Posted 30 октября 2012,, 19:00

Published 30 октября 2012,, 19:00

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Анатолий Белый: «Если б актеры вживались в роль, то сошли бы с ума»

30 октября 2012, 19:00
Востребованный и популярный театральный актер Анатолий Белый отметился в последнее время рядом ярких работ в кино. Долгожданный релиз фильма-катастрофы «Метро» перенесен на зиму. А первого ноября в прокат выходит психологический триллер «Стальная бабочка», где Анатолий сыграл прожженного и циничного полицейского, использующего юную беспризорницу в качестве живой приманки для маньяка. Одинокая и никем не любимая Чума в исполнении «папиной дочки» Дарьи Мельниковой начинает испытывать сильные чувства к человеку, с которым их связывает общая цель – поймать серийного убийцу. В какой-то момент и суровый опер привязывается к девушке и понимает, что ее судьба ему небезразлична.

«Папина дочка» - свой человек»

— Анатолий, как проходила работа над фильмом, тяжело было вжиться в роль одинокого волка?

— Я не считаю, что в роль нужно вживаться. Да, конечно, то, что мы делаем, можно назвать этим словом, но все равно играем. Если бы мы вживались в роль, то сошли бы все с ума. Как проникнуть в психологию персонажа, понять, что им движет? Конечно, эмоционально ты пытаешься все это прожить, но, в первую очередь, проиграть. Что касается роли Ханина, с каждым съемочным днем мне все больше открывался мой персонаж, и это было очень интересно.

— Ваш герой очень неоднозначен: с одной стороны, он резкий, замкнутый человек, с другой — чуткий и добрый…

— Всеми силами мы пытались избежать односторонних оценок. Была попытка снять правдоподобный фильм о человеке, на которого профессия, безусловно, наложила отпечаток. Нельзя сказать, какой он. Он справедливый, жесткий, но живой. Он всякий: где-то может и схитрить, где-то может и надавить, не всегда действует законным путем. Сделать характер очень живым — такой была наша главная задача с режиссером Ренатом Давлетьяровым. Поэтому, мы наделили героя как отрицательными, так и положительными качествами. Собственно, этим мне и понравился Ханин, когда я читал сценарий.

- К чему готовиться зрителю: психологическому триллеру или к истории о

любви?

- И к тому, и к другому. «Стальная бабочка» - это история человеческих взаимоотношений, встреча двух сильных характеров. Чума тоже непростая девочка, и мне было интересно наблюдать эти искры, которые возникали между нашими персонажами. В процессе съемок мы их линию отношений немного изменили. В сценарии она была прописана иначе. Наша история не заколачивает гвозди в крышку гроба, а дает надежду. Хочется верить, что у этой девочки будет все хорошо, и у моего героя тоже. Для него встреча с Чумой — всплеск в сознании, уже достаточно устоявшемся. Может, он станет чуть-чуть мягче, что-то шевельнется в его душе.

- Как складывались отношения с партнершей Дашей Мельниковой?

- Даша абсолютно свой человек. Сначала, когда я услышал, что на эту роль утвердили актрису Мельникову, я, честно говоря, отнесся к этому с недоверием. Как девочка из ситкома может сыграть серьезную драматическую роль? Но после того, как мы начали вместе играть, я был поражен, какая она молодец, какой у нее серьезный подход к профессии, как ее не испортил ситком. Даша учится в Щепкинском училище, поэтому точки соприкосновения у нас нашлись очень быстро. Мы сразу поняли, что говорим на одном языке, и в дальнейшее наше сосуществование на площадке было очень дружественным.

«Не бывает плохих сериалов - бывают плохие сценарии»

— Вы получили техническое образование и не собирались связывать свою жизнь с актерством. Как получилось, что приняли решение поступить в Щепкинское училище?

— Это был знаковый и четкий момент. Фактически у меня полтора высших образования. Я окончил три курса авиационного института в Самаре. На третьем курсе, сидя над очередной курсовой в компьютерном зале, написал программу, но она у меня почему-то никак не запускалась. Выключил компьютер, не сохраняя ничего, и ушел на набережную. И вот тогда у меня в сознании произошел щелчок, и я сказал себе: «Ты занимаешься не тем». Я четко помню тот момент, когда у меня в голове сформировалась эта мысль. И после этого я пошел в народный театр в Самаре, руководила которым Ольга Суздальцева. Она посмотрела на меня и сказала: «Давай сделаем программу, и весной ты поедешь поступать в Москву».

— Вы закончили институт в 1995 году - кризисный год для кинематографа. Было желание все бросить и освоить другую профессию?

— Да, было сложно, но, несмотря на депрессию, мысль бросить актерство никогда не возникала. Странно, но внутри меня всегда сидела уверенность, что так или иначе все сложится хорошо.

— Зачастую актеров делят на театральных и кинематографических. К какому типу относите себя?

— Такое деление есть, но мне оно кажется неправильным. Мы знаем множество советских артистов, которые были одинаково успешны и в театре, и в кинематографе. Мое же становление как актера началось на театральных подмостках. Там я освоился быстрее и до сих пор чувствую себя более уверенно. Хотя в данный период жизни мне все-таки интереснее сниматься. Я ощущаю, как внутри растет сила, которой раньше не было.

- Вам свойственна рефлексия?

- Мне всегда казалось, что я делаю что-то не так: не умею, к примеру, держать крупные планы. Ведь нас этому не учили, я не знал, как работать перед камерой, но с опытом приходила уверенность, а вместе с ней и свобода. А свобода в мастерстве рождает интерес к делу. Сейчас мне очень интересно попробовать себя в серьезном кино.

— Вам довелось поработать со многими режиссерами, например с Олегом Меньшиковым, Кириллом Серебренниковым... Кто из них произвел большое впечатление?

— Когда жизнь сталкивает меня с тем или иным человеком, я стараюсь понять, чему я могу у него научиться. Каждая встреча с разными режиссерами привносила что-то свое. Среди них нет кого-то хуже или лучше. Мне действительно посчастливилось, что я работал с такими мастерами.

— Широкому зрителю вы стали известны благодаря сериалам. Не считаете это зазорным?

— Нет. Это действительно так, скрывать тут нечего. Зачастую приходят ужасные сценарии, кошмарные, за которые надо отрывать руки авторам, но сериал сериалу рознь. Я сейчас снимаюсь в 12-серийной картине на Первом канале, она называется «Городские шпионы». С серьезнейшим подходом фильм, с отличным составом, прекрасным режиссером, хорошей подготовкой. Понимаете, не бывает плохих сериалов, бывают плохие сценарии. Сейчас, к счастью, у меня есть возможность отказываться от ролей, раньше приходилось сниматься в проектах неинтересных для меня. Но и это было полезным опытом, потому что я смог освоиться, понять механизм кинематографа.

— У вас двое маленьких детей. Хотите, чтобы они пошли по вашему пути и стали актерами?

— У меня нет такой цели, но я точно вижу, что математиками они не станут. Однако с творчеством будут связаны, это однозначно.

Вика ЗВЕРЕВА.

"