Posted 30 июля 2014,, 08:08

Published 30 июля 2014,, 08:08

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

На новой форме ФК «Уфа» поселился символ столицы Башкирии

30 июля 2014, 08:08
«Уфа» - клуб для премьер-лиги необычный. Мало кто ждал, что команда туда попадет. Даже в самом клубе надеялись побороться за элитный дивизион, скажем так, несколько позже – и это только побороться. Но чудо случилось, и уже 3 августа в Краснодаре «Уфа» дебютирует в РФПЛ в матче с «Кубанью». Состав башкирской команды не шикарен, деньги по меркам российских клубов премьерки она имеет скромные. Но руководство трехбуквенных футболистов уже выбило разрешение выступать на своем поле, объявило задачу и бюджет на сезон 2014-2015, огорошило ценами на билеты, представило новую форму и попыталось всех заинтриговать.

Деньги

Больше шума – сильней эффект. Это про нашу «Уфу». Клуб пиарится не слишком широко, но старается это делать громко. Для создания шума в России достаточно просто делать что-то и не скрывать. К примеру, генеральный директор Шамиль Газизов озвучил бюджет команды на сезон 2014-2015 – 650 миллионов рублей. Другие боссы новичков премьер-лиги – тульского «Арсенала», московского «Торпедо», саранской «Мордовии» - сделать это отказались.

Много это или мало – 650 миллионов? Хоккейный «Салават Юлаев» вместе с «Торосом», «Толпаром», «Агиделью» и детскими школами обходится фонду «Урал» в 2 миллиарда 350 миллионов рублей. Растратчик футбольный «Зенит» своим спонсорам - в районе 9 миллиардов 600 миллионов рублей. Чемпион России по футболу ЦСКА – 3 миллиарда 840 миллионов рублей. По меркам Российской футбольной премьер-лиги 650 миллионов - это мало. Самый бедный клуб в прошлом сезоне РФПЛ, пермский «Амкар», потратил больше, но занял аж 10-е место из 16-и. В нынешнем сезоне данная команда будет располагать 800 миллионами рублей. Это на порядок больше, чем у «Уфы». Бюджеты вылетевших премьер-лиги в Футбольную национальную лигу «Анжи» (60-75 миллионов долларов), «Крыльев Советов» (35 млн долларов), «Томи» (30 млн долларов) и «Волги» (30 млн долларов) явно были выше, чем у башкирского клуба, особенно если считать по нынешнему курсу – 35 рублей за один зеленый.

Конечно, наш клуб попал в премьерку не один, а с тремя товарищами по прошлогодней ФНЛ. И скорее всего, только у «Мордовии» бюджет точно будет больше – те же 800 миллионов рублей. У «Торпедо» вообще не все в порядке с финансированием – ситуацию руководство оценивает как напряженную. Тульский «Арсенал» делал заявления, что бюджет будет на уровне середняков премьер-лиги, но в это слабо верится. Команда Дмитрия Алейничева, наоборот, славится умением побеждать при скромных затратах. Все, в общем-то, видно по тому, как клубы ведут себя на рынке футболистов. Никто из новичков премьер-лиги даже звезд второго уровня не покупает. Это значит, что больших денег нет.

Важно и то, какая часть из 650 миллионов пойдет на переделку и возведение двух новых трибун стадиона «Динамо», плюс серьезнейшую реконструкцию стадиона «Динамо», обошедшуюся в 18 миллионов рублей. Если эти расходы включены в озвученную сумму – «Уфа» еще более явный бедняк премьер-лиги. С серьезным отставанием.

Стадион

На недавней презентации клубной формы «Уфы» стало ясно – крупного титульного спонсора у команды нет. На футболках отсутствовал логотип какой-либо корпорации или богатой фирмы.

- Наш спонсор – болельщики! - заявил руководитель пресс-службы башкирского футбольного клуба Сергей Тыртышный, - билеты будут по цене до одной тысячи рублей.

Это действительно так. Самые дешевые билеты будут по 300 рублей – и это вход в фанатский сектор на боковую трибуну. 1000 российских падающих – максимальная цена, она будет в так называемой ложе VIP. Сколько будут стоить билеты на другие места и какое количество их будет – неизвестно, понятно лишь, что цена будет между 300 и 1000…

- А вы уверены, что болельщики заполнят трибуны при таких ценах?

- Конечно! – уверен Тыртышный.

При этом ФК «Уфа» уже заявил, что будет бесплатный вход для воспитанников собственной школы и официального фан-клуба. Набор в самые верные фанаты, которые помогут любимой команде поднадоевшими кричалками, но не деньгами за билеты, уже открыт – замечены призывы вступать туда в соцсетях. Получается, вакантных мест в официальном клубе было предостаточно.

Играть дома – это правильно и выгодно. Лучше оплачивать реконструкцию, чем отдавать сравнимые бешеные деньги владельцам стадиона из соседнего региона. Но вместимость стадиона «Динамо» после реконструкции за 18 миллионов будет составлять всего 6000 человек. Даже если бы каждое из этих мест давало по 1000 рублей, матч бы собирал 6 млн рублей. Домашних игр в премьер-лиге – 15, плюс примерно две игры в кубке России. При стопроцентной, несмотря на дожди и холода, наполняемости клуб получит грязными (нужно ведь платить кассирам, посредникам, вкладываться в печать билетов) только 102 миллиона рублей. Неплохая сумма, которая, конечно, не перекроет и шестой части расходов ФК «Уфа». И это все в идеальных условиях при той цене за билет, которая неприемлема для обычного уфимского любителя футбола.

Наш клуб планирует в течение сезона переехать на более вместительный «Нефтяник». Но и там опять же будет не более 16 тысяч мест. Да и нахождение стадиона в экологически неблагоприятном районе вряд ли добавит состоятельным людям желания тратить тут свои деньги.

Форма

Достаточно круглые суммы можно заработать на продаже атрибутики. Но для этого она должна быть красивой, стильной, максимально привлекательной. Вы видели форму «Манчестер Юнайтед» или «Барселоны», других суперклубов? В этих майках ходят по всему миру.

Будут ли в Уфе и Башкирии ходить в майках своего футбольного клуба? На презентации в уфимской фотостудии Fashion Box, новую форму можно было осмотреть вблизи и пощупать. Три веселые девчушки - настоящие футболистки из женского клуба «Уфа» - раньше всерьез не фотографировались, зато, в отличие от мужской половины, занимали, по их словам, третье место в чемпионате России. Новоявленные модели стеснялись, мило улыбались, вели себя прилично, слушались фотографа и надеялись незаметно умыкнуть форму. Им новое одеяние понравилось. Правда, в нем дамской «Уфе» не сыграть – у них будет несколько иной дизайн.

Больше всего в новой форме смутило низкое расположение крупной куницы на лицевой стороне футболки. Если заправить в шорты – получится, что из них торчит только голова и хвост. Куница как бы выглядывает из штанов и говорит: «Превед!» или «Вперед, Уфа!» Это видно только на белом гостевом варианте формы, где куница красная. На салатовой резервной форме с черными шортами куницы вообще нет. На красной форме зверек темно-красный и другой фактуры, но его почти не видно.

Девушка, демонстрирующая белую форму, стеснялись заправлять футболку в шорты. Но, думаю, футболистам придется запустить символ с герба Уфы себе в штаны. Я не знаю, можно ли играть в премьер-лиге с выпущенными майками. Если регламент позволяет – я бы попросил футболистов не заправлять внутрь хотя бы белые футболки.

Каких-то сильно цепляющих особенностей на форме нет. Нет выдумки. Зато есть крупная надпись производителя формы, которая бросается в глаза сильней, чем герб клуба. Будут ли покупать эти футболки массово? Думаю, кто-то купит для истории: все-таки первый сезон в премьер-лиге. Но коммерчески успешной эта форма будет только в случае крупных успехов клуба на полях России. Команде главного тренера Игоря Колыванова нужны поверженные гранды нашего футбола. Чего ей и пожелаем.

Олег ЧЕРНОВ.

"