Posted 24 ноября 2017,, 13:39

Published 24 ноября 2017,, 13:39

Modified 17 октября 2022,, 19:40

Updated 17 октября 2022,, 19:40

Импортозамещение в энергетике: в России предлагают актуальные проекты

24 ноября 2017, 13:39
Импортозамещение как один из приоритетов государственной политики появился за несколько лет до введения западных санкций.

Как оказалось, не все отрасли производства могут быть обеспечены необходимым оборудованием при помощи импортозамещения. В частности, это касается энергетической безопасности.

Если раньше в концепции энергетической сверхдержавы Россия делала ставку на объемы добычи углеводородов и каналы сбыта сырья – увеличение добычи, трубопроводная политика, развитие рынка СПГ и т.д., то теперь энергетическая безопасность стала пониматься как технологическая независимость в добыче, переработке и транспортировке энергоносителей. - Санкции не сказались на объемах нефтедобычи. Западные нефтесервисные компании уходить из РФ самостоятельно не хотят и даже, наоборот, пытаются покупать новые активы в России. Наша страна не осталась, как Иран, обрубленной от партнерства с западными странами – отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Отчасти импортозамещение было заменено китайским «западозамещением». Санкциями тут же воспользовалось КНР, которое стало нам предлагать довольно большой сегмент оборудования.

Так, период санкций совпал с запросом отрасли на разработку новых передовых технологий, которых, по большому счету, нет нигде в мире.

- Для разработки того же Бажена (Баженовская свита, содержащая горючие сланцы – ред.) нам просто нечего завозить. Нельзя взять технологию с Беккена (нефтегазосланцевая формация Баккен в США – ред.) и просто перенести ее в Россию, – отметил Константин Симонов. - Разработка новых технологий в меньшей степени касается шельфа, поскольку цены на нефть сейчас не высокие, что позволяют не форсировать данное направление нефтедобычи. В тоже время многое оборудование не имеет китайских или иных аналогов. Кроме того критически отсутствует программное обеспечение для решения многих задач в области ТЭК.

По словам замглавы Минэнерго РФ Кирилла Молодцова, Россия увеличит в 2017 году добычу трудноизвлекаемой нефти на 8-9%, до 39 млн тонн.

- В последние четыре-пять лет идет наращивание вовлечения трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) в добычу. В прошлом году мы выросли на 12% по трудноизвлекаемой нефти, в этом году мы выйдем на рост 8-9%, и совокупный объем добычи трудноизвлекаемых запасов в этом году должен составить 39 млн тонн, – сказал он.

Ставка на инновации в ТЭК сделана правильно. Повальное импортозамещение грозит стране и ТЭК кризисом в будущем. С экономической точки зрения это не выгодно, что доказал неудачный опыт стран Латинской Америки, который впоследствии привел к экономическому кризису. Верная и выигрышная для всех участников процесса развития экономики стратегия заключается в импортозамещении технологий, которые впоследствии могут стать привлекательными для экспорта и экспансии на внешних рынках. По такому пути, например, пошли Китай и Индия, которые из глобальных импортеров превращаются в глобальных экспортеров высокотехнологичной продукции, в том числе и в ТЭК.

Тем временем в России идет процесс становления отечественных инжиниринговых компаний, которые в будущем должны вернуть добавленную стоимость в страну. Например, известный в сфере ТЭК инжиниринговый холдинг «ПЕТОН» успешно занимается локализацией технологий и разработкой собственных решений на протяжении последних 20 лет и активно участвует в реализации программы импортозамещения в ТЭК, став одним из основоположников отечественного подхода в сфере российского нефтегазового комплекса. Холдинг вместе с международной инжиниринговой компанией Linde занимается адаптацией технологий для производства продуктов из природного и других углеводородных газов. «ПЕТОН» реализует проект подготовки сырья для криогенной части и переработки продуктов криогенного разделения в проекте.

Более подробную информацию по этой теме можно найти на сайте «Нефть. Капитал».

"