Posted 14 декабря 2019,, 08:22

Published 14 декабря 2019,, 08:22

Modified 17 октября 2022,, 20:27

Updated 17 октября 2022,, 20:27

Халяль-индустрия в Башкирии: Почему отстаем от Татарстана

14 декабря 2019, 08:22
Корреспондент Медиакорсети пообщалась с экспертами халяль-индустрии и рассказывает, что происходит в этом сегменте башкирского рынка.

Мировой оборот рынка халяль-индустрии составляет около 2,3 трлн долларов, среднегодовой темп роста — 6%. Многие развитые страны — не только мусульманские — давно и активно развивают эту сферу экономики в свою пользу. В России официальная статистика по обороту халяль-индустрии не ведется, но известно, что основными игроками этого сегмента являются Москва и Республика Татарстан. На их фоне башкирский рынок халяльной индустрии едва заметен, хотя развитие рынка в этих регионах, как отмечают эксперты, началось примерно в одно время.

Медиакорсеть разбирается, почему халяль-индустрия не получила такой же популярности, как в Татарстане, каковы причины его отсталости. А также расскажем, какие характерные минусы имеет башкирский халяль-рынок и что делают мусульмане республики во главе с обновленным ДУМ РБ для решения этих вопросов.

Война за сертификацию

Халяль-сертификация в России появилась в 2003 году. Чтобы производить халяль-продукцию или предоставлять халяль-услугу, предприятию необходимо получить сертификат по соответствующему стандарту. По сути, это означает, что производство или предоставление услуги должно соответствовать требованиям шариата. Однако эти стандарты отличаются в зависимости от того, кто их выдает. Например, где-то сертификат разрешает производить забой птиц и животных только правоверному мусульманину, а где-то, если основные принципы сохранены, этот фактор не имеет значения. Настоящий мусульманин, живущий по букве Корана, теряется в сомнениях: кому верить? Такая ситуация в России возникла в связи с тем, что сертификация участников халяльного рынка не централизована. Сертификацию может проводить любой центр, аккредитованный при любых мусульманских организациях. Наиболее известными считаются Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России и Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ.

Большинство комитетов и центров не подчиняются друг другу и работают по своему усмотрению. В Башкирии, к примеру, органов, выдающих сертификаты, около шести. Один из первых — Комитет по стандартам «Халяль» при ДУМ РБ, однако его популярность настолько низка, что часть республиканских предприятий предпочитают обращаться за сертификатами в Казань. Да и в целом, по количеству сертифицированных предприятий, по данным ДУМ РБ, Башкирия отстает от соседнего региона в три раза.

В этом году, после смены власти в башкирском муфтияте, при ДУМ РБ возник еще один орган сертификации — ООО «Центр развития индустрии Халяль». При этом, Комитет по стандартам «Халяль», возглавляемый заместителем муфтия Аюпом Бибарсовым из «старой гвардии», продолжает существовать и работать со своими клиентами.

В ДУМ РБ пока затрудняются сообщить, будет ли слияние двух органов сертификации, но уточнили, что деятельность комитета нацелена больше на внутренний рынок, а центра — на налаживание связей за рубежом.

80% потребителей халяли — не мусульмане

Сертификация по стандартам «Халяль» — услуга не бесплатная. По словам руководителя «Центра развития индустрии Халяль» при ДУМ РБ Ильнура Мухаметзянова, стоимость одного сертификата начинается от 10-12 тыс. рублей и растет в зависимости от объемов выпускаемой продукции, количество точек реализации и так далее. Прибыль от сертификатов направляются на развитие халяль-индустрии в республике — планируется проводить форумы, участвовать в международных выставках.

Один из основателей уфимской сети быстрого питания «Сытый батыр» Салават Галимов рассказывает, что каждая их продукция имеет сертификат по стандартам Халяль. Сертификацию проходила и сама сеть в целом. Аналогичный документ имеют их поставщики.

— На первом этапе мы подавали заявку и необходимую документацию. Затем эксперты центра при ДУМ РБ провели в наших заведениях аудит с выездом. Они проверяли не только соответствие продукции канонам шариата, но и нормативы безопасности и гигиены, например, СанПин. На третьем этапе наши сотрудники проходили обучение в духовном управлении, — рассказывает Салават.

По словам предпринимателя, в их случае приобретение сертификата, за который они платят раз в год, не отразилось на себестоимости их продукции.

— Мы сами — соблюдающие мусульмане, поэтому были заинтересованы в сертификатах. Но если размышлять только как бизнесмен, то понятно, что себестоимость из-за этих выплат ненамного, но повысится, — уточняет он.

— Основная масса потребителей халяльной продукции — около 80% — на сегодняшний день — не мусульмане, — утверждает председатель Ассоциации «Халяль Индустрия Казахстана», один из основателей халяльного рынка в СНГ Марат Сарсенбаев.

По его словам,

люди автоматически считают халяльную продукцию более качественной и надежной. Подобная ситуация привела к тому, что в последние годы на рынке появляются шустрые бизнесмены, которые пытаются заработать на доверии людей. Они выпускают продукцию под линейкой «Халяль» не имея соответствующей сертификации или получая ее у сомнительных центров. Как правило, всплывают скандалы вокруг колбас — периодически выясняется, что в составах «мусульманских» изделий есть свинина и вообще мясо низкого качества.

В Уфе также под брендом «халяль» любят прикрываться различные низкосортные кафе и забегаловки. Не так давно Роспотребнадзор выявил несоблюдение требований СанПинов в сети общественного питания «Шаурма халяль» после того, как произошло массовое отравление их продукцией.

Эксперт отмечает, что Роспотребнадзор еще не привык работать с брендом «Халяль». У мусульманских организаций нет полномочий вводить штрафные санкции в отношении бизнесменов, использующих бренд «Халяль» лишь для увеличения продаж.

— Это могут делать государственные надзорные органы, однако в России не созданы государственные или национальные стандарты качества подобной продукции как в ряде зарубежных стран. Поэтому недобросовестные предприниматели продолжают обманывать, — уточняет Сарсенбаев.

Нет стандарта — нет экспорта

Проблема отсутствия единых стандартов и аккредитации у всемирно известных центров по стандартам «Халяль» также негативно сказывается на возможностях экспорта башкирской халяльной продукции за рубеж. Учитывая, что потребность в халяльной продукции во всем мире идет на рост, это неплохой способ развития бизнеса.

— Были случаи, когда несколько крупных российских компаний пробовали экспортировать свою продукцию в Иран и в ряд других стран. Однако отсутствие международной аккредитации у выдавших им сертификаты центров разрушило все планы, — отмечает наш собеседник.

— Главная наша цель — упорядочить халяль-индустрию в нашей республике, в том числе сферу выдачи сертификатов, — рассказывает о планах центра Ильнур Мухаметзянов. — Намерены в ближайшем будущем наладить торговое сотрудничество с субъектами России и странами СНГ.

Центр развития индустрии Халяль, в отличие от Комитета по стандартам «Халяль» ДУМ РБ получил аккредитацию у международного органа сертификации «Ассоциация Халяль Индустрия», расположенного в Казахстане. Последний, соответственно, имеет аккредитацию в системе JAKIM (малазийский стандарт требований производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции). По словам нашего собеседника, преимуществом Малайзии является то, что ее стандарты Халяль признаны и приняты во всем мире.

Если отнестись к развитию халяль-индустрии серьезно, то Башкирия имеет все возможности войти в тройку крупнейших российских производителей халяльной продукции. Учитывая, что спрос на подобную продукцию только растет, пора поддержать развитие этого сегмента рынка на уровне правительства республики.

"