Posted 24 декабря 2006,, 18:53

Published 24 декабря 2006,, 18:53

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Ишимбайское АТП идет в ногу со временем

24 декабря 2006, 18:53
Каждый год одну из самых красивых новогодних елок в городе помогают ставить транспортники. Ишимбайцы так привыкли к этой традиции, что не видят ничего необычного в том, что АТП и улицы убирает за свой счет, и принимает участие во всех городских мероприятиях, откликаясь на любые призывы мэрии о помощи, материально поддерживает школу, садик и медицинские учреждения. Что касается работы ишимбайских автотранспортников, о качестве и количестве пассажирских и грузовых перевозок говорят многочисленные грамоты и дипломы. Судите сами. Составить конкуренцию государственным автобусам в городе пока никто не может, а некоторые предприятия сами отдают свои гаражи с машинами в ведение Ишимбайского АТП, потому что это гораздо выгоднее, чем содержать свой автопарк. По сути Ишимбайское АТП на местном рынке транспортных услуг в условиях добросовестной конкуренции – одно из лучших. Что же позволяет держаться на плаву в наше непростое время рыночных отношений одному из крупнейших филиалов «Башавтотранса»? Лучше все увидеть своими глазами, потому мы и совершили экскурсию по территории этого АТП.

Дорога – в будущее

Театр начинается с вешалки, а автотранспортное предприятие – с мойки. Каждый день, прежде чем выйти на городские улицы, машина «принимает ванну», и уже после, посверкивая глянцевыми боками и отмытыми до хрустального блеска окнами, выходит на дорогу. Интересно, что в Ишимбайском АТП, несмотря на расширяющийся автопарк, давно позабыли об очередях на мойку. Современное помещение для помывки транспорта, предмет гордости ИАТП, имеет пропускную способность - одна машина в три минуты.

- За это время корпус любого автомобиля обрабатывается потом воды и подвижными щетками, - начинает рассказ директор Василий Панов. – Мы несколько лет назад усовершенствовали систему слива и очистных сооружений, благодаря чему в боксе постоянно поддерживается порядок. Саму мойку обслуживает один человек, который не возится со шлангами и шваброй, а лишь нажимает на кнопочки.

Такая «умная» автомойка – единственная в южном регионе республики, но она не единственная достопримечательность АТП. На всю область славится и автосервис ишимбайцев, куда стекаются автопотоки прилегающих дорог. А новый автовокзал по вместимости и архитектуре уступает лишь уфимскому. В этом году автотранспортники закончили реконструкцию диспетчерской, зала ожидания.

- А ведь когда-то пассажирский зал был размером примерно с комнату в типовом панельном доме, - вспоминает Василий Григорьевич.

Действительно, день настоящий и прошлый ИАТП сильно разнятся. Утепленный гараж для 145 автомобилей заменил собой стоянку под открытым небом. Раньше движки машин приходилось разогревать прямо на морозе, сейчас же, в теплом гараже, такой проблемы не существует вовсе. Слесарям не нужно, подстелив ветошь, залезать под днище агрегата, все работы производятся или на эстакадах, или смотровой яме. Специальные сливы для мазута позволяют держать бокс в чистоте. В слесарном цехе даже растет развесистое деревцо в кадке, любовно выращиваемое мужчинами в робах.

В прошлом ишимбайское автотранспортное предприятие справило 50-летний юбилей. Легендарная полуторка, на которой возили в прошлом веке нефтяное оборудование, теперь стала историческим памятником, на смену ей пришли Мерседесы и НефАЗы.

- За переданные в лизинг автобусы новейшей марки мы очень благодарны правительству Башкортостана и лично Муртазе Губайдулловичу Рахимову, - говорит Панов. – Если бы не доверие руководства республики, мы бы не сумели в таких масштабах обновить автопарк. Сейчас в наличии 98 новеньких машин, подвижной состав постоянно обновляется. И наши пассажиры прекрасно понимают, кому обязаны своим комфортом.

Ишимбайское АТП обслуживает 12 городских, 14 пригородных и 3 междугородних маршрута. Динамика движения построена так, что около 90% транспорта постоянно курсирует на линиях. Естественно, чтобы не было простоев, маршруты и интервал движения тщательно продумываются.

- Где существует устойчивый пассажиропоток, там мы и открываем маршрут, - делится маркетинговыми тайнами директор. – Для того, чтобы выяснить, как будет удобнее передвигаться пассажиру, проводим специальные исследования рынка движения.

Пригородное расписание составляется с учетом пожеланий поселковых советов, куда стекаются все обращения сельчан. Самым сложным считается маршрут «Ишимбай-Колгунино», петляющий в гористой местности. Особые условия заставили держать для этих рейсов специальный автобус-вездеход и водителя, получившего специальные навыки вождения по межгорным дорогам.

- Только государственное предприятие может удовлетворить все нужды населения, - убежден Василий Григорьевич. – Частник обычно отхватывает «жирный» маршрут и делает навар. А мы некоторые направления обслуживаем себе в убыток, ходим в рейсы в ночное и утреннее время, до и после часа пик.

Баранка по наследству

Василий Панов – топ-менеджер высшего звена, для которого важно и качественную услугу населению предоставить и при этом добиться рентабельности предприятия.

- Экономически выгодно для нас улучшать комфортность пассажира, - рассуждает Василий Григорьевич. – И за счет качественной услуги увеличивать объемы перевозок, тогда предприятие будет процветать.

По мнению Панова, пассажира подводить нельзя. Один раз покажешь себя не с лучшей стороны, и в следующий раз клиент не захочет связываться с предприятием.

Но сейчас заказчики всегда спешат в ИАТП, где можно всегда нанять грузовой транспорт, автобус любой вместимости и марки.

Василий Григорьевич, можно сказать, вырос в автобусе, на котором возил его отец, водитель ИАТП. Воздух с примесью запахов бензина ему стал родным, начинал с низов слесарем, прошел все ступени профессионального роста, потому и механизм работы предприятия ему известен так, как никому другому.

Единственная проблема – государственное предприятие не может позволить себе оплачивать работу топ-менеджера в соответствии с тем объемом работ, которые возлагает на директора его должность. Настоящих профессионалов-транспортников, способных экономически анализировать этот рынок, в России практически не осталось. Молодые разбежались по коммерческим структурам, где жалование соответствует уровню знаний и вложенному труду. В государственных автопредприятиях остались работать только преданные делу люди, которым не все равно, как будет развиваться транспортная отрасль.

- Но для того, чтобы молодежь шла на работу, требуется серьезный стимул, - переживает Панов. - Кстати, в некоторых городах России рубили с плеча и позакрывали государственные автопредприятия. А сейчас идет обратный процесс. На частном перевозчике далеко не уедешь, ведь для них прибыль важнее безопасности пассажиров.

В пользу государственного перевозчика говорит и следующий довод: только филиалы «Башавтотранса» могут быть задействованы в чрезвычайных ситуациях, только у них налажена служба эвакуации, расписаны все действия машин и людей. В прошлом году начальник генштаба Приволжского военного округа дал положительную оценку прошедшим в мае учениям МЧС, в которых приняло участие ИАТП.

Приоритетным направлением своей деятельности руководство ИАТП считает и заботу о людях – это социальные гарантии, профилактика здоровья, материальные поощрения, строительство спортивного зала, успешное завершение программы «Жилье 2000».

В кабинет директора заглянул ветеран предприятия Николай Павлович Романов, проработавший на ИАТП около 40 лет. Зашел, чтобы пригласить на свой 75-летний юбилей, потому что до сих пор считает бывших коллег членами своей семьи. Так оно и есть, потому что все праздники, памятные даты отмечаются сообща. Энтузиасты придумывают увлекательный сценарий праздника, в котором находится место всем самодеятельным талантам, а их на ИАТП немало. Это и разудалые гармонисты, озорные танцоры и веселые частушечники.

Уходя на пенсию, каждый работник уверен, что его опыт всегда будет востребован. На самые значительные праздники, День пожилых людей они собираются вновь, общаются, смотрят концерт, получают подарки и материальное вознаграждение. Даже в последний путь своих ветеранов провожает автопредприятие, хотя по нынешним меркам стоит это недешево.

Приходят в это здание и в будние дни. Сегодня в гостях у Панова его предшественник – Александр Иванович Капошко, проработавший на этом посту более 20 лет. До сих пор болеет душой за все происходящее бывший директор.

Преемственность и традиции – один из китов, на которых держится психологический климат компании. Династий, начинающихся от дедов и продолжающихся внуками и правнуками, на пальцах не сосчитать – Еруслановы, Пестряевы, Третьяковы, Чаплыгины, Белоусовы, Сергеевы… Традиционными стали почетные места, занимаемые на региональном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди работников «Башавтотранса» по Южному региону. Например, в этом году первыми стали: водитель грузового парка Владимир Соммер, кондуктор Елена Плеханова, начальник производства Николай Столяров, начальник ОТК Рафаэль Галеев.

Успех большого дела состоит из маленьких побед, это известно давно. Ишимбайское автотранспортное предприятие в прошлом году получило заслуженное признание – стало «Лучшим предприятием» в системе ГУП «Башавтотранс» среди смешанных АТП.

Фаина ПЕРОВСКАЯ.

"