Posted 27 мая 2007,, 17:08

Published 27 мая 2007,, 17:08

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Ольга Корнилова: «Выступления в манеже можно смотреть без спецэффектов, а эстраду, увы, - нет»

27 мая 2007, 17:08
В уфимском государственном цирке идет новая программа «Созвездие большой Медведицы», где главные герои, понятное дело, топтыгины. Руководит аттракционом знаменитый дрессировщик Ренат Касеев. Однако в шоу можно увидеть не только забавных медведей, но и огромных верблюдов, смешных пуделей, пони, дикобраза, змей и других экзотических животных, которых дрессирует артистка с не менее известной цирковой фамилией Ольга Корнилова. Вместе с ней на манеже – ее супруг Александр Валиев.

- Я выросла в цирке. У меня и бабушки, и дедушки, и прабабушки – все работали в манеже. Можно сказать, я в цирке родилась, впрочем, как и мои дети. Я родилась, когда мои родители были на гастролях. Да и все детство провела в разъездах с мамой и папой. Сама начала работать лет в 13-14, что довольно поздно по цирковым меркам. Но это – династия, и это – мое. Цирк – стиль жизни, а не профессия. Мне это интересно, и я даже не представляю, чем еще могу заниматься, - говорит Ольга Корнилова.

- Существует ли возрастной предел, после которого в цирк попасть невозможно?

- Таких пределов нет. Я знаю людей, которые довольно поздно начинали растягиваться. Например, есть такой артист Чеканов, он в 40 лет начал работать в цирке, представляете? Он был, конечно, близок к манежу – работал ассистентом в номере, но сейчас видно по человеку, что ему очень нравится выступать самому.

- Что происходит с животными, «рабочий возраст» которых вышел?

- Некоторых отдаем в зоопарк. Почти все животные, которые были у моего папы (номер нам достался от него), работали у нас до своей старости. Постепенно снимали с них нагрузку, а внешний вид у них был просто замечательный. Например, лошади в номере дожили до 30 лет: мы не давали столько нагрузки, как в молодости, старались дать более спокойную работу, без стрессов. Они умерли своей смертью. Было, конечно, очень жалко, но на мясокомбинат мы их не сдаем, потому что это наши дети, наши партнеры.

Любопытно, что у животных существуют свои «выходные дни», в которые их стараются не тревожить: кормят, поят, ухаживают за ними, убирают навоз, а они тем временем отдыхают от выступлений.

В номере Ольги Корниловой представлены копытные, парнокопытные, обезьяны-приматы, хладнокровные, дикобраз, который, оказывается, грызун.

- Дикобраз – большая крыса, только в иголках, и он все-все грызет! – смеется Ольга.

Также представлены пони двух видов. Маленький – шотландское пони, второй – смесь: мама – пони, папа – кабардино-болгарский конь. Есть два верблюда: одному – 11 лет, другому – 14. Кстати, «рабочий возраст» верблюдов – 30 лет.

- Какие животные пользуются наибольшей популярностью у зрителей?

- Наверное, верблюды. В силу своего размера оно всегда впечатляет, а в принципе, сколько зрителей, столько и вкусов. Кому-то нравится обезьяна, кому-то медведь или пони, а кто-то без ума от крокодила! Для всех найдется зверь по душе.

- У артистов цирка есть амбиции?

- Ну, конечно, есть. У нас нет такого, что мы сделали номер и больше нам ничего не надо. У нас очень много планов, на подходе молодые животные, добавляем новые трюки. Занимаемся «украшательством» номера, потому что голой дрессурой народ не удивишь, а зрителям хочется интересных декораций, красивого оформления. Важен и свет, звук. Наше общество прогрессирует, и без спецэффектов выглядит все немножко сухенько. Хотя в принципе нас в цирке можно смотреть без спецэффектов, а эстраду, к сожалению, нет.

- Реакция публики меняется со временем?

- Наши мамы и папы говорят, что раньше было лучше. Может быть, не было такого наплыва информации, телевидения, всяких шоу, шикарных декораций. Но и мы, конечно, стараемся соответствовать повышенным требованиям публики.

- У вас всегда был такой совместный «семейный» номер?

- Нет, Саша (Валиев – ред.) раньше работал акробатом, но часто в жизни наступает время, когда в силу определенных обстоятельств люди меняются. Он встретил меня, забросил эквилибр, мы стали работать вместе.

- Александру больше понравилась дрессура?

Понимаете, у эквилибристов, акробатов или гимнастов все зависит от физической подготовки артистов. Профессия же дрессировщика объединяет в себе массу других: ты должен быть ветврачом, владеть психоанализом, то есть знать повадки животных. Мне кажется, профессию дрессировщика можно сравнить с профессией педагога, воспитателя в детском саду, - отвечает Ольга.

- Были случаи, когда срывался номер?

- Слава богу, не было. Если только какой-нибудь трюк не удался, но зрители этого не замечают. Дрессировщик должен уметь выйти с достоинством из неудавшейся ситуации.

- Какие впечатления оставила уфимская публика?

- Сначала скажу, что в цирке столицы Башкирии очень хороший коллектив: все на своих местах, все профессионалы, и каждый занимается своим делом и знает все «от и до». Ну, а зритель… Столица Башкирии всегда отличалась теплым приемом: очень добрые люди. Вообще, уровень уфимской культуры - высокий. Горожане любят ходить в цирк, и мы уверены, сегодняшние дети, когда вырастут, приведут в цирк своих детей.

Альбина ИБАТУЛИНА.

"