Posted 10 июня 2021,, 09:56

Published 10 июня 2021,, 09:56

Modified 17 октября 2022,, 20:46

Updated 17 октября 2022,, 20:46

Маршрут построен: какой вклад вносит Башкирия в развитие рынка навигационных систем

10 июня 2021, 09:56
Рынок навигационного оборудования в Башкирии пока представлен лишь одним производителем и большим числом торговых и сервисных компаний.

Точных данных о размере российского навигационного рынка сегодня нет. Эксперты и участники отрасли оценивают его в 150 миллиардов рублей. Больше половины этой суммы приходится на системы мониторинга автотранспорта. Носимые навигаторы (например, туристические) занимают 20 процентов рынка. Такая же доля у систем навигации внутри помещений. Ещё два заметных сегмента: геодезия и картография, а также сельское хозяйство. Навигация используется в производственном секторе, быту, а также в обороне. И поскольку последняя часть касается вопросов национальной безопасности, немалая часть информации об этом секторе экономики засекречена.

Из Уфы в космос и обратно

В Башкирии на сегодняшний день действует всего одно предприятие, имеющее отношение к производству навигационного оборудования. Это Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО), которое в этом году отмечает свой 65-летний юбилей.

Сегодня уфимское предприятие входит в состав концерна КРЭТ, производящего бортовое радиоэлектронное оборудование для летательных аппаратов военного и гражданского назначения.

Непосредственно УППО, согласно информации из открытых источников, специализируется на серийном выпуске бортового оборудования, в том числе автопилотов, систем управления и прочих изделий для авиапрома. В Уфе производится около трети всех вычислительных машин систем управления для российской авиации. Также на УППО освоено производство нефтегазового оборудования: пневматических приводов со струйным двигателем.

В истории УППО есть место и космических успехам. В середине 1960-х годов в Уфе производили блоки управления для космических кораблей, орбитальной станции «Мир».

Об этих разработках представители УППО и Концерна КРЭТ, разумеется, говорят мало и только в рамках дозволенного. Гораздо охотнее они рассказывают о другом необычном космическом заказе, который довелось выполнить УППО. Данный космический заказ, который, возможно, не имеет прямого отношения к навигационным системам, но зато непосредственно связан с космосом. Так, в 1971 году специалисты УППО выпустили первую электробритву для космонавтов, которая была дополнительно снабжена микропылесосом, и, по отзывам космонавтов, прекрасно справлялась со своими обязанностями в условиях отсутствия гравитации.

— Еще неизвестно, что важнее для космоса — уфимская бритва или сложная навигация, — шутили по этому поводу космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин, первыми испробовавшие действие уфимской электробритвы «Агидель-К» в космосе и высоко оценившие ее способности.

ГЛОНАСС, как образ жизни

Остальные представители рынка навигационного оборудования в Башкирии являются коммерческими представителями тех или иных компаний и в основном ведут торговую деятельность.

Пальму первенства среди них занимают компании, занимающиеся установкой и обслуживанием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Кстати, первые такие системы появились в Башкирии больше десяти лет назад, в 2008 году. Их начали использовать тогда для контроля мобильных объектов в ряде подразделений Министерства внутренних дел по РБ. Соответствующим оборудованием (терминалами) были в 2008 году оснащены 80 автомобилей Полка патрульно-постовой службы при Управлении внутренних дел по городу Уфе. Специалисты отмечали, что система «ГЛОНАСС» способна интегрировать с действующей в Уфе системой «Безопасный город».

Уже тогда отмечалось, что внедрение продукции отечественного производителя, по словам Дмитрия Гладкова, важно для обеспечения обороноспособности страны. События последних лет, связанные с антироссийскими санкциями со стороны зарубежных государств доказали, насколько справедливо было данное суждение.

Со временем ГЛОНАСС появилось на автомобилях «скорой помощи», школьных автобусах и общественном транспорте, а также автомобилях грузоперевозчиков. Система позволяет контролировать их движение и режим работы.

В декабре 2011 года правительством Башкортостана была принята республиканская целевая программа «Внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Республики Башкортостан» на 2012–2015 годы, с инвестированием в эту сферу более 1,5 млрд рублей. В дальнейшем система ГЛОНАСС начала проникать в производственные и бытовые условия на территории Башкирии ударными темпами. Затем инвестиции на эти цели поступали регулярно.

В 2017 году было подписано соглашение между Башгосуниверситетом, АО «Транспортный навигационный центр» и группой компаний ZALA AERO в области использования беспилотных систем и навигационных технологий. В наши дни привычным явлением стали беспилотники, которые также являются актуальной частью современного рынка навигационной техники.

Кстати, на днях стало известно, что «Кумертауское авиационное производственное предприятие» начало работу по созданию беспилотной авиационной системы вертолетного типа. Бюджет проекта оценивается в 1,84 млрд рублей. Всю сумму предприятие планирует привлечь по программе «Приоритетные проекты» федерального Фонда развития промышленности. По словам премьер-министра Башкирии Андрея Назарова, на сегодняшний день в Башкирии есть все ресурсы, чтобы стать одним из регионов-лидеров в беспилотной авиации.

Навигация — дело общее

Большая часть российского коммерческого рынка навигации — за импортом. Правда, в некоторых сегментах позиции отечественных игроков довольно сильны. Например, в производстве оборудования для систем экстренного реагирования при авариях. Первую такую систему запустили в России в 2015 году. Сегодня она стоит на каждом новом автомобиле, выпущенном или ввезённом в нашу страну. Первой оборудование для «ЭРЫ-ГЛОНАСС» разработала пермская компания «Форт-Телеком». Их пример весьма показателен.

По словам представителей «Форт-Телеком», они не стали спешить «снимать сливки», а решили пойти другим путем и сконцентрироваться на развитии производства.

Сегодня «Форт-Телеком» больше 60% выручки зарабатывает на рынке навигации. 800 миллионов — на прямых поставках на конвейеры датчиков системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Остальное — на продаже оборудования для мониторинга коммерческого транспорта. Умный навигационный модуль не только найдёт ваш грузовик на просторах дорог. Он передаст основные параметры его работы, как давно за рулём водитель и были ли инциденты. Ещё 15 лет назад подобное было в диковинку. Сегодня в России почти не осталось ничем не оборудованных автопарков. А сам рынок буквально разделился между качеством и ценой.

По мнению экспертов, маржинальность производства навигационного оборудования составляет сегодня 10-12 процентов. Заработать больше можно с помощью программного обеспечения. Крупные игроки рынка уже предлагают пользователям не просто устройства, а услуги по их обслуживанию, аналитику данных и консалтинг. Наибольшее распространение этот подход получил на рынке навигации внутри помещений.

Где не берёт сигнал GPS, направление подскажут специальные датчики на стенах и под потолком. Подобные умные системы разрабатывает компания «Навиджин» из Сколково. Они уже помогают ориентироваться пассажирам на 40 российских вокзалах. И заменяют указатели в супер- и гипермаркетах.

Другая половина бизнеса «Навиджин» основана на работе маленького высокоточного датчика. Его можно носить вместе с картой пропуска или прикрепить к дорогостоящей технике или оборудованию. И затем отслеживать перемещения вещей на складе или людей по территории. Эту технологию в последнее время активно заказывают российские промышленные предприятия.

Сегодня спрос на российском навигационном рынке частично задаёт правительство, устанавливая нормы для крупных заказчиков: транспорта и промышленности. Беда в том, что и выполняют эти заказы нередко компании-производители электроники с госучастием. Дойти до сделки частному бизнесу пока трудно. Российская Торгово-промышленная палата предлагает ряд ключевых ориентиров.

Мы считаем и мы не получали обратной отрицательной реакции по этому поводу, что, конечно, малыши должны сотрудничать с большими. Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде, говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Для развития сегмента высокоточной навигации нужна широкая сеть из базовых станций. Как с сотовой связью — по одной в радиусе на каждые 50 километров. Сегодня в России около 2500 станций. А нужно только в экономически развитой части страны — в десять раз больше. Государству в одиночку такую сеть быстро не создать. Для привлечения частного капитала необходимо ослабить регулирование этой части рынка. Проект поправок в отраслевые законы в минувшем апреле обсуждали в Торгово-промышленной палате. Вместе с общими мерами поддержки электронной промышленности страны.

"