Posted 26 сентября 2012,, 19:36

Published 26 сентября 2012,, 19:36

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

В Башкирской опере открылась выставка макетов и эскизов декораций

26 сентября 2012, 19:36
В дни, когда Уфа чествовала гостей и участников V Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», в зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета открылась выставка «Сценография музыкального театра». Впервые за всю историю 75-ти театральных сезонов в одном экспозиционном зале представлены 7 макетов и 33 эскиза декораций. Уникальные экспонаты предоставлены Башкирским государственным художественным музеем им. Нестерова, самими художниками и взяты из архивных фондов театра.

«Борис Годунов», «Риголетто», «Отелло», «Травиата», «Мадам Баттерфляй», «В ночь лунного затмения», «Богема», «Дон Жуан», «Шаура», «Салават Юлаев», «Memento», «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказка о царе Салтане», «Журавлиная песнь», «Лебединое озеро», «Тиль Уленшпигель», «Страна Айгуль» и другие спектакли, которые на долгие десятилетия стали «витриной» творческих достижений коллектива Уфимской оперы.

Эскизы основоположника театральной сценографии Мухамеда Арсланова к первому национальному балету «Журавлиная песнь» Степанова-Исмагилова в 1968 году были отмечены медалью ВДНХ СССР, декорации к операм «Биржан и Сара» Тулебаева и «Волны Агидели» Исмагилова в 1972 году принесли Мухамеду Нуриахмедовичу почетное звание лауреата Государственной премии им. Салавата Юлаева.

Одна из первых учениц основоположников башкирской живописи Давлеткильдеева и Тюлькина Галия Имашева в 1968 году была удостоена госпремии им. Станиславского «за яркое сценическое оформление драматического спектакля» «В ночь лунного затмения» по одноименной драме Мустая Карима, а «Голубая шаль» Тинчурина в 1982 году получила диплом IV Всероссийского смотра драматургии и театрального искусства народов СССР.

«Солнечными эскизами» называли московские критики работы выпускника Саратовского художественного училища Владимира Плекунова к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» и ставили в один ряд с произведениями знаменитых мастеров – Бенуа («Отелло, Ла-Скала, Италия) и Федоровского («Князь Игорь», Большой театр). Позже уфимские спектакли «Дон Карлос» Верди, «Оптимистическая трагедия» Холминова и «Братья Ульяновы» Мейтуса, оформленные художником, были отмечены дипломами всероссийских и всесоюзных конкурсов.

Борис Торик остался в памяти нескольких поколений театралов не только как выдающийся певец, за свою долгую творческую жизнь на сцене театра он спел более 60 партий и даже получил почетную грамоту из рук самой Екатерины Фурцевой. В музее театра хранятся портреты Хисматуллина и Гаскарова, эскизы декораций к опере Пуччини «Богема» 1995 года, выполненные Борисом Ториком. Выпускник Ленинградского художественного училища им. Веры Мухиной, он был участником областных, персональных, республиканских, всесоюзных выставок.

Первым опытом работы Курбана Чарыева в оперном жанре была постановка оперы «В ночь лунного затмения» Салавата Низаметдинова. Новую художественную трактовку драмы народного поэта Мустая Карима по достоинству оценили московские зрители и критики в 1996 году на Декаде литературы и искусства в Москве. В 2005 году мировая премьера оперы Мемеnto («Помни!») стала лауреатом Международного конкурса «Филантроп».

На протяжении многих десятилетий опера 1955 года «Салават Юлаев» классика башкирской музыки была визитной карточкой коллектива. Эскизы декораций Мухамед Арсланов писал в окрестностях Салаватского района, где некогда жил национальный герой. В начале 90-х годов декорациям новую жизнь подарил его сын, Рифхат Арсланов. В 2004 году оформленная Рифхатом Мухамедовичем народно-патриотическая драма «Кахым-туря» Загира Исмагилова стала лауреатом Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

На выставке представлена лишь малая часть уфимских постановок (всего их более 250), оформленных мастерами театральной сценографии и молодыми художниками, только вырабатывающими свой творческий почерк. Сегодня «творческие дети и внуки» с честью продолжают дело своих учителей - Мухамеда и Рифхата Арслановых, Владимира Плекунова и Галии Имашевой – словно между ними нет границ. Это династия Абдрашитовых (Рамиль и Айгуль) и работающие в разных театрах России Евгений Иванов (Германия) и Марсель Калмагамбетов (Санкт-Петербург). Мастер дружеских шаржей и певец Башкирской оперы, спевший на его сцене весь шаляпинский репертуар Борис Торик и постановщик культовых спектаклей «В ночь лунного затмения» и Memento Курбан Чарыев. Авторы необычного ассоциативного ряда Тан Еникеев и Равиль Ахметзянов, дизайнер московской студии «Версия» и обладатель гран-при Международного конкурса молодых дизайнеров «Дом, как территория Wellness» в Германии Диана Арсланова и лауреат премии Международной Федерации ЮНЕСКО художник-декоратор театра Фания Низамова.

Рамиля ЛАТЫПОВА.

"