Posted 29 июня 2010,, 16:36

Published 29 июня 2010,, 16:36

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Авангардный питерский режиссер вместо золотого сечения сделал кесарево

29 июня 2010, 16:36
Фильм «Золотое сечение», вышедший в прокат, демонстрирует слабость и кризисное состояние современного российского кинематографа. У творения питерского постановщика Сергея Дебижева слабый сценарий и скромный бюджет. Съемки длились больше трех лет, но на качество картины это не повлияло. Потому ни монтажные спецэффекты, ни талантливые актеры плачевного положения не спасли

Оргазм неживой материи

Прокатчики, посмотрев кино, конечно же, смекнули, что кассового успеха ждать не приходится. В столице Башкирии, например, картина идет в одном кинотеатре всего двумя сеансами. Причем засунули кино в вип-зал на 26 мест, рассчитывая, видимо, на немногочисленных уфимских эстетов. Ведь режиссер известен лишь узкому кругу киноманов. «Золотое сечение» - второй его полнометражный фильм. В 92-м Дебижев снял в авангардной манере «Два капитана-2». Фильм-мистификация был стилизован под документальную кинохронику начала XX века. Музыку к картине написали лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков и легендарный «поп-механик» Сергей Курехин, когда-то выдавший гениальную шутку про то, что Ленин был грибом. Они же и сыграли главные роли. В фильме также засветились почти все знаковые персоны питерского андеграунда. И содержание картины соответствующее: арт-хаусное, с нагромождением всевозможных бессмысленностей. По сюжету сумасшедший доктор Фаркус вызывает оргазм неживой материи, активизируются белые марокканские карлики, а на небе появляется второе Солнце.

Понятно, что и новая картина режиссера-авангардиста не рассчитана на массового зрителя. Вот народ на нее и не идет. Хотя у нового фильма есть вполне внятная сюжетная линия.

Главный герой фотограф Алекс в исполнении Алексея Серебрякова - значимая фигура в современном шоу-бизнесе и мире гламура. Фотосессии для журналов, клубы, девочки на одну ночь, наркотики – короче, помойка, которую мудрый человек избегает. И тут парня вдруг осеняет, что он работает на оболванивание общества, которое ничего, кроме собственных испражнений, не производит. Он начинает возмущаться, нервничать. Обнаружив фотографию деда в старом французском издании, Алекс начинает расследование. Ведь по его данным старик погиб во время Второй мировой войны – как он мог попасть в послевоенный журнал?

И тут по всем законам жанра возникает дамочка. На этот раз французская шпионка. Она сводит Алекса с влиятельным масоном (актер Александринского театра Николай Мартон), который рассказывает про деда и убеждает-гипнотизирует нашего героя выполнить мистическую миссию по возвращению золотой статуи Будды, которая восстановит в мире спокойствие и гармонию. Для этого он вместе с археологом Мари (Ксения Раппопорт) отправляется на родину святыни - в Камбоджу. Если вы поклонник Серебрякова и готовы смотреть любые фильмы с его участием, тогда эта картина для вас. Кроме него, кстати, там есть и другие популярные актеры: Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов и Рената Литвинова.

Азиатская сечь

Смотришь на Серебрякова и понимаешь: нет в нем никакой веры в то, что его герой может быть гламурным персонажем. Слишком этот актер прямой, сильный и мужественный, начисто лишенный жеманства и других бабьих штучек. Потому и в роли модного обозревателя-гея Стасиса у Кончаловского в «Глянце» этот брутал совсем не убедителен. Вот сыграть в «Золотом сечении» человека заблудившегося – это да, это то, что получилось. Но опять же - зачем и почему? Цепляет слабо из-за скомканного сценария и старой идеи об экзотическом мире и поисках сокровища.

Героиня Ксении Раппопорт – это эдакое миловидное животное, которое появляется, чтобы в итоге стать жертвой. Незавидна роль, правда? Рената Литвинова, как обычно, играет почти себя: слегка сдвинутую непосредственность. Ее героиня – человек из прошлой жизни главного героя, его бывшая возлюбленная. Кто она там – демон гламура? Искусственный придаток, не более того.

Виктор Вержбицкий играет офицера российской царской армии, которому постоянно везло по-крупному, но потом один раз не повезло - и тоже по-крупному. Выживал и стремился к любимой, чтобы глупо умереть. Михаил Ефремов в фильме появляется в одной сцене. Он блестяще играет сволочь и мило машет крыльями в финале. Появляется в кадре и один из осколков питерского андеграунда художник Сергей «Африка» Бугаев. На этот раз «мальчик Бананан» из соловьевской «Ассы» вошел в образ знатока экзотической фауны.

Когда Сергей Дебижев и Борис Гребенщиков снимали цикл музыкально-документальных фильмов «В реальном времени», то сделали фильм про Камбоджу. Эта страна Юго-Восточной Азии так зацепила постановщика, что у него возникла идея сделать игровое кино. Дебижев написал сценарий, который потом неоднократно трансформировался. В итоге фильм, сделанный в клиповой эстетике, представляет собой лоскутное киноодеяло. Между короткими кадрами было сделано более четырех тысяч склеек. «Высокой скорости восприятия современного человека должна соответствовать высокая скорость изложения», – считает Дебижев.

Вот идут современные планы, вот врезаны магические и мистические эпизоды, вот пошли кадры, стилизованные под историческую кинохронику. Вроде бы хорошая идея для постмодернистского произведения, ярким представителем которого картина является. Но слабый сценарий портит всю задумку. В итоге во многом вторичный сюжет не захватывает. Поверьте, я бы загрыз любого попкорнового комментатора, если б этот фильм было за что защищать. Видно, что талантливые люди трудились, но гениального творения у них не получилось. Задуматься о себе и о мире кино не заставляет и развлекает слабо.

Впрочем, и сам режиссер признается, что его творение не имеет никакого отношения к кинематографу. «Подлинным героем фильма является сам фильм, а не его персонажи», - замечает Дебижев.

Ядовитый поцелуй

Идеи в этом фильме трухлявенькие. Скуку навевают влиятельнейшие масоны, которые одним телефонным звонком могут осадить спецслужбу Франции: «Занимайтесь лучше своими прямыми обязанностями! Посмотрите на Европу: скоро начнутся этнические войны!»

Ну, начнутся этнические войны или нет – это мы еще поглядим. Тут важно другое: Дебижев высказал жесткое мнение по отношению к миграции в Европу неевропейских наций. Мысль о том, что Европа должна быть очищена от «чужаков», возможно, и правильная. Но подана она в пику идее о национальной терпимости и мирном сосуществовании разных культур в одном социуме. Выглядит это возмущение масона неуклюже. И подобных неуклюжестей в кино полно.

Вот один плохой персонаж втыкает другому отвратительному герою острый предмет в руку, чтобы урезонить. Но пострадавший не успокаивается и через некоторое время в ответ режет обидчику горло. Убийцу находят сообщники жертвы и пытаются наказать страшной смертью «через бамбук». Но он чудесным образом с ними расправляется. И все это для чего? Для того, чтобы в нужный момент убить хорошего человека в святом месте, принести его в жертву во время мистического ритуала и тут же испустить дух.

Какой вывод должен сделать зритель из всей этой безрадостной ерунды? Что все, начиная от бунта гламурика до укуса ядовитой змеей попы главной героини, - это цепочка неминуемых событий? Так, может, и гламур, против которого взбунтовался герой Серебрякова, – это тоже хорошо? Он ведь подарил нам героя, способного в стотысячный раз спасти мир! А масоны с их знаниями, связями и властью – главные на планете? Или вообще никаких выводов делать не нужно?

Да, Камбоджа - это экзотичная страна с самобытной культурой, необычной едой, кучей ядовитых змей и множеством мин, которые кусаются и взрываются одинаково опасно. Но когда на это все смотришь, погружения в этот мир нет. Он тебе скорее неприятен, чем интересен. И вот ты сидишь и следишь за уже где-то использованным сюжетом. А когда видишь момент с наступившим на мину, то понимаешь, что это всего лишь дешевый экшн-приемчик. А вот для чего включена в фильм сцена, когда пассия главного героя садится оправиться в траву и ее в мягкое место кусает змея? Для того, чтобы Серебряков целовал попу Ксении Раппопорт и тут же сплевывал? Или для его последующей шуточки про «первый поцелуй?»

После просмотра «Золотого сечения» понимаешь, что для создания талантливого произведения недостаточно заигрывания с массовым зрителем, интересных монтажных и компьютерно-графических штучек. Золотое сечение - это сверхпропорция, это гармония. Но в фильме этого нет, как и серьезных впечатлений от просмотра. И это приговор картине.

Владимир РАТНИКОВ.

"