Posted 28 августа 2012,, 13:41

Published 28 августа 2012,, 13:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Мнение всех телезрителей Башкирии выражают 85 семей из Сипайлово

28 августа 2012, 13:41
Главная телекнопка республики – канал БСТ - после первого года ребрендинга готовится к открытию нового сезона. Наружная реклама Уфы уже известила зрителей о слогане телевизионщиков – «Пора включаться», а сетка вещания переполнена спортивными и познавательными передачами. Таким образом, на БСТ хотят вернуть часть утраченной аудитории, потерявшей интерес к каналу и перешедшей в глобальную сеть. Или наоборот - привить привычку смотреть новости в интернете.

Попавшие в сети

Во второй половине сентября зрители смогут увидеть восемь новых проектов. По утрам по-прежнему будет выходить программа «Салям», правда, изменится ее формат – ведущие будут вести трансляцию из районов республики. В дневное время в сетке БСТ появится развлекательное семейное шоу «Унган килен», программа о здоровье на башкирском языке «Салям+». В вечернем эфире зрителей ждет интерактивное ток-шоу в прямом эфире и молодежная программа «Смелая музыка».

Как выяснилось, ставка в новом сезоне сделана на «темное прошлое» и новое информационное будущее. Даже новый слоган имеет свой подтекст.

- «Пора включаться» - это не только физическое движение в сторону пульта телевизора, - объясняет глава новостного вещания Эльвира Аиткулова. - Это означает, что пора включать сознание, поскольку мы долгое время были закрытой республикой, и гражданам нужно активнее включаться в общественную жизнь.

По мнению замдиректора ГТРК по телевещанию Азамата Альмухаметова, люди за два десятилетия отвыкли включать БСТ.

- Включите ТВ – оно изменилось! – призывает он. - Мы не собираемся обливать грязью прежнее руководство, у нас другие задачи: мы хотим показать, что республика изменилась, а менталитет жителей притормозил и остался в прошлом.

Между тем, ориентируясь на зрительские симпатии, руководство канала не смогло конкретизировать размер своей аудитории. По словам г-жи Аиткуловой, зрителей у БСТ «примерно пять-шесть миллионов». Правда, эти цифры вызвали скепсис даже у самих менеджеров телекомпании.

По словам гендиректора ТРК «Башкортостан» Галима Якупова, сложно подсчитать реальную аудиторию, поскольку канал идет в бесплатных пакетах кабельных и спутниковых операторов, а они не ведут учет зрителей неоплачиваемого контента.

Интересно, что всю палитру зрительских предпочтений жителей Башкортостана выражают всего 85 семей, проживающих в уфимском микрорайоне Сипайлово. По какой-то причине TNS Gallup Media только здесь отважилось изучать симпатии жителей Уфы и республики. А то, что «пипл-метры» установлены в русскоговорящих семьях, по словам г-на Якупова, не дает полной картины предпочтений других национальностей. Нужно заметить, что семьи с «пипл-метрами» - закрытая и тщательно охраняемая информация: где они живут и чем занимаются, неизвестно никому. Поэтому иного выбора у вещателей, как слепо довериться выкладкам с математической статистикой, не остается.

По словам гендиректора компании Галима Якупова, в сезоне 12/13 будет расширяться аудитория канала за счет интернет-вещания. Канал уладил все проблемы со сбоями собственного сайта, особенно проявлявшихся в дни хоккейных матчей, арендовал сервера в Голландии и расширил пропускную способность до 30 тысяч посетителей.

- Таким образом, мы будем работать на имидж интернет-телевидения или даже онлайн-агентства новостей, - пояснил г-н Якупов. – Запущены приложения для айфонов и гаджетов под операционной системой Android.

Сетку вещания, ориентируясь на исследования агентства TNS Gallup Media, наполнили спортивными трансляциями и целым блоком программ на исторические темы.

- Нынешний тренд всех каналов – исторические программы формата «шоу-поединок», - заметила г-жа Аиткулова.

Курировать блок историко-познавательных программ будет Салават Хамидуллин, известный по циклу передач «Историческая среда». С конца сентября его команда стартует в сетке с передачей «КЛИО» - «Клуб любителей истории отечества».

- Почему произошел отток зрителей, особенно молодежи, в интернет? – вопрошал г-н Хамидуллин. - Наскучила злоба дня. Зрители хотят узнать полезное для себя, поэтому мы усилим вещание историческими находками.

Светлые личности темного прошлого

- Раньше БСТ показывало то, что наши журналисты умели и хотели делать, не ориентируясь на зрителя, - признается директор БСТ Азамат Альмухаметов. - Сейчас же на основании замеров аудитории мы выяснили, чего хотят зрители – спорта, исторических программ и новостей. Несмотря на то, что в минувшем сезоне мы открыли «Новости каждый час», люди не успевают насытиться - им нужно побольше информации.

Тем не менее новостного контента в новом сезоне не прибавится - руководство канала посчитало, что новостей в сетке с избытком. Несмотря на то, что хронометраж новостей в сезоне 12/13 не увеличится, на БСТ задумали оживить новостные блоки прямыми включениями, причем самыми настоящими, а не псевдо-эфирами. В этом году новостная служба опробовала ультрапортативное оборудование, транслирующее телекартинку через мобильную связь в формате 3G. Весь комплект помещается в рюкзак и работает благодаря передатчику, напичканному сим-картами разных мобильных операторов. Стоимость «веб-ранца» - около миллиона рублей. Канал планирует приобрести пару таких комплектов для прямых включений в новостной картине дня. Так, по мнению г-на Альмухаметова, доля зрителей новостей в новом сезоне увеличится с нынешних 20 до 30 процентов.

- В минувшем телевизионном году каждый пятый зритель смотрел новости, - пояснил он. - Наша задача, чтобы картину дня смотрел каждый третий.

Коллеги башкирских телевизионщиков затею с прямыми включениями одобрили, заметив, что за такими новостями - будущее зрительских симпатий.

- Затея с «веб-ранцами» - это просто отлично! - заметил шеф новостной службы казанского телеканала ТНВ Радик Фархуллин. – Мы сами планируем скоро на них перейти. Если раньше для онлайн-вещания нужна была целая передвижная телестанция, то сейчас технологии настолько изменились, что новости можно передавать прямо из рюкзака за спиной у оператора.

А вот зарезервированную пропускную способность сайта в 30 тысяч зрителей г-н Фархуллин посчитал нереальной.

- Такие зрительские массы в интернете пока не удавалось собрать ни одному региональному телевещателю, - отмечает он.

Казанского телевизионщика поддерживает и замдиректора кабельного канала UTV провайдера «Уфанет» Артем Войтюк, автор популярного цикла передач про историю Уфы «Мой город».

- Мы, например, на своем сайте с контент-хранилищем собираем от силы около пяти тысяч посетителей в месяц, - заметил г-н Войтюк. – Тридцать тысяч - это, наверное, сделано «про запас».

А вот увеличить долю исторических передач на БСТ замглавы UTV назвал очень правильным ходом.

- Новостей – избыток, и зачастую они негативные, - заметил он. - А нужны хорошие исторические проекты, яркие неизбитые идеи и темы.

По его словам, доля познавательного контента в вещании UTV занимает 80 процентов, из которых на историческую тематику отводится всего 10 процентов. Поэтому, по мнению Артема Войтюка, в этом сегменте просто непаханое поле, и он рад приветствовать коллег с БСТ.

А вот ставку БСТ на «темное прошлое» г-н Войтюк оценить затруднился.

- Не знаю, насколько раньше в информационном плане все было так плохо, но то, что новости БСТ от месяца в месяц затрагивают самые резонансные темы, это видно невооруженным глазом, - поделился мнением замдиректора UTV.

Принцип разницы между «темным прошлым» и «новым светлым» в лозунге «Пора включаться» приветствует и главред газеты «Республика Башкортостан» Эльза Хорева.

- А почему бы и нет? То, что самые злободневные темы будут обсуждаться в открытую и публично, оттянет аудиторию мутных оппозиционных сайтов, которые зачастую по-своему интерпретировали картину дня, значительно искажая факты, - заметила г-жа Хорева. – Таким образом, обывателю не нужно будет идти за информацией на блоги оголтелых революционеров - он ее получит из первых уст главных спикеров в эфире БСТ.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"