Posted 31 мая 2015,, 12:00

Published 31 мая 2015,, 12:00

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Фотохудожник Николай Посников: «Мечтаю вернуть молодость Марине Влади»

31 мая 2015, 12:00
Известный фотохудожник Николай Посников представил в уфимском Доме профсоюзов выставку своих работ «Знакомые лица». Главное увлечение знаменитого уфимца – фотографирование звезд кино, театра, эстрады и телевидения. Его архива вполне хватило бы, чтобы проиллюстрировать энциклопедию советского киноискусства. Джина Лоллобриджида, Барбара Брыльска, Софи Лорен, Радж Капур, Джанни Родари, Алла Пугачева, Людмила Гурченко, Марина Неелова, Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов – имена всех звезд, попавших под прицел фотографа из Уфы, не перечислишь. Начинал юный охотник за звездами с простенького фотоаппарата «Любитель», со временем перешел на «Зенит», а сегодня снимает на цифру.

«В столице нас называли кинопсихами»

– Думаю, ни один человек не останется равнодушным, увидев эти фотографии, - отметил организатор выставки - председатель рескома профсоюза работников культуры РБ Александр Кузьменко. – Николай Юрьевич обладает удивительным даром поймать момент и остановить время. Мы знакомы больше десяти лет, и профсоюз работников культуры не в первый раз проводит выставку Николая Посникова. Он из золотого поколения, по-настоящему интеллигентен, а это на сегодняшний день очень большая редкость.

На экспозиции автор представил около восьмидесяти работ.

– Это малая доля того, что есть у меня в архиве, - говорит он. – Но невозможно объять необъятное. Почти каждый год коллекция пополняется, сейчас в ней более тысячи известных фамилий. Довольно интересные люди живут со мной под одной крышей.

Первую «звездную» фотографию Николай Юрьевич сделал более полувека назад – в 1959 году. Тогда в объектив начинающего фотолюбителя попал Борис Чирков, приехавший в Уфу на гастроли вместе с театром имени Пушкина.

– Потом я с этим снимком подошел к нему, попросил автограф, и он написал: «Коле, знаменитому фотографу», - вспоминает Николай Посников. – С этого и пошло увлечение. Хотя, может быть, все началось еще раньше. Раньше в магазинах продавали открытки с фотографиями актеров, мне в детстве они очень нравились.

Почти каждый свой отпуск Николай Посников проводил в Москве. Приезжая в столицу, он всегда старался оказаться в центре культурных событий, чтобы сделать тот самый снимок.

– Про нас говорили: кинопсихи ходят, в гостиницах вылавливают звезд, - смеется он.

Фотографии Николая Посникова есть в архивах многих российских знаменитостей. Своим кумирам художник высылал снимки по почте или старался передать лично, как он сам говорит, «при оказии». В столице уфимец всегда носил с собой папку с отпечатанными фотографиями, чтобы взять автограф. Как правило, знаменитости с удовольствием расписывались на своих фото и благодарили фотографа за удачный снимок. Так что сегодня в коллекции Николая Юрьевича не одна сотня фотографий с автографами звезд, от ироничной подписи Евгения Вестника «Я был о себе лучшего мнения» до восторженного росчерка Дмитрия Дюжева «Николай, вы Боттичелли».

– У меня, наверно, внутри сидит цензор, - улыбается Николай Юрьевич. – Я абы какие фотографии не показываю, вот если фото что-то из себя представляет, то я обнахаливаюсь и преподношу его. Многих артистов я встречаю спустя 10-20 лет, и старая фотография, которая, может, в то время и не понравилась бы, вызывает восхищение: «Ой, какие мы молодые!».

Попала в объектив фотографа и молодая Майя Плисецкая. Снимок сделан возле Большого театра. Спустя несколько лет жизнь снова свела Николая Посникова и великую балерину.

– Я подношу ей снимок для автографа, она взглянула и говорит спутнику: «Вот как надо снимать», - с гордостью вспоминает Николай Юрьевич.

Но один случай по-настоящему обескуражил фотографа. На Московский кинофестиваль приехала английская балерина и актриса Лесли Карон, известная по таким шедеврам, как «Американец в Париже» и «Длинноногий дядюшка». Позже она сыграла с Рудольфом Нуреевым в фильме «Валентино». Николаю Посникову удалось сфотографировать иностранную звезду в компании Иннокентия Смоктуновского.

– Неплохая фотография получилась, – рассказывает Николай Юрьевич. – Через пару лет подхожу со снимком к Смоктуновскому за автографом. Он взял фотографию, взглянул на нее, разорвал и пошел дальше. Мне это было настолько удивительно! Вроде не безобразно снято. Может быть, из-за того, что на ней он вместе с англичанкой?

Два букета Владимира Высоцкого

Предметом особой гордости Николая Посникова стала серия фотографий Владимира Высоцкого. На одной из них певец и актер запечатлен с букетом цветов, а на другой в руках у Владимира Семеновича уже два букета.

– Я не был его поклонником, хотя какие-то интересные песни у него были, – признается фотолюбитель. – Но тут его поклонница, с которой я много лет общаюсь, подошла ко мне с просьбой: «Коля, сними Высоцкого». Она откуда-то узнала, где он появится, и с букетом цветов ждала, пока он подъедет. Высоцкий вышел из машины с букетом, нес он его, по-видимому, Марине Влади. А моя знакомая преподнесла ему еще один, что-то теплое ему сказала, и он ушел. Я снимал их длиннофокусным объективом, четыре кадра сделал. На этом знакомство с Высоцким закончилось, но снимок остался, и теперь я вроде как нос поднимаю.

Позже те самые снимки Николай Посников обнаружил на обложке дисков с песнями великого барда.

– Одна так переснята, как будто и не мой снимок, а другая неплохо сделана. Но нигде не указано, что это моя работа. Я всегда говорю, что если б по десять копеек получал за снимок, я бы, наверно, миллионером был, - смеется он.

Есть в архиве уфимского охотника за звездами и серия фотографий Марины Влади.

– Я все время думаю, как бы с ней повидаться и подарить ей снимки, - мечтает фотограф. – Она, наверное, была бы довольна, увидев на них себя совсем молодой.

Есть в архиве уфимца и другие уникальные кадры. Как-то молодой Посников с приятелем решили навестить Фаину Раневскую. Легендарная актриса, которая не любила журналистов и сторонилась поклонников, согласилась принять молодых людей.

– Мы созвонились с Фаиной Георгиевной и нагрянули на свидание к ней, - рассказывает Николай Юрьевич. – Проговорили с ней два часа, хотя до этого она сказала, что может уделить нам несколько минут, пока Мальчик, так звали ее собачку, гуляет на улице. Потом домработница запустила Мальчика в квартиру, а мы сидели и слушали, затаив дыхание. Она рассказывала, как однажды она лежала на диване, читала книгу. А над ней висел какой-то большой гипсовый барельеф – мадонна с младенцем. Вдруг внутренний голос сказал: «Надо встать». Как только Фаина Георгиевна поднялась с дивана, гипсовая мадонна рухнула. «От меня бы мокрое место осталось. Я думаю, что это? Какое-то предчувствие, что ли», - спрашивала она у нас.

Разумеется, поклонники талантливой актрисы не могли не воспользоваться моментом и попросили у Фаины Георгиевны разрешения сфотографироваться вместе с ней.

– Мой друг Костя получился более-менее нормально, а сам он волновался так, что на нашей с Фаиной Георгиевной общей фотографии никакой резкости нет. Так что фото существует, но там узнать меня трудно, - улыбается фотограф.

Так что на выставку попал снимок, где рядом с Раневской сидит приятель фотолюбителя, сам же Николай Юрьевич остался за кадром.

Несмотря на то, что большинство биографов отзываются о Фаине Раневской как о даме эксцентричной и своеобразной, Николаю Посникову она запомнилась иной.

– Это женщина удивительная и занятная. Никаких нецензурных слов я в тот вечер не услышал, - говорит он.

Алла на шее

Почетное место на выставке автор отвел главной героине своего фоторомана – красавице Алле Ларионовой. Когда-то молодой Посников увидел актрису в фильме «Двенадцатая ночь» и заболел красавицей с экрана. Затем было знакомство с картинами «Анна на шее», «Садко». Знаменитую актрису и уфимского фотографа связывала трогательная дружба: он писал ей письма, а приезжая в Москву, всегда приходил в гости с букетом цветов и сувенирами. Она всегда гостеприимно встречала уфимца и даже прилетала в Уфу поздравить Николая Юрьевича со сцены в день его 50-летия, подарив дорогие часы.

Фотография Аллы Дмитриевны, снятая в уфимской гостинице, стала первой работой фотохудожника, растиражированной во всесоюзном масштабе,

– Я послал ее когда-то в журнал «Советское фото» для рецензии, чтобы услышать мнение профессионалов, - рассказывает Николай Посников. – Они прислали ответ: «Фотографии не возвращаем и не рецензируем». А позже я увидел в витрине огромного книжного магазина на проспекте Калинина книгу «Мастерство фотолюбителя», открытую на странице с тем самым снимком. Там была указана моя фамилия. Недавно в журнале «Биографии» вышло три или четыре материала с моими фотографиями Надежды Румянцевой, Натальи Кустинской, Людмилы Хитяевой. Это было очень неожиданно.

А вот фотографий мужа Аллы Дмитриевны – Николая Рыбникова - на экспозиции нет.

– Я его фотографировал, но у нас не сложились теплые отношения, - поясняет Николай Посников. – У них семья была немножко своеобразная. Это все-таки были разные люди, так думал не только я. Когда они приезжали с труппой в Уфу, в разных номерах жили. Как-то раз, когда она возвращалась в Москву с гастролей, я ее провожал в аэропорт. В то время в продаже появились большие ящики вареных замороженных крабов. Она закупила две упаковки - себе и Георгию Юматову с Музой Крепкогорской. Я спросил: «Вас, наверно, Николай Николаевич встречает с багажом?». А она ответила: «Ой, что ты, мы давно в эти игры не играем, чтоб встречать-провожать».

Запомнился Николаю Посникову и юбилей любимой актрисы. Он приехал в Москву с подарками день в день, чтоб лично поздравить Аллу Дмитриевну. Долго звонил в дверь.

– Стояла гробовая тишина, - рассказывает он. – Наконец открывает Николай Николаевич. Я говорю: «А где именинница?». А она в Надыме на гастролях. Я попросил передать подарки из Уфы. «А, это вы все время фотографии присылаете? Не хотите выпить?» – предложил он. Принес стопочку, бутербродик с икрой, выпили, не проходя в квартиру, поздравились.

Что касается башкирских звезд, то их в коллекции Николая Юрьевича практически нет.

– Я, как москвичи, которые не знают, где находится Третьяковская галерея, и думают: «Время будет, еще сходим», - шутит он. – Мне интересно то, что недоступно, что не каждому дано увидеть. Поэтому за уфимскими звездами не охочусь. Правда, есть у меня свои кумиры среди звезд татарской эстрады. Вот приезжала недавно Хамдуна Тимергалиева. Говорят, она в первый же день в Уфе спросила, где я и почему к ней не подхожу. Мы с ней очень любим друг друга.

«Мой стиль – ни одного резкого снимка!»

Отличительная черта фотографий Николая Посникова – это мягкий свет и одухотворенные лица его персонажей. При этом сам мэтр профессионалом фотодела себя не считает, ведь он работает для души, а не за деньги.

– Я всегда смеюсь: Посников отличается тем, что не имеет практически ни одного резкого снимка. Это фирменный стиль. Этим и интересен, - уверен он. – Щелкаю обыкновенными мыльницами, а потом выбираю что-то интересное. Сейчас сканирую старые пленки, но они получаются очень зернистыми. Те фотографии, которые когда-то печатал сам, гладенькие, хорошие, не то, что теперешние.

Мода на селфи на фоне звезд фотохудожнику непонятна.

– Очень не люблю назойливых людей и сам стараюсь не приставать, - говорит он. – Я старался найти актеров, если у меня была готовая фотография на руках, а не просто идти за автографом. Другое дело, конечно, иностранные звезды, которые сегодня есть, а завтра нет, и я не успею сделать им снимок в подарок. Поэтому их просил, чтоб расписывались хотя бы на бумажечках.

Зарубежные звезды и не подозревают о том, что где-то в Уфе хранятся фотографии тех лет, когда они были молоды. Одна из немногих актрис, которым Николаю Юрьевичу удалось передать фотографию, стала Джина Лоллобриджида. В тот день с уфимцем случился конфуз: он не заметил, что чернильная ручка, которую он протянул прекрасной итальянке, протекла. Джина с удивлением посмотрела на свои испачканные пальцы, а сконфуженный уфимец скрылся, оставив ей на память два снимка.

Как признается сам фотограф, в жизни ему очень повезло. Он пожил в те времена, когда звезд такой величины можно было запросто поймать на улице.

– Это сейчас все с охраной, с пистолетами, - говорит Николай Юрьевич. – Меня убивает, когда идешь на какой-то концерт или спектакль и слышишь: «Съемка запрещена». Мне уже не интересно само действие, если не могу сфотографировать. Хотя я во всеоружии: фотоаппарат всегда с собой.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"