Posted 5 апреля 2019,, 14:09

Published 5 апреля 2019,, 14:09

Modified 17 октября 2022,, 20:07

Updated 17 октября 2022,, 20:07

Рынок бытовой техники в Башкирии «сломан» демпингом

5 апреля 2019, 14:09
Спрос не растет из-за конкуренции и снижения покупательской способности.

Оборот российского рынка бытовой техники в прошлом году составил 486 млрд рублей. Две трети этой суммы приходится на крупную бытовую технику: холодильники, стиральные машины, кухонные плиты. Из мелкой бытовой техники наибольшим спросом пользуются пылесосы. Ежегодно их продают на 40 млрд рублей, на прочие товары приходится 120 млрд рублей, сообщает программа РБК-ТВ «Бизнес-Вектор».

Чистый импорт в крупной бытовой технике не превышает 20%. Большинство иностранных компаний локализуют свои модели в России. Например, южнокорейская компания LG Electronics за 14 лет вложила в свою подмосковную площадку почти 500 млн долларов. Там работают линии по выпуску телевизоров, холодильников и стиральных машин, а также смежники, производящие детали. В этом году уровень локализации корейских холодильников достигнет 38%, а стиральных машин — 59%.

По мнению гендиректора калужской компании ООО «Эликор» (производит кухонные вытяжки) Дмитрия Левина, в стране недостаточно развиты кластеры поставщиков комплектующих, электроники, электромоторов, алюминиевых и угольных фильтров. Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отмечает, что, на сегодняшний день, это по большей части зарубежные компании, которые собирают технику на территории России.

— Мы сейчас практически от импорта не зависим с точки зрения ввоза, — отметил он.

По данным Росстата, россияне полностью обеспечены холодильниками и стиральными машинами, а также микроволновыми печами и заменившими их мультиварками. При этом, по статистике, пылесос есть пока не у каждой семьи. Кондиционеры установлены в четверти российских квартир и домов, а посудомойки присутствуют только в каждом десятом домохозяйстве.

В 2018 году в ПФО, в частности в Башкирии, наблюдался повышенный спрос на электронику и технику, который сопоставим с уровнем развития российского рынка в целом, сообщили «Медиакорсети» в пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо». Наиболее востребованными оказались цифровая техника, аксессуары, ноутбуки, игровые приставки и телевизоры. Продажи крупной и мелкой бытовой техники увеличились в среднем на 20%.

Сегмент встраиваемой техники для кухни в ПФО рос быстрее, чем на другие категории крупной бытовой техники. Спрос на встраиваемые варочные панели в денежном выражении увеличился на 45%, посудомоечные машины прибавили 40%, духовые шкафы – 20%. Средняя цена осталась практически на уровне 2017 года. Продажи телевизоров в регионе превысили показатели предыдущего года на 19%.

Руководитель уфимского интернет-магазина «ГазТехМаркет» Николай Митрофанов наоборот, отмечает, что спрос на бытовую технику не увеличился, поскольку растет конкуренция, причем не только с крупными дилерами, но и с индивидуальными предпринимателями.

— Игроков рынка становится все больше, поэтому спрос не может расти в таких условиях, всегда находишься только в своей нише, — говорит Николай Митрофанов.

Объем продаж сегодня совершенно непредсказуем и также зависит от конкуренции. Как отмечает Митрофанов, открыть магазин довольно легко — достаточно назваться ИП-шником, канал поставок найти тоже не проблема. Он указывает, что все продавцы бытовой техники занимаются демпингом.

— В Уфе и в Башкирии в целом рынок вообще сильно «сломан» по сравнению с другими регионами. Конкуренты не соблюдают цены, каждый пытается их перебить. ИП торгуют себе в убыток. Соответственно, долго они так не выдерживают и закрываются. Потом открываются новые, — рассказал он.

«ГазТехМаркет» сотрудничает только с отечественными производителями. Иностранные в сравнении с российскими проигрывают по качеству, а цены на их продукцию гораздо выше, подчеркивает Николай Митрофанов. Получается, покупатель платит за имя, а не за качество. Также в плане сервиса импортная техника обходится дороже.

Кроме того, на спрос сказывается снижение покупательской способности жителей республики.

— Люди выбирают — либо одеться, либо пойти купить технику. Когда нужно одновременно и то, и другое, приходится выбирать бюджетную технику, а не ту, которую бы хотелось, — отметил Митрофанов.

По данным Башстата, оборот розничной торговли в 2018 году в регионе составил почти 880 млрд рублей. Он вырос на 2,6% по сравнению с 2017 годом. По объему розничного товарооборота Башкирия занимает второе место в ПФО. Половина его приходится на непродовольственные товары.

По словам экспертов, на продолжение роста продаж в прошлом году повлиял ожидаемый в этом году рост цен, связанный с повышением ставки НДС. Также на увеличении товарооборота сказалась инфляция. За год цены на электротовары и другие бытовые приборы в среднем повысились на 8%. Стиральные машины и холодильники подорожали на 9 — 11,6%, швейные машины, пылесосы, печи микроволновые, миксеры, блендеры и утюги — на 3 -10,9%.

Что касается местного производства бытовой техники, насколько удалось выяснить, компаний-производителей в республике практически не осталось. Среди членов Торгово-промышленной палаты Башкирии числится только торговый дом «Авитрон», который производит электробритвы «Авитрон» и «Агидель».

Для повышения доверия к отечественной бытовой технике в стране создан действующий механизм, говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин:

— У нас создана такая организация, как «Роскачество». Она присваивает знак качества тем продуктам и вещам, которым они провели экспертизу, в том числе привлекают экспертов ТПП на местах. С тем, чтобы если уж этот знак присваивается, то он соответствовал действительно высочайшему качеству не только для российского рынка, но и для работы на зарубежных рынках.

"