Posted 31 мая 2015,, 12:03

Published 31 мая 2015,, 12:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

«Орлеанская дева» Башкирской оперы оказалась хороша без роскошных костюмов и декораций

31 мая 2015, 12:03
77-й сезон Башкирский театр оперы и балета отмечен мощным аккордом – «Орлеанской девой» Петра Чайковского. На постановку, приуроченную к 175-летнему юбилею композитора, Башкирская опера получила грант главы республики. Полноценная театральная премьера оперы с декорациями и костюмами запланирована на середину сентября. В преддверии столь грандиозного по масштабам театра события уфимцам была представлена концертная версия. Два вечера в зале Уфимского училища искусств доказали, что концертное исполнение «Орлеанской девы» не только имеет право на существование, но и может выглядеть достойной альтернативой костюмированному театрализованному действу.

Онегин, затмивший Жанну д`Арк

У «Орлеанской девы» Петра Чайковская не самая счастливая судьба. Рожденная в один год с еще одним творением композитора – оперой «Евгений Онегин», она имела куда меньший успех, чем знаменитый собрат, а на театральных подмостках гостила гораздо реже, чем заслуживает. В рядах критиков за оперой закрепилась слава произведения неровного и художественно противоречивого. Меж тем «Орлеанская дева» – поистине грандиозное по замыслу произведение, где многогранный талант Петра Ильича развернулся в полной мере. Сам композитор связывал с ней большие надежды.

В одном из интервью художественный руководитель Башкирской оперы, дирижер Валерий Платонов заметил, что причину редких появлений «Орлеанской девы» на сцене видит в том, что для нее сложно собрать полноценный состав исполнителей. Творческий коллектив, работавший над уфимской постановкой, с этой непростой задачей справился.

«Орлеанская дева» – плод совместных усилий Валерия Платонова, хормейстера из Большого театра Юлии Молчановой, приглашенных солистов – Надежды Бабинцевой из Екатеринбурга, Зарины Абаевой и Эдуарда Морозова из Перми, а также музыкантов и артистов Башкирской оперы. Вливание в коллектив театра свежей крови оказало на его самочувствие самое благотворное влияние. Надо отдать должное организаторскому чутью Валерия Игнатьевича: он сумел собрать под своим крылом на редкость жизнеспособную команду.

28 мая концертный зал Уфимского училища искусств был полон. В этот вечер звезды на небе и на сцене сошлись самым удачным для зрителя образом. На высоте оказались все: и гости, и хозяева сцены.

В день уфимской премьеры исполнительница партии Иоанны Надежда Бабинцева была неподражаема. Для блистательной оперной дивы «Орлеанская дева» – знакомый материал. Она уже исполняла партию пастушки из Домреми на сцене Пермского театра оперы и балета. Кстати, дирижером пермской постановки является все тот же Валерий Платонов.

Певице без видимых усилий удалось не только справиться со сложной партией, но раскрыть лиричность и драматизм своей героини. Концертное исполнение не стало тому помехой. Более того, часть зрителей сошлась во мнении, что в данном случае подобный формат выглядел самодостаточным и убедительным, в то время как яркие декорации и исторические костюмы резко обозначили бы условность и театральность происходящего. На первый план вышли бессмертная музыка и искренние эмоции солистов, а ненавязчивая видеоинсталляция удачно подчеркивала драматизм действа.

Небеса обетованные

Иоанна в исполнении Надежды Бабинцевой – не воинственная дева-валькирия, а хрупкая девушка, которой волею небес было суждено стать спасительницей родной страны. Великолепная драматическая актриса, Надежда Бабинцева наделила свою героиню богатой палитрой эмоций. Ей удалось создать трогательный и очень убедительный в его развитии образ, передать внутренний конфликт, который терзает душу Орлеанской девы. Напомним, согласно либретто, героиня разрывается между данным ей небесам обетом и любовью к мужчине. Любовный дуэт Иоанны и Лионеля, партию которого исполнил Эдуард Морозов, стал одним из самых ярких эпизодов вечера. Удивительно трогательно прозвучала из уст певицы и одна из последних фраз Иоанны – «Крестик дайте». Эти два слова в полной мере раскрыли беззащитность, смирение и чистоту героини Чайковского.

Приглашенная звезда легко раскрыла многогранность и сложность образа: в ее Иоанне видишь и посланницу неба, и трепетную земную женщину. Своим одухотворенным и высокопрофессиональным пением Надежда Бабинцева буквально воодушевляла партнеров, как ранее ее героиня вдохновляла земляков на воинские подвиги. В этот вечер в полной мере раскрылись музыкальные дарования уфимских солистов: особенно хороши были нежный дуэт Карла VII и Агнесы Сорель в исполнении Артема Голубева и Резиды Аминовой, мужественный Дюнуа Владимира Копытова и септет на площади у Реймсского собора. Исполнительница партии Ангела сопрано Эльвира Алькина очень точно балансировала на тонкой интонационной грани: ее ангел – это и беспристрастная вестница неба, и внутренний голос самой Иоанны.

Коллектив хора Башкирской оперы оказался на высоте во всех смыслах этого слова. Заметим, в «Орлеанской деве» хору отведена одна из центральных ролей. Возвышаясь над залом и солистами и в то же время не доминируя, уфимские певцы достойно справились и с фольклорными напевами первого действия, и с ролью вестников небес, и со сложной по драматическому накалу финальной сценой. Особо хочется отметить слаженность сложной для исполнения сцены у Реймсского собора.

На высоте оказался и симфонический оркестр театра. Пожалуй, один из плюсов концертной версии в том, что в кои-то веки музыканты, эти бойцы невидимого фронта, во главе с маэстро Платоновым поднялись из оркестровой ямы и вознеслись над залом, а зритель смог в полной мере оценить тот титанический вклад, который вносят в создание спектакля дирижер и оркестранты.

Уже сегодня, слушая «Орлеанскую деву» в концертном исполнении, можно оценить колоссальный объем работы, проделанной коллективом театра и приглашенными мастерами. Похоже, в сентябре меломанов ждет действительно яркая и замечательная премьера. Сложная для постановки опера в уфимской интерпретации звучит мощно и гармонично. Так что появление в репертуаре Башкирской оперы столь масштабного произведения – серьезная заявка на будущее.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"