За бортом. Почему в Башкирии самым популярным водным транспортом стали надувные лодки

За бортом. Почему в Башкирии самым популярным водным транспортом стали надувные лодки

10 сентября , 11:30ЭкономикаТатьяна МайороваPhoto: pixabay.com
Обмелевшие водоемы Башкирии располагают к развитию маломерных судов, однако этого не происходит.

Как следует из энциклопедии, когда-то эксплуатационная длина водных путей в Башкирии превышала 900 км. Однако в последние годы водные артерии региона стали стремительно мелеть. Над решением этой проблемы в целью восстановить пассажирское и грузовое судоходство стали задумываться власти. Но пока проблема не решена, наиболее глубокими водоемами Башкирии остаются водохранилища. Все другие, по большому счету, годятся только для прогулок на маломерных судах.

По данным госинспекции по маломерным судам МЧС по Башкирии, в республике зарегистрировано 18 тысяч такого рода судов. Наибольшее их количество (длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек) сосредоточено на Павловском водохранилище — 3,5 тысячи. В большинстве регионов страны положение ненамного лучше.

У нас причальные стенки хорошие для малых судов сделаны в трёх городах: Москва, Санкт-Петербург и Сочи. У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде. Водных магазинов нет вообще. Так построено законодательство, что их открыть невозможно. Нелегальные есть, легальных нет, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

При этом производство маломерного водного транспорта в нашей республике, к сожалению, не может похвастаться разнообразием. Интернет-каталоги на данную тему в разделе «Башкортостан», как правило, пусты. В лучшем случае можно найти производителей надувных лодок из ПВХ и иных полимерных материалов.

Раньше основным производителем данного вида продукции был Уфимский завод резинотехнических изделий, но несколько лет назад предприятие обанкротилось.

Одним из наиболее солидных производителей надувных лодок является компаний «Эврика», выпускающая маломерные суда с 2010 года. Компания выпускает современные маломерные суда с силовыми установками собственной разработки, оно старается завоевать торговые рынки Казахстана и Турции. Предприятие производит также комплектующие для морской спасательной техники, в том числе контейнеры для морских спасательных плотов сбрасываемого типа.

— Мы являемся единственными производителями гидрореактивных силовых установок для катеров из композитных материалов на территории РФ и ближнего зарубежья, — поведал директор компании Сергей Пестов. — Наша продукция защищена патентами на промышленный образец и изобретение, сертифицировано регистром морского судоходства РФ.

Уфимская фабрика надувных лодок «Гелиос» выпускает продукцию под марками «Helios» и «Пилигрим». По словам представителей компании, она нашла своего покупателя во всех уголках нашей страны, от Калининграда до Южно-Сахалинска, а также в странах соседях — Белоруссии и Казахстане.

Но если есть потребность познакомиться с производством маломерных судов, то лучше обратиться к опыту производителей из других регионов.

Рынок малых судов у нас бы просто-напросто возродился таким, каким он был в советское время, когда все, кто жил на реке, по сути, через одного имели маломерное судно, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

На сегодня, по данным участников отрасли, суммарный оборот рынка маломерных судов России составляет около 11 миллиардов рублей в год. За последние два года он практически не вырос в объёме. Пять его процентов приходится на стальные водоизмещающие яхты. Около трети — на яхты и катера на основе пластика. Схожие объёмы у алюминиевых катеров и лодок. Оставшаяся часть за прочими маломерными судами — в том числе из ПВХ и дерева. Доля заграничных яхт и катеров снижается с 2015 года и составляет менее половины рынка.

Самый популярный сегмент в России — скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. В основном их используют для непродолжительных прогулок по воде. Казанская компания «Вельвет марин» работает на этом рынке уже 13 лет. Три года назад основатели верфи продали её группе «Фонд прямых инвестиций». Сумма сделки не называлась. Но покупатель сразу начал готовить актив к дальнейшей продаже.

При продаже компании, мы надеемся, оборот составит в районе 1 млрд рублей в год. При этом и сбыт и производство будет под эту цифру подогнано. Мы поставили для себя достаточно серьёзный план. Мы хотим производить и продавать порядка 150 корпусов готовых лодок в год. Когда мы добьёмся этих двух показателей, тогда мы и выступим с таким предложением. Мы ориентируемся на год-полтора от текущей даты, рассказал управляющий партнёр группы компаний «Фонд прямых инвестиций» Руслан Халилов.

Сегодня все операции по отливке катера в компании «Вельвет марин» проводят вручную. На судно может уйти от нескольких дней до месяца, в зависимости от длины корпуса. В будущем людей на таких верфях, как «Вельвет марин», заменит принтер.

— Себестоимость упадёт, наверное, раза в два, потому что сократится фонд оплаты труда раза в два это точно. А сырьё и материалы, которые используются, это в первую очередь мы уйдём от перерасхода, что приведёт к ещё более экономичному производству, — уточнил Руслан Халилов.

При таком раскладе представители этого бизнеса были бы рады помощи государства, но пока до этого дело не дошло.

Финансово-кредитные ресурсы российских банков и компаний, если и используется, то в пределах арифметической погрешности. Предпринимателям вместе с банками и лизинговыми компаниями приходится на коленке придумывать всевозможные возможности, чтобы применить эти механизмы при покупке маломерных судов, констатирует вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Между тем, маломерные суда давно пора рассматривать как один из элементов для развития внутреннего туризма. И в Башкирии на это, к счастью, обратили внимание.

Проект речного маршрута, который свяжет все районы Уфы и Уфимский район, был рассмотрен год назад на городском совещании «Инвестчас» под председательством столичного мэра Ульфата Мустафина.

Компания «Позитив» планировала создать семь причальных зон для маломерных судов, где обустроят места ожидания, кафе, рестораны, комнаты «Мать и ребенок», медпункты, спасательные станции и несколько гостиничных номеров.

В труднодоступных местах для безопасного и беспрепятственного выхода людей в город планируют использовать фуникулеры. Судя по всему, коронавирус внес коррективы в эти планы, пока их пришлось отложить на неопределенное время. Но уфимцы и гости города надеются, что планам суждено сбыться.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter