Posted 19 февраля 2021,, 11:05

Published 19 февраля 2021,, 11:05

Modified 17 октября 2022,, 21:47

Updated 17 октября 2022,, 21:47

Оттолкнуться и прыгнуть. Малый бизнес Башкирии активизирует работу с крупным ритейлом

19 февраля 2021, 11:05
Сотрудничество федерального ритейлера и местных производителей часто даёт результат, в рамках которого непременно учтены и интересы потребителей.

Запас прочности

На сегодняшний день ритейл стал надежным звеном, связывающим предпринимателей, которые производят свежую и качественную продукцию, с потребителями. Отстроенная ритейлерами система управления процессами позволяет представителям малого и среднего бизнеса сконцентрироваться непосредственно на своей работе, а всю головную боль, связанную с доставкой продукции в магазины и её реализацией, доверить профессионалам. Примером такого сотрудничества можно назвать взаимодействие локальных поставщиков с лидером отечественной розницы X5 Retail Group, управляющей федеральными розничными сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель».

Как следует из информации, опубликованной в открытых источниках, в 2020 году X5 Retail Group начала сотрудничать с 183 поставщиками из Приволжского федерального округа. Более 40 из них являются индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса. Сейчас на полках торговых сетей Х5 представлена продукция 5 152 поставщиков. Более четверти из них - 1 313 предпринимателей - начали сотрудничество с компанией именно в прошлом году.

Башкирия входит в тройку регионов ПФО, в которых отмечен наибольший прирост локальных производителей. В Башкирии компания Х5 добавила в 2020 году в число партнеров 21 поставщика, в Удмуртии – 23, а в Татарстане – 26 новых производителей.

Mkset изучил эту актуальную тему подробнее на примере деятельности предпринимательницы из Башкирии Евгении Догадовой, руководящей мясокомбинатом «Лето».

«Увидели свои зоны роста»

Предприятие работает с 2018 года в селе Нижнеяркеево в Илишевском районе республики. После модернизации Евгения Александровна смогла оптимально выстроить деятельность своего небольшого предприятия, оснастить его современным оборудованием. Сегодня ООО «Лето» производит до 10 тонн продукции в сутки, в числе которой - натуральные экологически чистые мясные изделия с применением свежих ингредиентов и ароматных специй.

ООО «Лето» производит продукцию, а X5 Retail Group берёт на себя хлопоты по её транспортировке и реализации в своих магазинах.

При этом Евгения признается, что поначалу пробовала решить вопрос реализации самостоятельно, но вскоре поняла, что решение данной задачи является чересчур трудоемким для небольшого предприятия.

На первых порах после открытия мы планировали работать с небольшими магазинами и оптовиками. Но реалии рынка показали, что необходимо сотрудничество с более крупными игроками, поэтому стали развивать продажи в сетевом канале. Начали, разумеется, с локальных сетей, но, набрав оборот и отточив производство, решили попробовать работу с федеральными сетями, делится опытом предпринимательница.

Сотрудничество с X5 Retail Group, как считает Евгения Догадова, значительно облегчило жизнь мясокомбинату «Лето».

Основные условия сотрудничества с этим ритейлером, думаю, для всех одинаковые. Главные из них - надежность поставщика и гарантии качества продукции. И если ты готов выполнять эти условия, то, несмотря на объективные сложности, стать поставщиком сетей Х5 реально, рассказывает Евгения Александровна.

По её словам, результаты сотрудничества не заставили себя долго ждать.

- Оборот вырос, мы увидели свои зоны роста на производстве. Еще раз убедились, что даже производитель без имени может многое, если делать качественный продукт, а не просто набирать объемы, - констатирует предпринимательница.

Она признается, что теперь ощущает стабильность, которая внушает уверенность в завтрашнем дне.

Только имея под ногами крепкий фундамент, можно оттолкнуться и высоко прыгнуть. Х5 стабильно дает заказы и стабильно их оплачивает, а это для небольшого предприятия очень важно, говорит Евгения Догадова.

Сотрудничество с X5 Retail Group позволяет ей задуматься о развитии бизнеса.

Мы «выросли» как производитель в глазах многих ритейлеров. Сейчас ждем подтверждения сотрудничества еще от нескольких сетей, не скрывает оптимизма руководитель ООО «Лето».

По большому счёту

Представители X5 Retail Group постоянно мониторят результаты своей работы с малым и средним бизнесом. В каждом регионе своего присутствия ритейлер стремится максимально обеспечить потребителей продукцией, произведенной именно локальными компаниями. Доля местных производителей в товарообороте торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» в некоторых регионах доходит до 30%. В 2020 году доля субъектов малого и среднего бизнеса среди поставщиков Х5 превысила 70%. В целом же, отечественная продукция занимает около 90% на полках магазинов, принадлежащих X5 Retail Group.

Х5 стремится выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с локальными производителями. Партнёрство с Х5 предоставляет местным поставщикам широкий канал сбыта их товаров, а покупателям – разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам. Партнёры Х5 показывают стабильную положительную динамику по бизнес-показателям, а также расширяют географию поставок своей продукции, отмечает главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.

Он уточнил, что расширять сотрудничество с местными предпринимателями компании помогает взаимодействие с «Корпорацией МСП», начавшееся в 2018 году. За всё это время с торговыми сетями Х5 подписали договоры на поставку своей продукции 170 малых и средних предприятий из реестра корпорации.

Известно, что часть из них, впоследствии нарастила обороты и уже переросла масштабы малого и среднего бизнеса. Для расширения пула небольших поставщиков в прошлом году Х5 провела 18 торгово-закупочных сессий в 24 регионах. Для того чтобы небольшим предприятиям было комфортнее работать с лидером отечественной розницы, Х5 внедрила для них упрощенный документооборот.

Помимо работы по договору поставки Х5 также предлагает представителям малого и среднего бизнеса выгодные условия субаренды. Это позволяет небольшому бизнесу получить доступ к стабильному трафику в магазинах ритейлера. Как результат - в прошлом году к программе субаренды в ПФО присоединилось 418 новых субарендаторов. Таким образом на конец 2020 года с компанией сотрудничали уже 5 367 партнёров по субаренде, более 1 300 их них – это как раз представители МСБ, которые располагают льготными условиями.

Справка Mkset

В Приволжском федеральном округе, помимо Башкирии, Удмуртии и Татарстана, успешно выстраиваются партнерские взаимоотношения с представителями малого бизнеса в других регионах. Так, в прошлом году компания начала работать с 20 новыми поставщиками из Нижегородской области, 16 – из Саратовской области, 15 - в Пермском крае, по 13 – в Кировской и Самарской областях, 11- в Оренбургской области, 9 - в Ульяновской, 6 - в Пензенской областях, 5 - в Мордовии, 3 - в Чувашии, в также 2 - в Марий Эл.

По данным на 31 декабря 2020 года, под управлением Компании X5 Retail Group находились 17 707 магазинов. Она имеет лидирующие позиции в Москве и Санкт-Петербурге, а также обеспечила значительное присутствие в европейской части России. Сеть включает в себя 16 709 магазинов «Пятерочка», 933 супермаркета «Перекресток» и 56 гипермаркетов «Карусель». Под управлением Компании находятся 45 распределительных центров и 4 055 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.

"