринимателей, зарабатывающих деньги на нуждах пассажиров.

Во-первых, потому что башкирский транспортный закон предполагает, что число машин, обслуживающих городские и пригородные маршруты должно соответствовать потребностям рынка. И многим «партизанам» на «ГАЗелях» придется уйти с этого поля. Во-вторых, законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан» предусматривает жесткие критерии для автофирм, желающих оказывать транспортные услуги населению. И пройти это «сито» смогут лишь те автопредприниматели, которые готовы отвечать за безопасность людей, честно платить налоги и предоставлять населению качественные услуги, используя экологически чистые автобусы с двигателями не ниже стандарта «Евро-3».

Напомним, двигатели отечественных автомобилей в лучшем случае соответствуют требованиям «Евро-2», в то время как Запад уже перешел на стандарт «Евро-4». Выпуск и импорт машин нулевого и первого класса в России запрещен с 2006 года, однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров.

- О людях подумайте, - взывает председатель союза автопредпринимателей Уфы Олег Кулешов к совести парламентариев, намеревающихся убрать с рынка машины, не соответствующие современным экологическим требованиям. – Ведь им нужно кормить семьи, расплачиваться за кредиты…

- Это незаконный прием, - парирует депутат, кстати, принимавший участие в разработке «транспортного» закона Дмитрий Купцов. – Так можно оправдать и наркоторговцев, и сутенеров, мол, им нужно содержать детей. Вы радеете за интересы узкого круга, а мы за интересы населения в целом – чтобы город жил и работал, а не гонялся за длинным рублем.

- Раз мы общественный транспорт, значит, представляем интересы общества, - гордо констатирует Олег Ильич.

Любопытно, что г-н Кулешов честно признает, что работает на уфимских маршрутах нелегально и участвовать ни в каких конкурсах на право перевозок пассажиров не намерен.

- Я представляю тех, кого вы называете «нелегалами» и «партизанами», - говорит он.

Как утверждает Олег Ильич, объединившиеся под его началом автокоммерсанты, ориентируются только на российскую Конституцию, которая гарантирует им право на работу. Поэтому предприниматели сами решают, как им возить пассажиров, составляя собственные «зеркальные» маршруты и вытесняя с улиц легальных перевозчиков, получившие маршрутные карты в мэрии.

- А больше нам никто не указ, - горячился г-н Кулешов.

И пока «транспортный» закон не принят, он прав – привлечь к ответственности такого перевозчика невозможно.

Звезда под «ГАЗом»

Олег Кулешов отказался рассказать, где водители-неформалы проходят предрейсовый медосмотр и сколько союз автопредпринимателей выпускает «ГАЗелей» на уфимские улицы, заявив, что эта информация «не для прессы».

Так что можно предположить, что на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, водители часто работают с нарушением норм труда, иногда не отдыхая сутками, могут выйти на линию с похмелья и поддатыми. Ни один предприниматель не возьмет на работу медика, который станет контролировать, в каком состоянии шоферы выезжают на линию – слишком накладно.

Кстати, подопечных г-на Кулешова, гаишники называют между собой «звездочками», поскольку объединение неформалов установило на колеса «ГАЗелей» диски со звездами, наверное, для того, чтобы узнавать друг друга на улицах.

- Это очень хорошо, что нелегалы ездят с опознавательными знаками, - говорит Дмитрий Купцов. – Пассажир должен знать, в какую маршрутку садится. И понимать, что его везет водитель, который, может быть, только вчера получил права, что он может быть нетрезв, а машина у него не прошла техосмотра. И случись что – никакой компенсации, а тем более страховки от автокомпании пассажир не получит. Так что «звездочкам» придется выбирать, или принимать наши условия игры, или потерять пассажира.

- И это вместо спасибо, что наши люди встают в пять утра, работают на износ, - переживает Олег Кулешов. – К нам относятся предвзято. Мы заботимся о пассажире – люди хотят, чтобы «ГАЗель» подъезжала прямо к подъездам и забирала их на работу.

- Неудивительно, что у ГАИ столько нареканий к частным извозчикам, - разводит руками заместитель начальника ОГИБДД УВД Уфы Рамиль Гареев. - Город не резиновый, и огромное число частных микроавтобусов загромождает автомагистрали, паркуется во дворах и в конечном итоге создает аварийные ситуации прямо на придворовых территориях. При этом 90% аварий совершается маршрутными такси марки «ГАЗель».

- Не думаем, что дело в марке машины, - говорит начальник отдела сбыта фирмы «ГАЗ Аквилон» Алексей Денисов. - Это теория больших чисел. Просто за руль доступной по цене «ГАЗели» садятся непрофессионалы.

Кстати, согласно башкирскому транспортному закону, отбор будут проходить и водители, допущенные на маршруты. Для них станут обязательными и отсутствие криминального прошлого, и стаж работы по специальности не менее семи лет, и безупречное знание местности. Автофирмы также будут вынуждены заботиться и о внешнем виде шоферов, и о чистоте салона. Водитель, скомпрометировавший себя нарушением правил дорожного движения, уже не сумеет устроиться на работу в другое предприятие.

Кадровый вопрос, оказывается, волнует и «нелегалов».

- Ответственность водителей обязательно нужно прописать в законе, - горячится глава союза автопредпринимателей Олег Кулешов. – А то он приходит к нам, наберет штрафов, поломает машину, а потом ключи на стол и ищи ветра в поле.

- Это ответственность руководителей нужно прописать, - парирует конкурент г-на Кулешова представитель российского автотранспортного союза Андрей Сютин. – Чтобы он отвечал и за безопасность перевозок и за дисциплину работников, а они не смели швырять ему в лицо ключи.

Налоговый удар

- Благодаря тому, что на улицах появятся экологически чистые автобусы, уменьшатся вредные выбросы в атмосферу, и население только выиграет, - говорит спикер Госсобрания Константин Толкачев. – Кроме того, автопредприятия будут вынуждены выйти из тени и платить налоги.

- В других регионах нас уже опередили и приняли законодательные акты, которые удалили с рынка пассажироперевозок не соответствующие экологическим требованиям автобусы, - говорит заместитель директора ОАО «НефАЗ» Булат Хабибуллин. - И что интересно – частные автоперевозчики из Казани, Краснодара, Новосибирска, Кирова, Екатеринбурга начали приобретать у нас крупногабаритные автобусы «НефАЗ». Мы видим, что эти люди действительно хотят работать и зарабатывать на рынке автоперевозок, а потому столь серьезно относятся к своему автопарку, надеясь привлечь пассажиров удобными и современными автобусами. А вот перевозчики Башкирии к нам на завод не приезжали, им пока не нужно думать об обновлении.

Интересно, что башкирские парламентарии тоже делают ставку на крупногабаритные автобусы, что не удивительно: «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров, а большой автобус 120. И если по городским магистралям будут ходить вместительные машины, то пассажир не пострадает, а дороги существенно разгрузятся.

Парламентарии полагают, что уже в этом году 30% старых маршруток, сейчас разъезжающих по башкирским улицам, исчезнут. Сам факт рассмотрения подобного законопроекта заставит предпринимателей думать о будущем и избавляться от машин, которые вскоре объявят вне закона.

Новый транспортный закон пойдет на пользу не только пассажирам, но и бюджету.

- Никто точно не знает, сколько денег крутится на этом рынке, - говорит Дмитрий Николаевич. – Но понятно, что огромные суммы скрываются от налогообложения. Между тем, если документ будет принят, то транспортные предприятия будут вынуждены показывать реальные доходы.

Простой подсчет показывает, что рынок пассажироперевозок весьма емкий. Если одна «ГАЗель» везет своему хозяину, за вычетом расходов на топливо и техобслуживание, минимум 24 тысячи рублей в месяц, то только в Уфе, где, по данным ГИБДД зарегистрировано 10 тысяч 840 автобусов, находящихся в частных руках, автокоммерсанты имеют в месяц около 240 миллионов рублей. Значит, рынок пассажироперевозок, «стоит» свыше 120 миллионов долларов или почти три миллиарда рублей в год! Пусть половина этих автобусов не выходит на линии, но даже 50 процентов этой суммы могла быть существенным подспорьем для бюджета.

Понятно, что пока частные извозчики предоставлены сами себе, казна может только мечтать, чтобы кто-то с этих средств перечислил налоги.

- Вот вам пример, - говорит Дмитрий Николаевич. – Частная фирма, которая владеет 30 «ГАЗелями», платит по 10 тысяч рублей налогов и то, это только отчисления с фонда оплаты труда. В то время как государственное автопредприятие «Башавтотранс» только за один автобус перечисляет 420 тысяч рублей, не считая остальных сборов.

Г-н Купцов уверен, что после того, как на этом рынке останутся только официально зарегистрированные перевозчики, с них проще будет спросить не только за безопасность пассажиров, но и за фискальную отчетность.

- Неотвратимость наказания для нарушителей – основа сильного государства, которое заботится о своих гражданах, - уверен г-н Купцов. – А тому, кто работает без нарушений и исправно платит налоги, бояться нечего.

"