Posted 30 сентября 2014,, 12:06

Published 30 сентября 2014,, 12:06

Modified 10 ноября 2022,, 18:45

Updated 10 ноября 2022,, 18:45

Ради халявной «Сказки на ночь» в Театральную ночь уфимцы брали храмы искусств штурмом

30 сентября 2014, 12:06
В минувшую пятницу на Уфу вновь спустилась «Театральная ночь». В этом году акция прошла под девизом «Сказка на ночь». Театральное меню этого года оказалось если не изысканным, то разнообразным. Накануне ночи многие уфимцы ворчали, что из-за накладок со временем не смогут посетить все сцены и площадки города, задействованные в акции, и даже предлагали растянуть событие на несколько дней, чтобы вдоволь насладиться праздником, по аналогии с прошедшей по весне «Ночью музеев». «Как же много у нас театров, даже не знаешь, куда отправиться!», - слышалось вокруг. Однако роковая ночь все расставила по местам.

Башкирские песни в базарный день

Начнем с того, что, выбирая дату для акции, минкульт промахнулся. В русской драме ночь совпала с открытием сезона, и основные силы труппы были брошены на премьеру «Отцов и детей» по Тургеневу.

Временно бездомные оркестранты оперного запланировали на эту дату «Pink Floyd-сюиту» и «Симфонические метаморфозы» на темы из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Ребята сделали ставку на продвинутую публику, однако пришедшиеся на это же время ночные бдения смазали значимость события. А в уфимском кукольном в этот день и вовсе стартовал фестиваль театров Поволжья «Ниточка», так что нашим кукловодам впору было хвататься за голову: то ли гостей встречать да привечать, то ли местную публику ублажать.

Отметим, что предыдущая «Театральная ночь» прошла не в пример ярче и разнообразнее. Наверное, потому, что за ее организацию взялось частное агентство по организации праздников, которому достался грант президента республики. И промоутеры не поскупились оплатить работу аниматоров разных жанров. Потому у каждого театра уфимцев ждали яркие шоу-программы с приглашенными артистами. На этот раз в минкульте решили особо не утруждаться и сэкономили на уличной программе – каждый театр зазывал публику собственными силами. Потому получилось то, что получилось.

DCIM108GOPRO

К «Театральной ночи», как обычно, подвязались торговцы под красивой вывеской «Город мастеров». Свои товары они уже с полудня разложили в прогулочной зоне перед мединститутом, превратив отреставрированный сквер в импровизированный базар. Но по крайней мере здесь можно было скоротать время, ведь театры не спешили начинать свои программы, вопреки даже назначенному времени.

В оперном о начале мероприятия, очевидно, должны были оповещать три пары, облаченные в наряды XIX века. Артисты скромно прохаживались по театральной аллее, вызывая изумленные взгляды прохожих, но в театр зазывать и не думали.

IMG_0845.jpg

Поскольку в театре завершается масштабная реконструкция, публику разместили в малом зале: здесь зрители и скучали в тишине до начала программы. Многие из уфимцев, детально не ознакомившиеся с программой ночи, пробовали ломиться в закрытые центральные двери и разочарованно разворачивались – здесь даже не удосужились разместить ни табличек, ни указателей, где, собственно, состоится обещанное представление.

Благо, что в пешей доступности на выбор еще два театра – Башдрама и Молодежный, куда и направлялись зрители, так и не обнаружившие признаков жизни в Башкирской опере.

IMG_0887.jpg

В Молодежном особо изощряться не стали и выпустили к публике, столпившейся перед входом, своего актера Венера Камалова, который любителям башкирской эстрады известен как популярный певец. Национальный менестрель отлично разогревал публику. По крайней мере ту, что с удовольствием ходит на сборные концерты местных ппевцов. Артист исполнил одну песню, потом еще и еще… «Театральная ночь» в Молодежке грозила уже перерасти в сольный концерт звезды, но совести у артиста хватило освободить импровизированную сцену для своих коллег. Исполнители в ярких, а порой и в провокационных костюмах представили музыкальные композиции из детских спектаклей.

IMG_0902.jpg

К этому времени к театру подтянулись любители театрального искусства, разновозрастные школьники, пригнанные деятельными училками, и местные юродивые, привлекаемые столпотворением и громкой музыкой. К нашему стыду, за одного из городских сумасшедших мы ошибочно приняли известного режиссера Салавата Вахитова – того самого, мечтающего пригласить в свою картину Роберта Де Ниро. Постановщик прикрывал всклокоченную шевелюру экстравагантной ковбойской шляпой и беспрестанно улыбался чему-то своему. Наверное, шоу Молодежки так вдохновило Вахитова, что в голове мастера родилась идея нового масштабного кинопроекта…

IMG_0894.jpg

Ночное рандеву на бульваре Славы

В этот день неожиданно выяснилось, что храмов культуры в Уфе не так уж и много, и они, мягко говоря, не резиновые. Дорвавшаяся до халявного зрелища публика начала штурмовать стены вертепов задолго до старта акции.

В кукольном театре особо шустрые мамаши с детьми умудрились пробиться на закрытый фестивальный показ главной премьеры сезона – «Урал-батыра». Так что в числе зрителей рядом с маститыми критиками оказались простые смертные. Бабушка трехлетнего Арслана, сидевшего перед носом жюри, очень удивилась, узнав, что в программу «Театральной ночи» спектакль не входит. Сам юный зритель во время просмотра громко комментировал происходившее на сцене, а после авторитетно заявил, что «Урал-батыр» ему очень понравился. В это время менее шустрая публика ожидала в фойе часа пик.

Но вот добрые билетерши милостиво распахнули двери. Тут-то и выяснилось, что в Уфе подрастает целая армия театралов. Большинство горожан, решивших в эту ночь приобщить своих чад к культуре, остановили выбор на театре кукол. И дело даже не в горячо любимом уфимцами «Волшебнике Изумрудного города», которого в эту ночь можно было посмотреть бесплатно. По сути, кукольники оказались чуть ли не единственным театром, подготовившим семейную программу. Это была действительно «Сказка на ночь».

Для затравки юному зрителю показали мастер-класс по кукловождению. Главный художник Андрей Волков и актеры Надежда Беззубова и Александр Верхоземский провели для ребят экскурс в историю кукольного вертепа и показали, как создается кукла и на что она способна в умелых руках. Любопытные детишки сновали по фойе, тянули ручонки к игрушкам и напирали на актеров. «Куклу не надо трогать, куклу надо смотреть», - приходилось напоминать мэтрам.

DSC_0307.jpg

В какой-то момент организаторам понадобился папа из зала. Бородатый доброволец Ильдар на глазах зрителей превратился в не менее бородатую даму с кукольным телом. Новоявленный гермафродит принялся отплясывать под задорную музыку на потеху зрителям. Позже выяснилось, что для мужчины это далеко не первый опыт кукловождения, как всякий настоящий папа он часто устраивает представления для своего сынишки.

А меж тем люди все прибывали.

– Как вы думаете, хватит ли на всех мест в зале? – поинтересовались мы у директора Ильмара Альмухаметова.

– Нет, - театральным шепотом ответил он, в изумлении рассматривая толпу.

Зал и впрямь был переполнен, дети стояли в проходах, сидели на шеях папаш, висели на подмостках и даже атаковали сцену. При этом многие уфимцы покидали театр, не дождавшись представления, со словами: «А ну эту халяву, лучше билет купим!». Родители детей постарше, пристроив в зале наследников, даже не рискнули остаться, чтобы не создавать еще большей толчеи, и весь спектакль просидели в фойе. И таких альтруистов оказался не один десяток. Люди смотрели спектакль из коридора, буквально одним глазком.

Плюс к этому «Волшебник Изумрудного города» представлял Уфу на фестивале «Ниточка». То есть кроме горожан в зале оказались жюри, критики и многочисленные гости из поволжских театров. Пожалуй, такого аншлага уфимский кукольный не видел ни разу.

Вечное возвращение

Крестный ход по храмам искусства продолжился в русской драме. Здесь из-за премьеры тургеневской пьесы открытие акции перенесли аж на десять часов вечера. Еще издалека бросалась в глаза окружившая плотным кольцом театр толпа. Пока на сцене давали Тургенева, в здание никого не пускали. Игра в классику затянулась, а обстановка на улице накалялась. Задние напирали на передних, полагая, что причина заминки в медлительности соплеменников.

Терпения хватило не у всех. Кто-то уходил от закрытых дверей со словами: «Уж лучше за деньги, чем так». Оставшиеся тихо радовались: «Нам больше места будет».

Но вот толпа хлынула внутрь, сметая на своем пути зазевавшихся. Сообразительные уфимцы быстро смекнули, что мест на всех в зале не хватит, так что обещанная интерактивная программа в фойе проиграла битве за кресло в партере. Люди бросились занимать места, но не тут было. Все было надежно оккупировано пришедшими на премьеру. Любителям театральной халявы пришлось стоять в проходах, тесно прижавшись друг к другу.

IMG_0982.jpg

В качестве «Сказки на ночь» уфимцам обещали показать капустник по мотивам «Снежной королевы». На проверку от истории Андерсена осталось лишь разбитое волшебное зеркало. Пресловутую Ночь в исполнении Александра Федеряева ребята решили сделать отрицательным персонажем, а в конце и вовсе окатить водой.

– Вот так поставят «Театральную ночь» в день открытия, а ты потом мучайся, - прозвучало в какой-то момент со сцены.

По задумке авторов, актеры и зрители должны были спасти от лап Ночи репертуар театра. В целом действо больше всего напоминало развернутую саморекламу: зрителям ненавязчиво рассказали обо всех постановках. При этом многие фишки, например, о молодоженах, были рассчитаны на околотеатральную тусовку. В целом местами было зрелищно, местами смешно, а местами банально. Не впечатлило и предложение руки и сердца, сделанное со сцены.

- Мне понравились куплеты в исполнении Тимура Гарипова, - поделилась впечатлениями заядлая театралка Алия. – Человек вышел, спел по делу и ушел. Просто, лаконично, со вкусом. Наверняка он сам все это сочинил. А как он продернул этот депрессивный спектакль: «Сколько нужно нам свиней, что познать «Любовь людей»! И про Арбенину в «Маскараде» очень удачно: «Нина, зачем мороженое съела?».

Что ж, актеры веселили публику как могли: лучшие номера из спектаклей, песни и пляски. Актуальные шутки про эстафету и песенка «Соко бачи» были приняты «на ура!». Но все-таки это больше всего было похоже на междусобойчик. Не стоило забывать, что главный в театре все-таки рядовой зритель.

Впрочем, публике, похоже, было не важно, что смотреть, главное - что бесплатно. После концерта многие дамы устраивали селфи в зале, фойе и даже гардеробной. Ведь если спектакль не произвел нужного впечатления, должно же от столь долгожданного события хоть что-то остаться на память.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ,

Азат ВАХИТОВ.

ч

"