Posted 30 августа 2015,, 17:30

Published 30 августа 2015,, 17:30

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Рамиль Бадамшин: «Каждый монах должен построить храм, а артист – сцену»

30 августа 2015, 17:30
Рамиль Бадамшин – один из самых светлых артистов уфимской сцены. Много лет назад улыбчивый и открытый парень взял в руки гитару и с тех пор с ней не расстается. За это время сочинены десятки песен, записан не один альбом и покорены сердца сотен тысяч зрителей по всей России. «Для тебя», «Не сломать», «Я хочу видеть брата», «Кареокая», «Красавица-татарочка» вызывают неизменный отклик в душах любителей авторской песни, хотя сам музыкант не любит, когда его называют бардом, считая, что не стоит загонять творчество в рамки одного жанра.

«В детстве с удовольствием пел песни Пугачевой»

За плечами Бадамшина ряд весомых наград за участие в таких фестивалях бардов, как знаменитые Грушинка и Ильменка, а сегодня музыкант сам организует и проводит конкурсы и фестивали. Не так давно музыкант отпраздновал 35-летие. День рождения Рамиль Бадамшин отметил концертом в черниковском скверике за кинотеатром «Победа» на сцене, которую создал своими руками. Именно в этом сквере и состоялась наша беседа с артистом.

– Мне здесь нравится, скверик уютный, исторический, энергетика особенная. У меня, как мне кажется, очень развито на это внутреннее чутье, - признался музыкант. – Где еще такие многовековые липы найдешь? Мне очень хотелось, чтоб сквер ожил, детишки гуляли, на роликах катались. Идей и проектов относительно него много. Пока нам удалось добиться того, чтобы дорожки заасфальтировали. Видите, сцену поставили, я сделал ее своими руками, варил, пилил, проект тоже мой. Каждый монах должен построить храм, а артист – сцену. Теперь в любой момент могу петь песни. Осталось только табличку повесить «Сцена Рамиля Бадамшина».

– Рамиль, вы - один из лидеров авторской песни Башкирии. А правда, что не любите, когда вас называют бардом?

– Я стал спокойнее относиться к этому слову, видимо, возраст сыграл свое. Пришло понимание: не важно, как тебя называют. Главное, чтоб мое творчество было интересно.

– Правда, что вы начинали с исполнения песен Аллы Пугачевой?

– Это было самое ранее детство, мне тогда было лет восемь-девять. Я считаю, что это была неплохая школа, - смеется он. - В те советские времена, в 80-е, когда мы еще жили в Средней Азии, проигрыватель считался признаком семейного достатка. В доме были пластинки Аллы Борисовны, это сыграло свою роль. Может быть, больше нечего было слушать. Были б пластинки «Битлз», я бы на них воспитывался, но это знакомство случилось позже. А в детстве я с удовольствием пел песни Пугачевой. «Этот мир придуман не нами…». Даже записал себя на кассету. Потом запись случайно нашлась. Прослушал ее, и оказалось, что в детстве не понимал смысла многих слов и пел то, что слышал.

– Когда состоялся ваш первый сольник?

– Для себя я определил, что первый мой осознанный сольный концерт состоялся 16 ноября 2001 года. Это время начала творческой деятельности как артиста, музыканта. До того я много участвовал в фестивалях как конкурсант, у каждого есть спортивный интерес к состязаниям, а потом понял, что хватит, надо развиваться в профессиональном плане – постоянно писать, искать и концертировать.

– Помните, как в первый раз услышали у костра свою песню в чужом исполнении? Что при этом почувствовали?

– Слышал, что мои песни поют на конкурсах, иногда мне присылают видео. Но так чтобы у костра, лично слышать не приходилось. С одной стороны, может быть, это и к лучшему. Наверно, я себя при этом чувствовал бы неловко.

- Как рождаются ваши песни?

- У меня не получается писать с потолка, на заказ или просто сел и сочинил, потому обязательно должны произойти какие-то события. Переживания или радость должны переполнять, чтобы появилась песня. Сейчас у меня период определенного комфорта, но пишется меньше. Все-таки источник вдохновения необходим – живой ли это человек или жизненные обстоятельства.

– Как-то вы сказали, что Грушинка не нравится тем, что на сцену выпускают мастодонтов бардовской песни, которых все слушают из уважения и из жалости, а молодым дороги нет.

– Это было юношеское. Казалось, что я весь такой супер-пупер крутой, а сейчас смотрю записи того, что делал, когда был конкурсантом, и понимаю, что это очень слабенький уровень, - смеется он. - Если б я сегодня был членом жюри, то себя однозначно не пропустил, сказал, что не дотягиваю. На своих фестивалях я даю абсолютную волю членам жюри. Обязательно приглашаю в его состав и бывалых авторов-исполнителей, и молодых. Причем стараюсь выбирать людей, которые имеют свою точку зрения и будут ее отстаивать, а не станут из уважения во всем соглашаться с заслуженным автором. В этом случае пусть минимальная, но все же объективность будет. Большую роль играют здесь эмоции, человеческий фактор. Очень часто, когда я слушаю какого-нибудь музыканта, – ну не нравится он мне, у меня сегодня такое настроение. Потом начинаю поднимать его записи в интернете и оказываюсь в диком восторге. И наоборот, иногда записи слушаешь – такая ерунда! А однажды побывав на концерте, понимаешь, какая сумасшедшая энергетика от артиста прет, и какой он уникальный.

«Гражданская позиция у меня есть, но кричать о ней не буду»

– Хотя Высоцкого, Окуджаву, Галича нельзя назвать просто бардами, свою гражданскую позицию они всегда выражали именно в песнях. Вы же всегда говорили, что являетесь исполнителем аполитичным. Что-то изменилось?

– В творчестве это действительно так. А в жизни я долгое время считал, что не имею к политике никакого отношения, но позже понял, что каждый гражданин нашей страны причастен к ней, как бы ни говорил, что аполитичен. И все же стараюсь политических подоплек сторониться, не выражать без надобности вслух свою позицию, не лить воду на чью-то мельницу. Поверьте, я имею мнение относительно всех событий, которые происходят у нас в стране, не пытаюсь изолироваться. Но бить себя с грудь, ввязываться в споры, нервничать, когда ты реально не можешь изменить ситуации и что-то сделать – зачем?

– Вы являетесь участником и организатором концертов в местах заключения. Зачем вам это нужно?

– Не знаю. Какая-то внутренняя потребность. Когда меня пригласили в первый раз, это была поездка ради интереса. Было немного жутковато, я не был готов к этому. Но, видимо, у любого артиста есть необходимость такого храма откровения. Это те люди, с которыми не получится лукавить, они тебя на раз-два вычислят. То же самое с детьми. Был период, когда я пел много песен для школьников. Как этой многосотенной толпой от третьего до одиннадцатого классов управлять? Это мощнейшая школа, не каждому дано. По колониям езжу более десяти лет, сейчас, правда, реже. Мне кажется, любому человеку, который находится в заключении, требуется поддержка, виновен он или нет. Там много невиновных, и Верховный суд это признал, и прокуратура признает, что много сфабрикованных, неоправданно жестких приговоров. Я могу как-то помочь этим людям, зарядить их оптимизмом, позитивом, просто словом поддержать. Это мой крест, в хорошем смысле этого слова.

– Вы всегда говорили об особом отношении к творчеству Розенбаума. А кто сегодня является кумиром?

– Кумиров не было никогда. Я считаю, что идеализировать кого-то – неправильно. Есть предпочтения, любовь и уважение к артистам, музыкантам, художникам, писателям, чьё творчество мне близко эмоционально и с профессиональной точки зрения, – такие критерии для себя я определил. Песни Александра Яковлевича были одной из больших глав моей жизни, я на него равнялся и равняюсь, внимательно слежу за тем, что происходит у него в творчестве. Он всю жизнь был непререкаемым авторитетом, я его для себя цитировал, хотя в последнее время по каким-то мнениям стал с ним не согласен, наши взгляды разнятся. Сейчас открываю для себя очень много молодых авторов, люблю, что люди работают с азартом, профессионально. Многие молодые группы я стараюсь привозить в Уфу и на фестивали, чтобы зрители знали, что музыка не ограничивается медийными личностями. Я постоянно нахожусь в поиске, мне необходима подпитка, и если я вижу, что человек делает что-то интересное, чего не умею я, тянусь к нему и стараюсь перенять.

– О чем сейчас поет молодежь?

– Об актуальном. Этим и отличается жанр, хоть и принято стебаться на телевидении, что укоренившийся образ барда – мужик с бородой в свитере, поющий про комаров и палатки. Ничего подобного. Прелесть авторской песни в том, что берешь инструмент и выражаешь свои мысли и настроение, облачив это все в поэзию. Мне очень нравится, как молодое поколение пытается трансформировать жанр. Происходит слияние на стыке разных жанров, более богатый аккомпанемент появляется. Я-то себя тоже пока к молодежи причисляю! Мне очень нравится, что идет поиск. Про нашу молодежь говорят, что она потерянное поколение. Ничего подобного! Большинство не пьет, не употребляет психотропных средств, стремятся к спорту, умеют фильтровать качественный интеллектуальный юмор от пошлятины, разбираются в музыке. Нынешняя молодёжь гораздо эрудированнее нас, продвинутее, у них есть возможность пользоваться всемирной паутиной. Хотя и говорят, что они живут в интернете, но если уметь им пользоваться, оттуда можно много полезного почерпнуть и есть возможность выбора.

«Мой сын не плачет, а поет!»

– Вы по профессии инженер-электрик, окончили Башкирский аграрный университет. Высшее образование артисту пригодилось?

– Да, и даже не к удивлению. Хотя еще со времен техникума мне прочили именно гуманитарное направление, я понимал, что техническое образование, технический склад ума помогают по жизни. Я сам мечтал поступить в институт культуры, но решающим стало напутствие родителей, что у человека должен быть твердый хлеб. Я не считаю, что это плохо. С профессиональной точки зрения я все-таки технарь. Руки-голова на месте – дом построил, все в нем по линии электрификации сам сделал. Любую практическую, техническую работу могу выполнить. Понимаю, что жизнь может повернуться по-разному, возможно, придется заниматься чем-то другим, и я смогу. Здесь и ответственность перед семьей. Но пока единственное направление, которое доставляет мне удовольствие и где я счастлив, – это музыка и сцена. Слава богу, я занимаюсь именно этим. Правда, сейчас приходится и бизнес вести. Открываю в себе новые качества. Я ведь никогда не работал в команде как руководитель. Пришлось управлять людьми, увольнять, принимать, находить подход. Оказывается, это непросто. Я всегда был мягким, всем все прощал либо, напротив, рубил с плеча, порой незаслуженно. Сейчас приходится все оценивать, анализировать, брать на себя ответственность. Это новый этап жизни.

– Вы активный пользователь интернета? Можно найти Бадамшина в соцсетях?

– Я активно пользуюсь сетью с точки зрения поиска информации. У меня сейчас загородное хозяйство, и я ищу, чем лучше кормить курей, как выращивать те или иные растения. Так и в творчестве – найти какие-то фестивали, купить интересующую книгу в электронном виде. Это очень удобно, какой-то кладезь знаний. Я не представляю, что будет, если сейчас нажать кнопку и отключить всемирную паутину. Мне кажется, в мире начнется сумасшествие. А вот с социальными сетями не дружу. Они для меня лишь средство, которое помогает общаться с другими людьми, которые без социальных сетей уже не могут.

– Вы сейчас живете за городом?

– Построил дом в Жуково. Замечательный район, мне нравится! Я для себя сразу решил, что не сторонник квартиры в Уфе. Понятно, что она нужна. Но жить и проводить в ней все время? Не понимаю людей, которые целыми дни сидят в четырех стенах. Радуюсь каждому дню, проведенному за городом. Контакт с природой необходим. Говорят, как прикоснуться к богу? Он вокруг нас. Босыми ножками станьте на землю, и вы прикоснулись к нему, потому что такое мог создать только всевышний. Земля, Вселенная – это бог. Он вокруг нас.

– А большое хозяйство?

– Пока ограничились курочками, это мой каприз. Первый аргумент, из-за которого я решил взять их, хотел, чтобы по утрам меня будил петух. Он, зараза, теперь поет круглые сутки. Но красавец, конечно, породистый, боевой! Кидается на меня, мы с ним деремся каждое утро. Есть декоративный кролик, он забавный, дети со всей округи за ним бегают, попугаи есть. Я шучу: корову, как кот Матроскин, заведем, хозяйство. Внутренняя потребность возделывать землю есть. Именно в больших масштабах – взять свой гектар земли и сделать родовое поместье. Пахать, строить, животных разводить. Последний год это стало навязчивой идеей. Не знаю, куда это выведет.

– Вы многодетный отец. Новое поколение Бадамшиных на сцену не хочет?

– Они все рвутся туда. Я, к сожалению, не имею педагогических навыков, но понимаю, что нужно с детьми работать, воспитывать. Вижу, что задатки есть, но их надо развивать. Можно упустить тот момент, когда можно что-то дать, пока они маленькие, хотят, рвутся. Три месяца назад у нас родился третий ребенок – сын. Я стал большим взрослым многодетным дядей. Говорят, второй ребенок осознанный. Нет, третий. Сейчас понимаешь, какой кайф дает общение с детьми. Карина, старшая дочка, страдала из-за моей неопытности, я тогда сам еще ребенком был. А сейчас даже детский крик воспринимаешь как пение. Я говорю, что сын не плачет. Поет! Они все у меня певцы.

– Как назвали сына?

– Даниял. А средний – Ауваль.

– Оригинальные имена!

– Очень важно не ошибиться с именем. Как корабль назовете, так он и поплывет. Эти имена очень сильные по значению.

«В депрессии пишутся самые позитивные песни»

– Про вас говорят – светлый лирик, неисправимый оптимист.

– Это не перешибёшь, - смеется он.

– Неужели все идет так ровно и ни в жизни, ни в творчестве не было ни одного провала?

– Жизнь и творчество – понятия тождественные. Творчество – это образ жизни. Я не представляю, смогу ли выжить, если лишить меня возможности так самовыражаться. Депрессии были, они бывают у любого, а человеку творческой профессии сопутствуют. Чувство неудовлетворенности, нереализованности, невостребованности – самое страшное. В период самых тяжелых депрессий, кстати, писались самые оптимистичные, позитивные песни. Видимо, это чувствуется, потому мне часто пишут, что эти песни реально вытаскивают. Это приятно узнавать, ведь написаны они искренне.

– А темная сторона у Рамиля Бадамшина есть?

– Конечно. О ней лучше всего знают близкие, и они же страдают. Я понимаю, что у меня есть отрицательные черты, и часто негатив достается семье. Это самый плохой момент.

– Но если они вас до сих пор терпят, значит, все не так уж и страшно?

– Да, я пользуюсь тем, что меня любят, и отрываюсь на них, - смеется музыкант. - Хотя в последнее время начал себя контролировать. Видимо, с возрастом пришло. У меня для выброса негатива есть боксерская груша и спорт.

– Артист, особенно популярный, всегда на виду. Фанаты не досаждают?

– Фанаты – движущая сила любого артиста. Их нельзя обижать, это самые преданные люди тебе и твоему творчеству. Я очень люблю их, уважаю, стараюсь общаться как можно больше, а когда-нибудь создам свой фан-клуб, - смеется артист. - У меня поклонники очень интеллигентные, ценю их за это. Наверно, страшно, когда фанаты ведут себя некорректно. Есть очень много скрытых поклонников, я знаю о них и стараюсь подпитывать.

– Как изменилась публика за это время?

– Она растет, меняется, омолаживается. То поколение, которому интересны мои песни, взрослеет, у них появляются заботы. А молодое поколение с моим творчеством почти не знакомо. Но есть и положительный момент – для меня это возможность роста, перспектива завоевать это молодое поколение, показать, что мое творчество достойно уважения и того, чтобы его услышать.

– Что готовите для поклонников в ближайшее время?

– Новый альбом, он уже готов, остались небольшие штрихи. Думаю, с сентября мы начнем его презентовать, проводить концерты. Альбом планировался одинарный, но поскольку перерыв в творчестве был большой, получился двойной, юбилейный. Одна пластинка – аранжированные песни, мы над ним работали с музыкантами. Это титанический труд. Диск будет называться «На века». Кстати, меня недавно в беседе упрекнули, что название нескромное. А на самом деле заглавная песня там - про любовь, она и дала имя альбому. А вторая пластика, «Все просто», – акустика. Меня очень давно просят сделать запись, где гитара, голос и ничего другого. Он мне, честно говоря, больше импонирует, чем аранжированная часть. Я совершил глупость, что не записывал раньше альбомы под гитару, потому что там все просто, честно и понятно, минимум инструментов и максимум откровения. Там я как на ладони. Мы планируем гастрольный тур, и хотя сейчас публика сдержанно ходит на концерты, надеюсь, 35 городов осилим. Сейчас началась работа над следующим альбомом – «Мачо-бард». В основном туда войдут песни моих друзей. Надеюсь, что к весне альбом выйдет.

- Как возникла мысль отметить 35-летие концертом?

- Я за живое общение, потому кинул клич, что собираю друзей. К моему удивлению, процентов 50 тех, кто пришел в этот день, – мои близкие, хорошие друзья, которых я не вижу годами, но они услышали, на ментальном уровне почувствовали, что я хочу их видеть. Это было самое большое счастье – живое общение глаза в глаза, а не по телефону.

– Тридцать пять лет – время подводить итоги?

– Нет, какое там! Это только начало, долгожданная дата, когда ты уже всесторонне ощущаешь жизнь. Очень много пройдено, ты твердо стоишь на ногах, есть определённый багаж за спиной, мысли, идеи, работа. Ты знаешь, чего ты хочешь, есть надежный тыл. Самое время принимать самые смелые решения и начинать жить.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"