Инвестиции в мусор: Регоператорам в Уфе рассказали, как двигать реформу

Инвестиции в мусор: Регоператорам в Уфе рассказали, как двигать реформу
Инвестиции в мусор: Регоператорам в Уфе рассказали, как двигать реформу
16 мая 2019, 19:12ЭкономикаТатьяна МайороваФото: Кристина Дейнеко / Mkset.ru
Как выяснилось, большинство российских регионов не имеют до сих пор инвестиционной программы для реализации мусорной реформы.

Сегодня, 16 мая, на проходящем в Уфе Третьем Международном съезде региональных операторов в сфере обращения с отходами эксперты из наиболее «продвинутых» российских регионов и зарубежных стран постарались настроить регоператоров, съехавшихся со всей страны, оптимальным схемам реализации мусорной реформы.

Напомним, реализация реформы, о которой начали говорить еще с 2014 года, вступила в свою активную фазу с 1 января текущего года. И пока большинство российских регионов, где до Нового года о реформе больше рассуждали, чем пытались ею заниматься, сразу столкнулись с огромным числом насущных проблем – тарифообразованием, формированием базы данных потребителей, системой сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), обустройством полигонов и мусороперерабатывающих заводов и т.д.

Примечательно, что по отзывам экспертов, положение дел с реализацией мусорной реформы в Башкирии оказалось далеко не самым плохим в сравнении с другими регионами страны, даже если это не станет большим утешением для многих потребителей, которые почти ежедневно сообщают в соцсетях о «мусорных» проблемах и пишут жалобы по инстанциям.

Электричество из свалочного газа и травка вместо мусора

Актуальным опытом поделился советник губернатора Московской области Александр Коган, доклад которого касался во многом и анализа ситуации по стране. Интересно, что выступавший даже не коснулся в своем докладе темы оплаты за мусор по нормативам или по факту, о чем сейчас много дискутируют регоператоры, но и без этого в его речи нашлись ответы на многие наболевшие вопросы.

Так, Александр Коган отметил, что, по его мнению, нормативы накопления мусора во многих регионах далеки от реальной картины. В разных регионах этот показатель составляет от 106 кг до 500 кг на человека (для жильцов многоквартирных домов) и от 16 кг до 820 кг на одного человека в индивидуальных домах. Тем временем в целом по стране средний такой показатель составляет 380 кг в год, то есть один человек примерно производит по 1 кг мусора в день.

Вдобавок, по данным экспертов из Московской области, средний показатель плотности мусора, который означает конечный объем мусора после его обработки и уплотнения. Во многих регионах этот показатель составляет от 6 до 8 при переводе кубометров мусора в килограммы уплотненной массы в то время как он не должен превышать значение в 4,4. В конечном итоге все эти «недосчеты» и пересчеты» отражаются на размере тарифов.

Москвичи считают, что эти данные и следует брать за основу, соотнеся их с данными Росреестра и вставив затем в электронные модели работы.

Александр Коган также обратил внимание на то, что во многих регионах при расчетах тарифов не учитываются особенности коммерческого и социального мусора, а также источники образования отходов.

- Это означает, что все издержки при обращении с ТКО регоператоры перекладывают на население, - беспощадно резюмировал представитель Московской области. – Между тем, если учесть все особенности, то в итоге будет легко корректировать тарифы и свести к минимуму недовольство со стороны потребителей.

Он подчеркнул несколько раз, что работающая модель уже есть в Московской области и предложил регионам не изобретать велосипед, а просто приехать и перенять готовый опыт.

Александр Коган отдельно отметил, что в тарифах на обращение с ТКО, действующих в Московской области, не предусмотрены затраты на рекультивацию полигона. По его словам, 80% этих трат должны ложиться на плечи регионального бюджета. А чтобы они не стали непосильным бременем, их следует включать в специальную инвестиционную программу.

Коган привел пример расчетов рентабельности подмосковного Алексинского карьера, который обустроен как полигон ТКО. Поначалу утилизация тонны мусора на этом полигоне оценивалась в 247 рублей за тонну. После того, как было решено провести там дегазацию, сделав специальные шахты и установив газогенератор, вырабатывающий при помощи выделяемого мусором газа до 2 мегабайт электроэнергии, стоимость переработки тонны мусора сразу выросла до 718 рублей, потом чистка фильтратов, сортировка и переработка органики повысили стоимость работ до 1451 рубля.

Однако, по словам Александра Когана, эти инвестиции очень скоро оправдаются, поскольку в будущем контроль за состоянием Алексинского полигона ТКО уже не потребует крупных средств, нужно будет тратиться раз в 10 меньше - лишь на выхолаживание, покрытие мусора пленкой и биорекультивацию (посев травы на поверхности).

Большинство регоператоров явно слушали выступление представителя Подмосковья с замиранием сердца. Это и понятно, если вспомнить, что те же соцсети полны фотофактов с открытых и усиленно отравляющих окружающую среду свалок мусора, которые местные власти и регоператоры почему-то гордо именуют полигонами ТКО. Вполне возможно, что опыт москвичей станет для них ориентиром для движения в верном направлении.

Чем больше денег – тем меньше мусора

Генеральный директор компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев подошел к обсуждению мусорной реформы с другой стороны. По его данным, 90% не имеют инвестиционных программ для реализации данного направления деятельности, соответственно, у них не предусмотрено строительство капиталоемкой инфраструктуры для мусоропереработки, не говоря уже об образовании кластеров.

- В итоге регоператор на сегодняшней стадии просто собирает деньги с населения и тут же раздает их подрядчикам, - констатировал мрачную текущую ситуацию Денис Буцаев.

Зашла речь и о сборе средств с потребителей. При этом выступавший отметил, что оптимальным способом бора средств является сотрудничество с расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые рассылают квитанции об оплате за обращение с ТКО по своей базе. По словам Дениса Буцаева, этот способ, в том числе, позволил Татарстану довести собираемость средств с населения за обращение с ТКО до 90%, Московской области – до 80%, Нижегородской области и Мордовии – до 70%.

Если вспомнить, что в Башкирии часть регоператоров начала рассылать квитанции за обращение с ТКО лишь в конце марта текущего года через РКЦ, а некоторые из них воспользовались неведомыми базами, где значились давно умершие люди, можно констатировать, что наша республика только еще встала на путь движения к прогрессу.

В целом работе с населением Денис Буцаев уделил максимальную часть своего доклада.

- Если у регоператора нет раздаточного материала с указанием телефона горячей линии для обратной связи с потребителями, значит, он не сможет выстроить конструктивный диалог с ними. У многих горячие линии номинально имеются, но они не работают. Соответственно, при отсутствии возможности звонить с жалобами на горячую линию прямо регоператору претензии к их работе будут поступать надзорным органам, и в конечном итоге может возникнуть вопрос о качестве работы регоператора и расторжении контракта с ним, - отметил со знанием дела Денис Буцаев.

Он также рекомендовал регоператорам активнее общаться с управляющими компаниями и муниципалитетами, которые должны стать полноценными их партнерами и помочь в формировании обратной связи с потребителями.

Неприятнее всего прозвучали претензии к регионам и регоператорам по поводу отсутствия от них заявок на приобретение в лизинг техники и оборудования.

- На фоне отсутствия во многих регионах инвестиционных программ и неприемлемых условий кредитования сейчас у вас есть реальные возможности решить данные проблемы при помощи лизинга, причем эти возможности сопоставимы с масштабами господдержки сельхозпроизводителей, однако заявок от вас практически нет. Получается, новые контейнерные площадки и современное оборудование никому не нужны?

– обратился Денис Буцаев к растерявшимся регоператорам, большинство из которых, судя по их реакции, даже не подозревали о существовании столь щедрых ресурсов господдержки. Но это уже, как говорится, вопросы к чиновникам, курирующим мусорную реформу и не представившим регоператорам полную информацию.

Свежую струю в обсуждение внесли представители Германии и Финляндии, приехавшие предложить российским регионам и регоператорам свои услуги в реализации мусорной реформы.

- Когда я был подростком, помню, я бегал по огромным мусорным кучам. Но сегодня на этом месте у нас растет зеленая трава и гуляют отдыхающие люди, - растрогал аудиторию своими воспоминаниями представитель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.

Министр-советник посольства Финляндии в Москве Йоонас Хейсканен проявил больше деловой активности и сообщил, что уже в ближайшее время в Россию (и в частности, в Башкирию) приедет делегация деловых кругов из его страны, чтобы наладить сотрудничество именно в плане обращения с ТКО.

В рамках съезда предусмотрена серия круглых столов и стратегических сессий, по итогам которых, скорее всего, регоператоры составят более четкое представление о своей дальнейшей работе, и это должны будут в перспективе ощутить на себе потребители.

Медиакорсеть следит за развитием событий.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter