Полезные попутчики

Полезные попутчики

25 июня 2019, 20:04ЭкономикаАндрей КоролевPhoto: Артур Салимов / mkset.ru
60 лет назад на Шкаповский газобензиновый завод пришли первые кубометры попутного нефтяного газа.

За эти годы возможности предприятия и номенклатура выпускаемой продукции существенно расширились. Вхождение «Башнефти» в структуру НК «Роснефть» — крупнейшей публичной нефтегазовой компании мира — открыло перед заводом новые перспективы и позволило решить проблемы обеспеченности сырьём, сбыта готовой продукции, а также осуществлять последовательное техническое перевооружение.

Быстрее, больше, мощнее

Первая продукция Шкаповского газоперерабатывающего завода была получена 25 июня 1959 года. Основным видом деятельности предприятия по-прежнему остается переработка попутного нефтяного газа (поступает с нефтяных месторождений запада и юго-запада Башкирии) и широкой фракции легких углеводородов — ШФЛУ (поступает с производств «Роснефти»). В настоящее время Шкаповское газоперерабатывающее предприятие выпускает смесь пропана и бутана технических, фракции изобутана и нормального бутана, а также бензин газовый стабильный. Эти компоненты необходимы для производства разных видов моторного топлива и получения синтетического каучука.

— Весь попутный нефтяной газ, который к нам поступает, а это более 50 млн кубометров в год, перерабатывается на нашем производстве. Этого хватает для оптимальной загрузки установки по переработке газа. При этом максимально наши мощности позволяют перерабатывать более 80 млн кубометров в год, — комментирует и. о. гендиректора Шкаповского ГПП Олег Хальзов.

По его словам, после интеграции в НК «Роснефть» у Шкаповского ГПП появились широкие перспективы. Сейчас на территории предприятия идет точечная реконструкция — замена насосного, холодильного, колонного оборудования.

— Мы заменяем не всю установку, а конкретно то оборудование, которое может в перспективе выйти из строя, — отмечает Олег Владимирович. — Так, например, в прошлом году мы получили две колонны, предназначенные для получения нормального бутана и изобутановой фракций. Сейчас организован тендер по выбору подрядчика, который будет заниматься монтажом и обвязкой этих колонн. Введение в работу этих колонн позволит увеличить максимальную производительность нашей газофракционирующей установки до 225 тысяч тонн ШФЛУ в год. Установка планируется в конце этого — начале следующего года.

К слову, эти колонны изготовлены в Туймазах, а оборудование на ГПП, в основном, отечественное. Как отмечают сотрудники, нарекания к нему нет, при том, что средний возраст — около полувека. Предполагается, что новое оборудование будет работать не меньше.

Также сейчас здесь идет строительство новой технологической карты № 5, предназначенной для хранения смеси пропана и бутана технического (СПБТ). После завершения всех монтажных работ наполнение цистерн и другие операции будут автоматизированы. Планируется, что к концу года карта будет введена в эксплуатацию и это даст возможность предприятию работать в комфортных рыночных условиях — в части хранения и переработки продукта.

В добрый путь

На территории ГПП расположен узел для налива в автоцистерны СПБТ — топлива для автомобилей. Производительность такого узла — более 180 т в сутки, то есть здесь могут заправлять около 15 автоцистерн, которые развозят топливо по заправочным станциям. По факту же в сутки на Шкаповском ГПП заправляют 2-3 автоцистерны, поскольку в настоящее время много продукции отправляется по железной дороге.

— Заправляем в зависимости от потребностей, — комментирует Олег Хальзов. — Как правило, у нас покупают газовые автозаправочные станции по республике, в свое время приезжали из Ульяновской Области, Оренбурга. В целом, это востребованный продукт на нашем рынке.

А вот погрузка и отгрузка ШФЛУ происходит на железнодорожной эстакаде.

— Здесь мы можем наливать все наши продукты — СПБТ, бутан, изобутан и газовый бензин стабильный, — поясняет Олег Хальзов. — В прошлом году мы ее обустроили горизонтальной страховочной системой «Proliner» — видите эти г-образные столбы? Сотрудники прежде, чем встать на цистерну, пристегиваются и проводят работы по обслуживанию максимально безопасно. Эта система оборудована катушками, которые работают по принципу ремней безопасности в автомобилях: если человек срывается, то страховка сначала затормаживает его падение, а потом со скоростью 0,2 м в минуту плавно опускает вниз. То есть риск падения с высоты сведен к нулю.

Кроме того, сейчас дополнительное сырье с самарской группы нефтегазоперерабатывающих заводов приходит в Шкаповское ГПП еще и автотранспортом. На предприятии оборудованы два «стояка», с помощью которых можно сливать и заливать ШФЛУ в автоцистерны. По словам и. о. гендиректора ГПП, про это долго говорили, но реализовать смогли лишь после вхождения в состав НК «Роснефть».

На страже экологии

На ГПП регулярно осуществляется экологический контроль: собственная лаборатория предприятия контролирует выбросы в атмосферу. Кроме того, договор заключен с Башгидрометом: если служба сообщает о неблагоприятных для производства метеоусловиях — жаре и отсутствии ветра, то завод переходит на специальный режим, при котором установки не производят выбросов. За этим тщательно следит лабораторная группа.

Кроме того, контролирующие органы делают замеры в санитарно-защитной зоне — 500 м вокруг территории предприятия. Шкаповское ГПП работает без замечаний.

Безопасности способствует и роза ветров: завод не оказывает влияния на соседнее Приютово.

— Все ресурсы, попадающие на завод, здесь полностью перерабатываются, — подчеркивает Олег Хальзов. — Тот же сухой отбензиненный газ сжигается в технологических печах и на газомотокомпрессорах и не влияет на экологическую ситуацию. А раньше, до 1959 года, по всей Башкирии горели факелы: попутный газ сжигался для получения целевых компонентов.

Коллектив и эксклюзив

На предприятии сейчас работает 293 человека, средний возраст сотрудников — 41 год, при этом коллектив постепенно молодеет. Есть целый ряд трудовых династий, трудовой стаж некоторых из них насчитывает более 100 лет. Сотрудники, в основном, родом из Приютово и Белебея, выпускники УГНТУ и УГАТУ, отчасти из Самары.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

— Шкаповское ГПП — одно из градообразующих предприятий для Приютово и Белебеевского района в целом, — считает Олег Хальзов. — Кроме собственно штата предприятия, с нами работают еще железнодорожники, пожарные, энергетики, а значит порядка 800 рабочих мест в той ли иной степени завязано на нас. Очередь желающих у нас работать — огромная. Отбор достаточно жесткий, текучка крайне мала.

P. S.

Сегодня Шкаповское ГПП — один из драйверов развития Белебеевского района и значимое предприятие для всей экономики республики.

— «Роснефть» обеспечивает нас сырьем в достаточном количестве, но мы надеемся, что эти поставки будут увеличиваться. Мы к этому — готовы, — уверен Олег Хальзов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter