Posted 28 мая 2013,, 16:26

Published 28 мая 2013,, 16:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

На время репетиций «Спартака» Григорович поселился в Башкирской опере

28 мая 2013, 16:26
30 и 31 мая в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет долгожданная премьера. Впервые на уфимской сцене – балет «Спартак» Арама Хачатуряна. О масштабном полотне легенд балетного мира Хачатуряна – Григоровича - Вирсаладзе мечтают многие театры, но не каждый может им похвастаться. 8 мая в Уфу прилетел сам маэстро и практически не отлучался из театра. Танцовщики под строгим взором Юрия Николаевича снова и снова проходили сцены из балета. Это Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Ильдар Маняпов, Ильнур Гайфуллин, Валерия Исаева, Ирина Сапожникова, Рустам Исхаков, Олег Шайбаков и многие другие.
Сразу после премьеры в 1968 году на сцене Большого театра «Спартак» буквально захватил в плен весь мир мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью, фантастической по силе воздействия, глубоко психологичной музыкой. Соединив героический пафос и лиризм, спектакль не стал иллюстрацией к эпизоду из древней истории, он оказался острым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. «Спартак» Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, потрясает по-прежнему. Но одной танцевальной техники здесь мало. По выражению самого Маэстро, нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись. Главные партии исполняли легенды балетного театра. Спартака танцевали Владимир Васильев и Михаил Лавровский, Фригию – Екатерина Максимова и Наталия Бессмертнова, Красса – Марис Лиепа, Эгину – Нина Тимофеева и многие другие. Заполучить в репертуар «Спартака» – значит, показать особый уровень исполнительского мастерства труппы.

Уфимцы ждали своего «Спартака» долго. Двадцать пять лет назад балетмейстер Николай Маркарьянц поставил несколько сцен из балета на музыку Арама Хачатуряна. Тогда театру был доступен только такой, усеченный вариант спектакля в силу малочисленности мужского кордебалета. Но это позволило хотя бы в такой форме приобщиться к шедевру. Тогда в главных партиях блистали Алик Галичанин (Спартак), Леонора Куватова (Фригия), Людмила и Владимир Шапкины (Эгина и Красс).

И вот, наконец, у нас есть возможность на своей сцене увидеть легенду полностью. После удачного возобновления сотрудничества в прошлом году с Башкирским театром в балете «Корсар» А. Адана Юрий Григорович согласился поставить своего «Спартака».

С января все службы театра вплотную приступили к подготовке премьеры. Репетиционный процесс в балетном зале попеременно возглавляют ассистенты Юрия Николаевича Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Маэстро незримо присутствовал на репетициях, получая чуть ли не ежевечерние доклады об их ходе.

Легендарную сценографию Симона Вирсаладзе воссоздали художественно-производственные цехи театра. Им предстояло преодолеть немало трудностей. Например, чтобы пошить двести облачений, необходимо в прямом смысле найти нужные материалы. Непременное условие Юрия Николаевича – воссоздание костюмов и декораций Симона Вирсаладзе. Консультант по костюмам Людмила Иус из Краснодара внимательно следила за соблюдением предписаний. Но ткани, из которых шили сценические одежды более чем сорок лет назад, сейчас довольно сложно найти. Что-то привезли из Санкт-Петербурга, что-то заказывали в Москве. Но найти ткань лишь полдела. Швеям и художникам нужно вспомнить технологии работы с материалами, которые не используются уже много лет. Например, «накат». Особый способ нанесения рисунка на ткань путем непосредственного «вкатывания» в нее бронзовых или золотых порошков. В то время как портные красят сотни метров полотна, постижеры мастерят уникальные парики, бутафоры создают необходимую атрибутику и т.д.

С симфоническим оркестром театра попеременно работают дирижеры Андрей Аниханов из Санкт-Петербурга, уже известный уфимской публике по недавней премьере оперы «Тоска» Дж. Пуччини, и наш Герман Ким.

Есть в уфимском «Спартаке» и страницы, отведенные хору. Хормейстер-постановщик – Эльвира Гайфуллина.

Совсем скоро раздвинется занавес Башкирского государственного театра оперы и балета, и под завораживающую музыку Арама Хачатуряна зритель увидит и кипящий танец кордебалета, и летящие, будоражащие прыжки Спартака, и трепетные дуэты Фригии и Спартака, и острый, злой танец Красса, и обольстительные, дразнящие па Эгины…

Валентина АЙШПОР.

"