Танец с самоваром

Танец с самоваром

31 августа, 00:48
Культура
— Плиссат асамбле, тверже ножку, так дальше плие, — звучит в репетиционном зале. Некрашеный дощатый пол, по периметру которого вдоль стен укреплены деревянные поручни, называемые в мире танца «станками». Держась за них, малыши старательно выполняют балетные движения. На детских личиках непривычная серьезность, кто-то даже высовывает языки от усердия. В помещении дворца УЗЭМИК идет урок классического танца, который ведет художественный руководитель детского образцового ансамбля народного танца «Идель» Альбина Мухтарова.
Глядя на занимающихся детей, задумываешься об их родителях, приведших сюда своих чад за ручку. Наверняка, пришли в студию с мыслью о хорошей осанке, о приобщении к высокому искусству. И кто знает, сколько пришлось уговаривать упирающегося ребенка накануне первого похода в танцевальную студию?— Прежде всего, занятия танцем идут не только на пользу, но и в радость, — не соглашается с расхожим представлением о тяжком труде за балетным станком Альбина Фаритовна. — Вы бы знали, сколько удовольствия испытывает ребенок, когда выходит на сцену в красивом костюме перед сотнями зрителей и получает после выступления аплодисменты. Он чувствует себя настоящим артистом!К слову сказать, сценические наряды ансамбля «Идель», действительно заслуживают особого внимания. На международном конкурсе «Друзья Болгарии», откуда недавно приехал коллектив, к девочкам из Башкортостана многие подходили с просьбой поближе рассмотреть национальные нагрудные украшения и серьги «под старину».— Мы стараемся не уходить далеко от народных традиций, раз мы являемся фольклорным коллективом, — с гордостью говорит худрук. — Поэтому наши костюмы поражают зрителей различных городов и стран, являются наглядным пособием культуры своей республики.И костюмы, и украшения, и репертуар — все это заслуга самого коллектива, считающего себя одной большой семьей. Вот и в Болгарии каждый ребенок мог подойти с просьбой к любой маме как к своей собственной. Эти же мамы долгими вечерами нашивали монетки к платьям своих маленьких артистов, готовили новые танцы наравне с детьми, нашли деньги для поездки в далекую страну, а в зрительном зале были группой поддержки, размахивая воздушными шарами и трубя в дудочки.— Поездка обошлась каждому ребенку примерно в 500 евро с учетом дороги и проживания, — рассказывает о материальной стороне дела Альбина. — Но мы не жалеем: это были и гастроли, и отдых.Жили ребята в пятизвездочном отеле, где с утра до вечера работал шведский стол, а в детском буфете можно было всегда без денег взять напитки и мороженое. Море, бассейны отеля, в которых дети плескались без устали, но главное сам фестиваль, давший массу незабываемых минут.Гала-концерт был, по воспоминаниям Альбины Фаритовны, грандиозен. Полукруглая сцена с подсветкой, на котором ребятишки танцевали знаменитую «капризную красавицу» из репертуара ансамбля Гаскарова. Именно эта композиция произвела впечатление на всех без исключения и вывела «Идель» в лауреаты.— Многие интересовались, как маленькая восьмилетняя девочка удерживает на голове самовар с чашками, но я не раскрыла фирменный секрет, — хитро улыбается Альбина. — Но так и быть, вашей газете я откроюсь. Поднос крепится на специальную скобу и обшивается поддерживающим матерчатым обручем, а чашки тоже закреплены собственными скобами. Мастерство танцовщицы заключается в умении незаметно откреплять чашку от скобы.По словам худрука, это сооружение весит достаточно для хрупкой шеи ребенка, что и поражает воображение зрителей. Когда-то сама Альбина танцевала этот танец, который решила оставить в репертуаре ансамбля.— У нас много интересных номеров, с которыми мы выступаем на практически всех городских мероприятиях. — Альбина достает кипу фотографий. — Вот «Цыплята» — наш коронный номер, который очень часто просят исполнить, с ним мы нередко выступали и перед президентом Башкирии.В декабре детскому коллективу исполняется 30 недетских лет. Сегодняшний руководитель «Идели» Альбина Мухтарова сама когда-то начинала танцевать в этой студии. Первый руководитель Флюра Шарипова доверила ансамбль своей ученице и не ошиблась в выборе. Несмотря на хозрасчет, коллектив живет и развивается.— Зарплата у меня никакая, я подрабатываю в школе, — с легкой грустью делится Альбина. — Мне пришлось по семейным обстоятельствам некоторое время отойти от танцев, и всего год назад я вернулась в «Идель». Я весила 76 кг, а теперь 63 — такая нагрузка получилась. Но я не жалею о своем выборе, отношусь к детям как родным: мы и отдыхаем вместе и дни рождения справляем за общим столом.Главное, как горячо заверила педагог, танцы — это не просто физическое развитие и пластика. Сложные движения помогают ребенку мыслить, он учиться думать во время танца, а публичные выступления дают чувство свободы и уверенности. Одна родительница подошла со словами благодарности: «Раньше моя дочь стеснялась отвечать у доски, хотя тщательно готовилась. Сейчас она стала круглой отличницей и все благодаря вам».С танцем постигается и чувство ритма, музыки. Когда юные танцоры отдыхают, Альбина Фаритовна предлагает им спеть песню.— Я хочу, чтобы они поняли характер мелодии, — продолжает Мухтарова.— Например, русская плясовая говорит о широте души, башкирский женский танец — это изящество и целомудренность. Я думаю, что танец воспитывает уважительное отношение к людям, к противоположному полу. Мальчики у нас всегда подадут руку девочке, выходя из транспорта, ведут себя как настоящие джентльмены.Последним доводом в пользу танца Альбины Фаритовны был факт, что в коллективе нет отсева. Как живут одной большой семьей, так и рады новым членам, памятуя поговорку «все дети талантливы, только надо им помочь выразиться».Зиля БАДРИЕВА.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter