За границей таланта. Уфимский сезон из биографии Федора Шаляпина исключить нельзя

За границей таланта. Уфимский сезон из биографии Федора Шаляпина исключить нельзя

27 декабря 2005, 19:41
Культура
Московский журнал "Артист" внимательно отслеживал жизнь провинциальных трупп и их передвижения по России. С его страниц все узнали, что в августе 1890 года в Уфе гастролировала украинская "малорусская" труппа Мирова-Бедюх и имела хорошие кассовые сборы. Об этом несомненно узнал антрепренер Семенов-Самарский, арендовавший театр с сентября на зимний сезон до весны 1991 года, и принял меры к усилению труппы и улучшению репертуара, ведь уфимские зрители будут сравнивать его труппу с предыдущей.
Тот же журнал в следующем номере сообщил, что опереточная труппа открыла сезон 26 сентября и "первые спектакли усердно посещались публикой". Фамилии артистов в журнале не назывались, тем более — состав хора. Но можно с большой долей уверенности предположить, что именно 26 сентября 1890 года в Уфе впервые вышел на профессиональную сцену Федор Иванович Шаляпин, хотя статистом он подрабатывал в Казани с двенадцати лет.С неменьшей уверенностью можно предположить, что с утра 26 сентября он побывал в церкви, молился за благополучие начинавшейся артистической службы. Поскольку в церковных хорах он пел с девяти лет и знал все песнопения, его голос влился в катавасию заутрени "Отверзу уста моя". Символичное совпадение.Хористы–завистникиВ тот вечер его голос был услышан в театре и отмечен уфимцами, а также антрепренером, иначе не получил бы он вскоре предложение исполнить первую в своей жизни сольную оперную партию.В тот сезон у него многое было впервые — сольная роль, бенефис, приглашение участвовать в концерте в зале Дворянского собрания.За неделю до праздника Рождества Иисуса Христа, 18 декабря 1890 года (по новому стилю — 30 декабря), Федор Иванович спел партию Стольника в опере С. Монюшко "Галька" — и впервые его фамилия была указана на афише, рядом с режиссером и артистом Семеновым-Самарским и госпожей Террачиано. Кстати, "Галька" ставилась потом в Уфе неоднократно: в летнем театре Видинеева в 1896 и 1909 гг., но в газетных рецензиях исполнитель роли Стольника даже не упоминается. Мог бы и Семенов-Самарский не рисковать, не указывать в афише фамилию молоденького неопытного артиста. А он — рискнул и тем самым сохранил для истории день сценического рождения артиста, вскоре ставшего всемирно известным.В православных церквах в тот день звучала катавасия "Христос рождается".Семнадцатилетний Шаляпин-Стольник на сцене был отцом взрослой дочери Софьи (так — в афише 1890 года, в современных афишах ее имя пишут Зофья, но это не суть важно), и это перевоплощение едва ли было самым трудным для него в тот вечер. Сложнее были взаимоотношения со вчерашними коллегами, хористами, среди которых несомненно были завистники. По воспоминаниям Ивана Петровича Пеняева, в тот день, 18 декабря, в конце первого действия один из хористов отодвинул стул, и Стольник, присаживаясь, хлопнулся на пол под смех и аплодисменты в зале.Конфликты с хористами у него продолжались многие годы. Известно, что в 1913 году на гастролях в Лондоне дошло дело до примитивной драки за кулисами. Но в Уфе Стольник-Шаляпин понравился и режиссеру, и зрителям, поэтому молодого артиста ввели во многие спектакли репертуара. Опять-таки по афишам, из которых не все сохранились до нынешних дней, можно назвать даты его уфимских выступлений и исполненные партии.В 1904 году "Уфимские губернские ведомости" напечатали короткую заметку: "У одной из уфимских дам каким-то чудом сохранились две афиши русской комической оперы и оперетты от 10 февраля 1891 г за № 78 и 2 марта того же года за № 94, ставившейся в г. Уфе. Среди артистов, участвовавших в спектаклях, мы находим имя тогда еще малоизвестного, но теперь прославленного на всю Европу знаменитого баса — Шаляпина. В первом спектакле ставился "Трубадур" (опера в 4 д. Д. Верди) и г-н Шаляпин выступал в роли Фернандо, а во втором, когда ставился "Ревизор", г-ну Шаляпину привелось играть очень скромную и чуть ли не последнюю в этой пьесе роль полицейского Держиморды".Возможно, "Трубадур" ставился неоднократно, потому что по другим данным эта опера была поставлена 6 февраля в бенефис Террачиано с участием Шаляпина. Но точно известно, что 3 марта 1891 года был бенефис Шаляпина. Он пел Неизвестного в "Аскольдовой могиле". Присутствовавший в зале председатель драматического отдела уфимского Общества любителей пения, музыки и драматического искусства, он же член губернской земской управы (через несколько лет — ее председатель) Михаил Дмитриевич Брудинский в антракте сделал среди зрителей подписку, собрал Шаляпину 35 рублей и столько же тот получил от бенефиса. Но главное, что Михаил Дмитриевич принял участие в дальнейшей судьбе молодого певца: дал возможность ему подзаработать и в Обществе любителей, и в губернской управе, а еще — выступить на сцене зала Дворянского собрания. Сейчас об этом напоминает мемориальная доска на здании нынешней академии искусств в столице Башкирии.Шаляпину за его чудесный голос было сделано исключениеПродолжают печататься легенды, вплоть до того, что дочь Шаляпина побывала в зале, где состоялся первый сольный концерт певца. Но не было сольного концерта. Даже приглашение выступить в сцене из "Демона" в зале Дворянского собрания было для молодого артиста, пусть и обладающего замечательным голосом, большой честью. Потому что, честно говоря, труппа Семенова-Самарского была по творческому составу не очень-то сильной. Во всяком случае, никто из них заметного следа в истории русской оперы не оставил.Зато состав уфимского Общества любителей пения, музыки и драматического искусства, базировавшегося в Дворянском собрании, был весьма солидным. Например, в ту зиму, когда в Уфе дебютировал Шаляпин, в музыкальном отделе этого общества были выпускницы консерватории Марионада Андржеевская и Варвара Паршина. Елены Барсовой в тот год не было в Уфе — она училась на последнем курсе консерватории, и с Шаляпиным ее судьба свела позже, в театре Зимина. Ольга Шиленкова, будущий автор кантаты, посвященной Аксакову, только еще готовилась к поступлению в консерваторию. Племянник и племянница Петра Ильича Чайковского Михаил Ольховский и Марья Торшилова и их уфимские родственники именно в ту зиму активно участвовали в концертах, проходивших в зале Дворянского собрания. А еще — будущий председатель губернской земской управы Петр Коропачинский, будущий городской голова Сергей Сахаров, будущий депутат Государственной думы Сергей Балахонцев. Всего в отделах пения и музыки насчитывалось по несколько десятков человек, и недостатка в артистических силах не ощущалось. На концерты, устраиваемые обществом, как правило, никто со стороны не приглашался. Но Федору Шаляпину за его чудесный голос было сделано исключение.То обстоятельство, что труппа Семенова-Самарского была слабовата по составу, дало основание автору статьи в "Музыкальной энциклопедии", изданной в советское время, написать, что в Уфе Шаляпин "впервые выступил в оперной партии" и лишь в 1893 году "дебютировал на профессиональной оперной сцене" в Тбилиси, то же повторено и в "Театральной энциклопедии". Не могу с этими утверждениями согласиться. Конечно, к 1893 году Шаляпин оформился как артист и голос его, вероятно, стал более профессионально "поставлен", но уфимский гастрольный сезон из биографии Федора Ивановича исключить невозможно.Затем судьба готовила ему чудовищной силы несправедливые удары."Похабно оголившийся" ШаляпинВыросший в бедности, Шаляпин чутко откликался на чужие несчастья и поплатился за это во время европейских гастролей.17 мая 1927 года парижская газета "Возрождение" опубликовала благодарность протоиерея Георгия Спасского Федору Шаляпину за пожертвование пяти тысяч франков в пользу безработных.Немедленно откликнулись в Москве: "Почему не положить предел издевательству и наглости над всем СССР этого "свиты его величества народного артиста республики", — писала газета "Всерабис" (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств). Подключилась "Вечерняя Москва". Президиум ЦКрабиса ходатайствовал о лишении Шаляпина звания народного артиста республики...Шаляпин выступил 23 июня в газете "Возрождение" с разъяснением:— Я люблю полевой цветок, птицу, яблоню, речку, лес, музыку, хорошую картину и сам стараюсь как можно лучше петь. Если моей несчастной родине суждено вести политическую борьбу за существование свое, то там, в самой России, есть люди, которые призваны для этого. Я же для этого не гожусь. Между тем, мне во что бы то ни стало хотят навязать, чтобы я занимался этой политикой... Я прошу всех моих соотечественников — монархистов, социалистов, коммунистов и анархистов, раз навсегда оставить меня в покое и дать мне возможность заниматься тем делом, к которому я действительно пригоден.Я пожертвовал деньги в пользу беженских детей. Ведь если это преступление — то я был преступником и тогда, когда при императорском режиме пел в пользу социалистов-революционеров, и при большевиках в Бутырской тюрьме в пользу заключенных там контрреволюционеров".В ответ Шаляпина "лягнули" Демьян Бедный, Леонид Собинов, Михаил Кольцов. Шаляпин был лишен звания народного артиста.Когда в 1932 году вышла книга Шаляпина "Маска и душа", то вновь злобно выступил Кольцов: "Она страшна спокойной мерзостью человека, похабно оголившегося".Увы, большевики не оставили в покое Федора Ивановича и после его ухода из жизни. 14 апреля 1938 года газета "Известия" своеобразно сообщила читателям о смерти Шаляпина: "В расцвете сил и таланта Шаляпин изменил своему народу, променяв родину на длинный рубль... Оторвавшись от родной почвы, от страны, взрастившей его, Шаляпин во время пребывания за границей не создал ни одной новой роли. Все его выступления за рубежом носили случайный характер. Громадный талант Шаляпина иссяк уже давно. Ушел он из жизни, не оставив после себя ничего". Под этим пасквилем стояла подпись народного артиста СССР, певца (баса) Марка Рейзена.Юрий ЕРОФЕЕВ.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter