«Роснефть» перешла на катализаторы дочернего предприятия «Башнефти»

«Роснефть» перешла на катализаторы дочернего предприятия «Башнефти»
«Роснефть» перешла на катализаторы дочернего предприятия «Башнефти»
21 июня, 20:46ЭкономикаТатьяна МайороваФото: Артур Салимов / Mkset.ru
Катализаторы стерлитамакского производства позволили «Роснефти» отказаться от использования импортных аналогов и усовершенствовать технологию выпуска моторных топлив класса Евро-5.

Специалисты стерлитамакского специализированного предприятия «РН-Кат» (входит в периметр НК «Роснефть») разработали технологию производства катализатора гидрокрекинга. Главным результатом этого достижения является отказ от импортных аналогов и усовершенствование технологии производства высококачественного топлива класса Евро-5 из вакуумного газойля, а также рост выпуска готовой продукции.

Не секрет, что введение западных санкций против России обернулось для отечественной экономики, прежде всего, резким дефицитом компонентов, обеспечивающих различные производственные процессы. Нефтепереработка также испытала подобные трудности, поэтому разработка отечественных катализаторов, необходимых для производства моторного топлива, имеет очень важное значение. Достаточно сказать, что 95% процессов нефтепереработки — каталитические.

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

По этой причине обеспечение надежности поставок качественных катализаторов процессов нефтепереработки является стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы всей отрасли. Это не просто бизнес-цель, это — вопрос энергобезопасности страны, поскольку в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль.

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

Производство нового катализатора гидрокрекинга на базе стерлитамакского предприятия «РН-Кат» существенно снизит зависимость российских нефтеперерабатывающих заводов от зарубежных поставщиков. Эксперты уже назвали его уникальным отечественным продуктом, который способен работать как на тяжелых, так и на легких видах сырья и позволяет выпускать высококачественное топливо.

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

Началу производства нового катализатора, разумеется, предшествовали опытно-промышленные испытания, которые успешно прошли на базе Новокуйбышевского завода катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке (эти предприятия также входят в периметр «Роснефти»).

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

Производственная мощность нашего предприятия «РН-Кат» составляет 4000 тонн катализаторов в год. Это позволяет не только полностью обеспечить потребность в них НПЗ компании «Роснефть», но и осуществлять поставки данного компонента на другие НПЗ России и стран зарубежья. Так, в 2020 году было произведено 685 тонн катализатора гидроочистки, в этом году его производство мы планирует нарастить до 2000 тонн. Что касается нового катализатора гидрокрекинга, то в этом году, мы планируем поставить первые 300 тонн данного продукта на предприятия уфимского нефтеперерабатывающего комплекса, а в ближайшей перспективе надеемся осуществлять поставки и на другие предприятия «Роснефти», рассказал директор ООО «РН-Кат» Альберт Сафин.

По его словам, есть планы и на импорт продукции. В частности, начаты переговоры о реализации катализаторов стерлитамакского производства в Индию. Решается вопрос о начале опытной поставки продукции в эту страну.

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

Напомним, в прошлом году на предприятии был освоен выпуск другого катализатора — катализатора гидроочистки, который специалисты также назвали важнейшим событием в отечественной нефтепереработке. Это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги катализаторов гидроочистки для получения дизельного топлива Евро-5 с ультранизким содержанием серы. Благодаря ему, нефтеперерабатывающий блок «Роснефти» полностью перешёл на использование данного компонента, производимого здесь же на предприятии «РН-Кат», и больше не зависит от капризов западных партнеров.

Фото:Артур Салимов Mkset.ru

Испытания показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы катализатора с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (показатель объёма основной выработанной продукции). Катализатор гидроочистки дизельной фракции по ряду своих качественных характеристик даже значительно превышает зарубежные аналоги. Например, его стартовая температура эксплуатации на 10-15 градусов ниже показателей зарубежных катализаторов. Это позволяет сократить его межрегенерационный цикл, пояснила начальник лаборатории ООО «РН-Кат» Алия Юмагулова.

Отметим, разработки катализаторов проводятся в рамках действующей программы инновационного развития «Роснефти», направленной на замещение импортных технологий в производстве высококачественных нефтепродуктов. В периметре компании, помимо стерлитамакского предприятия «РН-Кат», современными мощностями по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга располагают также Ангарский и Новокуйбышевский заводы катализаторов. Эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности Компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки. В трех научно-исследовательских институтах Компании ведутся работы, связанные с катализом и катализаторами.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter