Posted 30 января 2015,, 06:19

Published 30 января 2015,, 06:19

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

Новые работы, созданные после эмиграции, художник Ян Крыжевский посвятил Уфе

30 января 2015, 06:19
В 70-80-е годы прошлого века имя художника из Уфы Яна Крыжевского было хорошо известно любителям советской живописи. Основатель трансреализма, лауреат престижных премий и участник многочисленных выставок, в том числе и за рубежом, считался одним из наиболее перспективных отечественных мастеров. В 1991 году Крыжевский принял решение эмигрировать в США. Поначалу дела за океаном шли вполне успешно, однако позже он тяжело заболел. Оставшегося на улице без средств к существованию и документов живописца подобрали русские эмигранты, а вернуться на родину художнику помог глава Башкортостана Рустэм Хамитов.

«Хочу стать летописцем Уфы»

О Яне Крыжевском вновь заговорили в России, а спустя полтора месяца после возвращения живописца в родной город в уфимском художественном музее имени Михаила Нестерова открылась его персональная выставка «USA-UFA».

Первое, что сделал Ян Крыжевский, ступив на башкирскую землю, - отправился в Архиерейку. За полтора месяца живописец исколесил не только Старую Уфу, но и Нижегородку. Ему, признанному знатоку уфимский переулков образца шестидесятых и семидесятых, город понравился. Обе работы, написанные после возвращения домой, посвящены Уфе.

– К счастью, деревянный фонд, старая застройка сохранилась на окраинах. Я делаю много документальных фотографий для Уфы, хочу стать летописцем родного города, - поделился мастер впечатлениями о своих прогулках.

Художник вспомнил, как в раннем детстве посетил вместе с отцом Троицкий храм Уфы, уничтоженный в первой половине 1950-х.

– Мы поднялись на гору. Храм был неухоженным, дорога размыта временем и невнимательностью людей. Громадные ступени, ведущие к храму, поплыли. Створки дверей были открыты настежь, а внутри – смрад и безобразие. По стенам шла вереница святых. Какие-то негодяи расстреляли иконы, целясь в глаза. Все святые были слепые. Храма сейчас нет, но память осталась.

Вспомнил мэтр и историю создания, пожалуй, самой знаменитой своей работы, - «Новое утро».

В свое время ее глянцевая репродукция была опубликована в журнале «Огонек». Разошедшаяся на миллионы копий картина украшала стену не одной советской квартиры. Меж тем ее героиню – молоденькую маляршу Крыжевский нашел в Уфе, гуляя по берегу Сутолоки в районе Чайной фабрики. Несмотря на присутствие религиозных мотивов, картина была принята в СССР «на ура».

– Работа в числе других 14 картин была выставлена мной в 1976 году в Манеже, - рассказал живописец. – Это была моя первая выставка в Москве. Я тогда ехал драться за себя, здесь, в Уфе атмосфера была ужасная.

Тогда по итогам выставки молодой уфимский автор получил первую премию и всесоюзное признание, а год спустя уехал из родного города сначала в Вологду, а затем в Ленинград и дальше – в Америку.

– Уезжал из Уфы не за какими-то дарами, не из-за капризов, а в качестве протеста тирании тогдашнего руководства. Уезжал с надеждой, что что-то изменится, оставляя своих друзей. Мне кажется, теперь многое изменилось к лучшему, - уверен он.

К слову сказать, по словам живописца, находясь за океаном, он ни разу не позволил себе дурно отозваться о родине.

Полет под мелодии Гершвина

Открывая экспозицию, министр культуры Башкирии Амина Шафикова назвала возвращение мэтра домой одним из знаковых событий в культурной жизни республики.

– Мы сделали все, чтобы наш соотечественник, который попал в не очень простые условия, вернулся. Он приехал не с пустыми руками, а огромным багажом - картинами, которые, безусловно, ценны для нашей республики, - отметила она.

На выставке представлена 19 работ Яна Крыжевского советского и американского периода и два новых полотна, над которыми мастер работал уже после возвращения домой. У уфимцев появилась уникальная возможность проследить, как менялся авторский стиль живописца.

Как отметил декан факультета изобразительных искусств уфимской академии искусств Амир Мазитов, по полотнам можно судить о жизненных перипетиях художника, его переживаниях и настроении.

Многие посетили экспозиции заметили разительный контраст между ранними светлыми работами живописца и более экспрессивными и темными по цветовой гамме американскими полотнами.

– Мне кажется, глядя на полотна, можно понять, насколько человека принимает земля, которая ему не родная, – отметила Амина Шафикова.

По словам сотрудницы музея, искусствоведа Валентины Сорокиной, такое противопоставление не случайность. Подобное соседство может рассказать о судьбе художника лучше всяких слов.

– Мы настояли на том, чтоб на выставке была представлена неоконченная работа Яна Юлиановича «Пейзаж с сорокой», - рассказала она. – Он хотел снять ее с экспозиции. Но я считаю, что работа состоялась, в ней есть настроение, есть Уфа. Выставка нужна не только зрителям, но и автору. На ретроспективных выставках у художника происходит переосмысление себя.

Как признается сам мастер, когда он работает над полотнами, он слышит музыку. В этом и есть основная идея траснреализма, отцом-основателем которого является Крыжевский, - творить в состоянии полета, впадая в транс.

– В моей душе звучит Гершвин, я и в Америку поехал за ним, - застенчиво улыбается он.

Что приобрел живописец в чужих краях, судить трудно. Мэтр сдержан в оценках. Но то, что попав за океаном в беду, он не нашел поддержки у американских друзей, говорит о многом.

Специалисты отмечают, что с возвращением в родной город в палитре художника вновь появились светлые краски, хотя сам он утверждает, что судить по представленным полотнам об американском периоде его творчества нельзя. Большинство работ пропали или были украдены во время его продолжительной болезни, часть осталась на хранении у знакомых, и мэтр не теряет надежду вернуть их в Россию.

– Почему Ян вернулся, ведь многие художники исчезают? – задается вопросом коллега и друг Крыжевского Расих Ахметвалиев. – Я его знаю как романтика, вместе мы сажали деревья в 80-е на улице Пушкина, ездили вместе принимать экзамены у Юрия Шевчука, который позже тоже сбежал из Уфы от преследований. Ян служит искусству. С годами люди становятся конформистами, обслуживают политику. Ян в этом плане остался настоящим художникам. Он легенда.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"