Posted 31 июля 2018,, 03:50

Published 31 июля 2018,, 03:50

Modified 17 октября 2022,, 19:40

Updated 17 октября 2022,, 19:40

Банк заблокировал карту: почему, что делать и как этого избежать

31 июля 2018, 03:50
Эксперты рассказывают о способах борьбы с кибермошенниками и о том, как не потерять финансы.

Наличные деньги медленно, но верно превращаются в исторический анахронизм и вполне возможно, что скоро бумажные купюры останутся предметом интереса лишь редких коллекционеров.

Сегодня, когда 21 век широко шагает по планете, а скорость появления и внедрения различных изменений, упрощающих и облегчающих нашу жизнь, увеличилась многократно, повсеместное использование безналичных расчетов становится более чем привычным делом, нежели неким футуристическим ритуалом из недалекого будущего. Сейчас даже в кино почти перестали показывать миллионы в чемоданах – все происходит в «безнале».

Соответственно, если раньше предметом вожделения разного рода воришек и прочих мошенников были именно упругие пачки банкнот, перевязанных канцелярской резинкой, то сейчас этот же воришка нацеливается не на ваш реальный кошелек, туго набитый банкнотами, а на ваш банковский счет, золотым ключиком к которому является ваша банковская пластиковая карта. И если вдруг случилась какая-то нештатная финансовая ситуация с вашими личными финансами, поможет блокировка вашей карты.

В случае подозрений на мошенничество, вашу карту заблокируют

Под блокировкой карты понимается, естественно, не какая-то физическая блокировка куска пластика, имеется в виду блокировка вашего банковского счета, операции по которому производятся с помощью карты и, соответственно, блокировка возможности проводить любые операции по счету.

Банк, в котором открыт ваш счет и который эмитировал вашу карту, и раньше мог блокировать ее. Правда, эта процедура была не обязательной: если банку какая-то транзакция (списание денег со счета, например) показалась подозрительной, банк мог приостановить исполнение операции, связаться с клиентом для получения дополнительных подтверждений.

- В этом году по инициативе Банка России приостановка сомнительных операций по счету клиента стала обязательной: именно такой способ борьбы с несанкционированными операциями с денежными средствами доказали свою эффективность, – отметил в интервью ресурсу Udm-info Артем Сычев, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России.

Признаки, в соответствии с которыми та или иная транзакция может быть признана «странной», будут разработаны Банком России. Но и банки также будут формировать собственные признаки, исходя из платежного поведения клиента.

К примеру, клиент банка, житель Башкирии, получающий здесь зарплату и здесь же ее тратящий – совершающий покупки на территории республики и, соответственно, сюда же производящий платежи. И если вдруг со счетаклиента деньги списываются куда-нибудь в другой регион или вообще в другую страну, то возможно это признак того, что злоумышленник сделал дубликат вашей карты и пытается своровать ваши деньги.

Похожий случай произошел недавно с уфимцем Маратом Г. Поверяя однажды состояние своего счета в одном из ведущих банков России, он обнаружил, что накануне со счета была списана сумма около 3 тысяч рублей. При этом, сумма была не круглая, а что-то в районе 2997 рублей, видимо, чтобы не очень подозрительно было.

Но подозрительным было, во-первых, то, что человек ничего в этот день не покупал, а во-вторых, он уж точно не покупал ничего ни у кого из Австрии – именно в эту страну были отправлены деньги.

- Я обратился тут же в банк, написал претензию. Карточку, естественно, сразу же заблокировали, заказали новую. А деньги вернули спустя примерно месяц, – рассказывает житель Уфы Марат Г.

Еще один явный признак того, что операция может не быть санкционирована клиентом. Человек не снимал никогда или в течение долгого времени больших сумм наличных денег в банкомате. А тут раз – и значительный «обнал». Это тоже может быть сигналом для банка.

Кстати, в этом случае может помочь также и установление лимитов: на снятие наличных денег со счета, на осуществление переводов. Лимиты обычно устанавливаются на сутки, и клиент может это сделать даже самостоятельно через онлайн-банкинг.

Еще один признак того, что деньгами клиента, возможно, кто-то пытается неправомерно завладеть – это когда якобы клиент совершает большое количество переводов в разные регионы страны.

Информация о хакерских атаках собирается, чтобы предотвратить новые кражи денег

Специалисты Банка России говорят, что суть нововведения не в том, чтобы заблокировать ту или иную транзакцию, а в том, чтобы разобраться: правомерна ли она и знает ли о ней вообще клиент. То есть, в том, чтобы обеспечить безопасность клиентских средств, выявляя мошеннические операции и противодействуя им.

По мимо этого регулятор обязал банки сообщать ему о несанкционированных переводах. Это необходимо для того, чтобы выявить критерии мошеннических операций, а это в свою очередь поможет предупредить других клиентов, участников финансового рынка.

- Также банки будут обязаны информировать Банк России об основных параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались, сколько похитили, сколько удалось вернуть. Таким образом, регулятор будет контролировать еще и то, как банк исполняет свою обязанность по возврату клиенту денег, украденных с его счета в этом банке не по вине клиента. Эта обязанность банков прописана в статье 9 Федерального закона «О национальной платежной системе, – говорит Артем Сычев.

Немного статистики. В 2017 году было зафиксировано более 300 тысяч попыток краж денег с банковских карт. Клиенты российских банков потеряли в общей сложности около 1 миллиарда рублей.

Будьте на связи, чтобы не допустить блокировку карты

Возможную блокировку вашей карты можно предупредить. Дело в том, что банк реагирует на нетипичное платежное поведение клиента, поэтому о некоторых возможных особенностях в платежах лучше предупредить сотрудников своего банка.

Например, вы выезжаете за рубеж в командировку или отпуск. Соответственно, возможно вы будете расплачиваться там картой, что может быть расценено, как нетипичное поведение. Но если вы предупредите о поездке свой банк, то некомфортных ситуаций удастся избежать.

Если вы собираетесь на время покинуть родину, нужно быть готовым к возможной блокировке карты и по возможности предотвратить такое развитие ситуации.

Вот несколько советов, которые вам в этом помогут:

- Сообщите сотрудникам банка о том, куда уезжаете и на какое время;

- Возьмите с собой наличные деньги и по возможности карты разных платежных систем;

- Никогда не передавайте карту посторонним людям, например, официантам – пусть принесет терминал. Все операции должны проводиться вами самими или при вашем непосредственном присутствии;

- Обязательно подключите сервис уведомлений об операциях по счету, обычно это СМС-уведомления. Это позволит вам быть всегда в курсе движения денег на вашем счете.

Также важно быть на связи: сотрудники банка могут позвонить в случае, если та или иная операция с вашим счетом покажется им подозрительной. Соответственно, по телефону будет возможность эти подозрения опровергнуть, либо же, наоборот, подтвердить.

В том случае, если банку не удастся до вас дозвониться, чтобы получить подтверждение легитимности операции, банк может (имеет право) приостановить операцию сроком до двух рабочих дней. После истечения этого срока, банк обязан операцию провести.

"