Posted 15 мая 2020,, 06:34

Published 15 мая 2020,, 06:34

Modified 17 октября 2022,, 20:43

Updated 17 октября 2022,, 20:43

Контур защиты: пандемия напомнила о существовании медицинской промышленности Башкирии

15 мая 2020, 06:34
Борьба с новой угрозой потребовала мобилизовать все силы как крупного, так и среднего с малым бизнеса.

Крупный, средний и малый бизнес активно включились в процесс противостояния угрозе коронавирусной инфекции. Пока другие жители республики рассуждали о том, насколько серьезную опасность представляет COVID-19, предприниматели сразу активно включились в разработку и изготовление защитных средств.

Тактика выживания

В России более 400 производителей медицинских изделий. Но сложную технику из них делает не более 100 компаний. Причём большая часть производств принадлежит государству. Медицинская промышленность Башкирии — это по-своему уникальная отрасль. Хотя бы потому, что о ней уже давно не вспоминали на правительственных совещаниях. Так было до марта 2020 года, пока не грянула угроза коронавируса.

Экскурс в историю медицинской промышленности Башкирии, информация о которой доступна в стремительно устаревающих энциклопедиях, поможет установить, что ликвидировано такое крупное предприятие, как АО «Туймазыстекло», имевшее некогда репутацию одного из крупнейших производителей стеклоизделий медицинского назначения в стране. Следом за ним последовал и Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий, обеспечивавший костылями и прочим подобным медицинскими товарами большинство российских регионов. Теперь помещения этих заводов чаще можно встретить на сайтах любителей экстремальных путешествий, как объекты заброшенных производств.

Из тех предприятий медицинского направления, которые сейчас действуют, можно назвать НПЦ «Астра» и НПП «Кверти-Мед», выпускающие оборудование для исследований крови, НПЦ «Нейрон» и «Оптимедсервис», работающие для сферы офтальмологии. Предприятия «ВиЦыАн», «Орбита», Уфимский филиал Московского протезно-ортопедического предприятия выпускают товары для ортопедии, работает также завод медицинской мебели и оборудования «Медстальконструкция» (МЕГИ).

Из крупных компаний, работающих на рынке медоборудования, в Башкирии, пожалуй, больше никого не нашлось.

Динамика развития промышленного комплекса отрасли в последние годы определялась снижением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, высокой конкуренцией со стороны зарубежных товаропроизводителей, в том числе из стран Юго-Восточной Азии. Помимо жесткой конкуренции малые и средние предприятия отрасли испытывают нехватку свободных финансовых средств, что не позволяет им в полной мере расширять производство и выполнять перспективные разработки. Также прослеживается сезонность спроса на продукцию предприятий отрасли, связанная в основном с неравномерностью выделения бюджетных средств организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения республики для осуществления закупок медицинского оборудования, — так охарактеризовали состояние отрасли представители регионального минпрома в одном из своих новостных выпусков пару лет назад.

Тем временем ежедневно статистика по коронавирусной инфекции ухудшается. На борьбу с опасным врагом встала вся медицинская промышленность: от производителей масок и перчаток до разработчиков сложной современной техники. Насколько подготовлены отечественные медицинские тылы? Чем оборудуют российские больницы и стационары? И кто скажет решающее слово в борьбе с коронавирусом?

— Для того чтобы массово производить, нужен, конечно, рынок более широкий. Государство должно подумать, как это поручить и соответствующим образом поддержать, чтобы это уникальное оборудование производить здесь, — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Справка Медиакорсети: Рынок медицинской техники России в прошлом году вырос на шесть процентов и достиг 225 млрд рублей. На 80% рынок закрывается импортом. Самый большой сегмент — диагностическое оборудование. Сопоставимые объёмы у операционной техники. На третьем месте закупки аппаратов для реанимации и анестезии. Ещё два крупных сегмента — стоматология и офтальмология. На них суммарно приходится 10% рынка.

Экономика, проснись!

В Башкирии к решению этого вопроса подошли кардинально. Еще до того, как в регионе был зарегистрирован первый зараженный COVID-19, но при этом уже остро ощущался дефицит медицинских масок, к производству многоразовых масок одно за другим стали подключаться многие предприятия.

Медицинские маски и защитные костюмы, конечно, не являются сложным медицинским оборудованием, но ведь и их производством тоже кто-то должен заниматься, тем более в такие непростые времена, как сейчас.

Следует отметить, что к этой работе активно подключилась Торгово-промышленная палата Башкирии, которая на свои средства организовала сертификацию медицинской продукции.

Что же касается производства медицинских изделий повышенного спроса, то ТПП РБ под эгидой министерства промышленности организовала взаимодействие 18-ти предприятий и индивидуальных предпринимателей.

— Это наши партнеры: ГУП БХП «Агидель», ПФ «Алькаир», ООО «Ателье Салават», MADY ART, Ишимбайский трикотаж и другие, — пояснил глава ТПП Башкирии Тимур Хакимов. — Тем самым нам удалось в ситуации экономического кризиса загрузить десятки предприятий легкой промышленности работой, и они не только сохранили рабочие места, но и многие перешли работать в третью смену и очень просят своих рабочих работать. Рабочие места расширяются. В день производится пошив более 5000 защитных костюмов, прошедших сертификацию и испытания в федеральной лаборатории

Кроме того, на фоне распространения коронавирусной инфекции ТПП РБ совместно с предпринимателями запустила пошив противовирусных костюмов из новейшего материала. Эти костюмы отличаются улучшенным качеством, они прошли всевозможные испытания на прочность, разрыв, истирания, химическое проникновение, температурный режим.

Благотворительный проект «Защитный механизм» реализуется при участии комитета ТПП РБ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности. Сотрудники, которые сейчас находятся на передовой, — это медики, полицейские, сотрудники аэропорта, ж/д вокзала, Росгвардии и многие другие — получают все средства защиты абсолютно бесплатно.

В этом плане Башкирию никак нельзя назвать отстающей от общефедеральной повестки.

— Исходя из ситуации, которая сложилась с коронавирусом, уже такое решение принято. Упростили ситуацию, сократили сроки регистрации и так далее. Фонд развития промышленности за последние полмесяца, может чуть больше, рассмотрел и профинансировал 40 проектов по медицинской тематике, многие из которых как раз нацелены на аппараты искусственного дыхания, — так комментирует ситуацию президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Спасение в 3D-формате

Уфимские предприниматели одними из первых в стране предложили снабдить лечебные учреждения дополнительным оборудованием на случай появления большого числа людей с дыхательной недостаточностью. Точнее они решили распечатать на 3D-принтере коннекторы для соединения масок для дайвинга с фильтрами искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

В таком виде полученное приспособление может помочь для спасения людей с острой дыхательной недостаточностью, которая может стать одним из осложнений коронавирусной инфекции.

С такой инициативой еще в начале апреля выступили предприниматели Адиль Юлдашев и Александр Улитин.

— Мы встретились с главным реаниматологом РБ и ПФО Золотухиным К. Н. Посмотрев коннектор, который разработал Александр, Константин Николаевич сразу же дал добро, ему очень понравилось. Обговорили необходимое количество для реанимационных бригад, в душе надеясь, что такого количества не понадобится. Но надо быть готовым уже сейчас, — сообщил на своей странице в Фейсбуке Адиль Юлдашев, призывая помочь других деловых людей, владеющих такого рода техникой.

Александр Улитин был готов бесплатно распечатать коннекторы к фильтрам ИВЛ, которые имеются в больницах, а сеть спортивных магазинов «Чемпион», хозяином которой является Адиль Юлдашев, решила бесплатно же предоставить маски для подводного плавания. В соцсетях на это сообщение уже откликнулись немало людей, стремящиеся помочь предпринимателям решить задачу.

В итоге уфимские энтузиасты стали одними из первых в России, кто начал развивать подобную тему. За ними последовали единомышленники из других городов.

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин с большим одобрением рассказывает о подобных инициативах предпринимателей.

— Стали подключаться предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас планово начинают искать ниши в гражданском производстве в связи с определённым сокращением в ближайшем будущем по военной технике. Там как раз всё, что нужно для такой техники, — высококвалифицированный персонал, технологическое оснащение очень хорошее, научные кадры высокого уровня, — считает он.

«Здравоохранение» — один из крупнейших национальных проектов в России. На его реализацию до 2024 года правительство заложило свыше одного триллиона трёхсот миллиардов рублей. Причём большая часть средств будет потрачена в ближайшие два года — и в основном на закупку продукции отечественного производства. Пока сложно сказать, будут ли это бинты или сложное медицинское оборудование. Но эпидемия коронавируса, похоже, заставила власти по-новому взглянуть на национальную безопасность и тех, кто её обеспечивает.

Медиакорсеть следит за ситуацией.

P.S. Тем временем появился новый повод для размышлений, который предоставило региональное управление ФАС России. Ведомство возбудило дело в отношении башкирских компаний "Битрейтик", "Пасворд" и "Техноцель", подозревая между ними картельный сговор в рамках проведения аукционов на общей стоимостью более 100 млн рублей. В данном случае речь идет о поставках медоборудования в лечебные учреждения республики. Как справедливо отмечают специалисты УФАС, сэкономленные в случае проведения конкурентных торгов средства могли быть направлены на борьбу с COVID-19. Если факт картельного сговора будет доказан, на компании будут наложены штрафы, к тому же, возможно, грозит уголовная ответственность представляющим их должностным лицам

"